Выберите страницу

Так они и до Штирлица доберутся: что не так с новым «Противостоянием» Юлиана Семенова?

Так они и до Штирлица доберутся: что не так с новым «Противостоянием» Юлиана Семенова?

Так они и до Штирлица доберутся: что не так в новом  Противостоянии  по Юлиану Семенову

Вдовиченков заменил Басилашвили, а Гуськов — Болтнева в экранизации истории о предателе Кротове.

1979 год. В Магадане (в книге — Магаран, в первой экранизации — Нардан) обнаруживают расчлененное тело старателя Минчакова, который возвращался из Москвы. Это ужасное преступление привлекает внимание столичного полковника милиции Владислава Костенко, который отправляется на место происшествия. Его молодой, но умный помощник замечает связь между этим убийством и аналогичным событием, произошедшим в прифронтовой зоне рядом с Бреслау в 1945 году. Главным подозреваемым оказывается ветеран войны, таксист Милинко, который вез Минчакова в аэропорт. В 1945 году в том же месте, где нашли схожее тело, пропал без вести матрос с тем же именем. Расследование показывает, что бывший советский солдат Николай Кротов, который в 1941 году перешел на сторону фашистов, убил и расчленил матроса, присвоив его личность. Спустя годы, чтобы скрыть свои следы, он расправляется также и с Минчаковым.

Так они и до Штирлица доберутся: что не так в новом  Противостоянии  по Юлиану Семенову

Роман из цикла о полковнике Костенко, написанный известным советским писателем Юлианом Семеновым, был адаптирован для телевидения в 1985 году. Шестисерийный фильм, снятый режиссером Семеном Арановичем и в главной роли с Олегом Басилашвили, не достиг такой же громкой славы, как «17 мгновений весны», созданный по сценарию того же автора. Тем не менее, он всё же пользовался значительной популярностью.

Так они и до Штирлица доберутся: что не так в новом  Противостоянии  по Юлиану Семенову

Сериал явно создавался с ограниченным бюджетом, а композитор Александр Кнайфель не проявил особого старания, собрав свою музыку из самых избитых и грубых клише военных фильмов, которые в 1985 году выглядели совершенно неуместно. В целом, в «Противостоянии» было больше производственного качества, чем живости и человечности. Тем не менее, история Кротова, который из мелкого труса превратился в истинное воплощение зла, оказалась очень сильной и многослойной. Похоже, именно этот персонаж запомнился зрителям настолько, что они продолжают высоко оценивать «Противостояние».

Так они и до Штирлица доберутся: что не так в новом  Противостоянии  по Юлиану Семенову

В определённой степени сериал Арановича представляет собой психологический триллер, который наглядно показывает внутренний мир убийцы, что отличает его от традиционных советских фильмов о героях и предателях на войне. Множество сцен с военной хроникой создают атмосферу документальности, усиливающую восприятие игровых эпизодов. Персонаж Кротов, в великолепном исполнении Андрея Болтнева, получается отвратительным, но вместе с тем и сложным. Актёр сумел сделать фамилию героя нарицательной — «Кротов» стало прозвищем, которым дразнили сверстников в школе за недостойные поступки. К тому же, это был 1985 год — время начала Большой Смуты (которая, увы, до сих пор не завершилась), и общество было готово к исследованию природы злодея.

Так они и до Штирлица доберутся: что не так в новом  Противостоянии  по Юлиану Семенову

Теперь сериал «Противостояние» был переснят по заказу Первого канала. Прежде чем выйти в эфир на телевидении, его представили сразу несколько онлайн-кинотеатров, таких как Иви, Кинопоиск и Кино1ТВ. С технической точки зрения, эта работа Тимура Алпатова демонстрирует значительно более высокое качество, особенно в визуальном аспекте. В 1985 году было непросто запечатлеть панораму тайги с высоты — для этого требовался самолет с оператором на борту. В то время как сейчас создание эффектных кадров, создающих нужную атмосферу, стало значительно проще и дешевле. Изображение получилось ярким и глубоким, а цветокоррекция соответствует тому, как мы воспринимаем советское кино.

Так они и до Штирлица доберутся: что не так в новом  Противостоянии  по Юлиану Семенову

Теперь в роли Костенко выступает Владимир Вдовиченков. В отличие от Басилашвили, который изображал строгого и принципиального персонажа, Вдовиченков демонстрирует образ уверенного профессионала, но при этом с человеческими слабостями. Сценаристы добавили ему мелодраматическую линию: Костенко теряет свою жену, он постоянно пытается с ней связаться из Магадана, но она не отвечает на его звонки, а если и отвечает, то сразу же сбрасывает. Изменился и его помощник: в советском сериале это был грузин Кардава с характерным акцентом, что подчеркивало различия в менталитете между ним и Костенко. В новой интерпретации «Противостояния» его фамилия Тадава (как в оригинальном романе), и он выступает как коренной москвич славянской внешности, с грузинскими корнями только по дедушке. Наконец, роль Кротова исполняет Алексей Гуськов, мастер сложных и непростых персонажей.

Так они и до Штирлица доберутся: что не так в новом  Противостоянии  по Юлиану Семенову

Несмотря на высокие технологии, качественную актерскую игру и общее впечатление от нового сериала, за всем этим не скрывается ничего значимого. Вопрос «Зачем?!» — который постоянно возникает у зрителей, когда современные кинодеятели решают переснять что-то из советской эпохи — звучит особенно остро. В принципе, в ремейках нет ничего предосудительного, однако каждая новая интерпретация узнаваемого сюжета должна содержать свежую концепцию, предложенную сценаристом и режиссером. Новое «Противостояние» представляет собой посредственный ремейк, снятый исключительно из коммерческих соображений — чтобы воспользоваться ностальгическими чувствами взрослой аудитории и извлечь из этого прибыль. Но даже эта цель, похоже, не будет достигнута. На кинопорталах редкие положительные отзывы довольных зрителей теряются в общем негативном фоне тех, кто считает сериал позорным творением. Более молодое поколение, в частности, вряд ли найдет в этом что-то привлекательное.

Так они и до Штирлица доберутся: что не так в новом  Противостоянии  по Юлиану Семенову

Пиком бесстыдства создателей ремейка стал постер сериала, на котором шрифт названия усеян стрелками — вероятно, они призваны символизировать имеющееся противостояние. Дизайнер был так увлечен своей задумкой, что текст едва поддается прочтению. А одного из сценаристов даже обозначили как… автора идеи.

Так они и до Штирлица доберутся: что не так в новом  Противостоянии  по Юлиану Семенову

Вот и художественные задачи они формулируют и выполняют таким образом. В конце концов, они могут дойти и до Штирлица, — высказал опасение один из зрителей. Ну да, они действительно способны на это.

Противостояние 18+

Детективный сериал, основанный на экранизации, состоит из 8 серий.

Константин Эрнст является автором идеи, а соавторами выступили Алексей Мельников и Николай Попов…

В составе актеров: Владимир Вдовиченков, Алексей Гуськов, Сергей Газаров, Денис Нурулин, Карина Андоленко, Александр Аверин, Дмитрий Куличков, Игорь Хрипунов, Ангелина Поплавская, Елена Оболенская, Хельга Филиппова, Артур Иванов, Михаил Салин и Дмитрий Блохин.

Иви, Кинопоиск, Кино1ТВ.

Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers

Об авторе

9 комментариев

  1. stanislav

    Ох, друзья, этот сериал — как старая добрая шуба: бюджетно, тепло, и хоть музыка — это сборник клише, но всё равно обволакивает душу уютом и воспоминаниями о тех

    Ответить
    • egor

      «Ну, сериал — как шуба, а не триллер Арановича!»

      Ответить
  2. Маша

    Когда шрифт с стрелками на постере так и норовит ускользнуть, становится ясно — это шедевр!

    Ответить
    • gleb

      Согласен! Этот шедевр — как бюджетный сериал: яркий, но с музыкой из «Кин-дза-дза»! 😂✨

      Ответить
  3. ksenia

    Ну, что сказать, Тадава теперь москвич с грузинскими корнями — как борщ с хинкали!

    Ответить
    • vasily

      Ну да, Тадава — это как борщ с хинкали: вроде вкусно, но неясно, как это есть! 😄

      Ответить
  4. veronica

    Вот это поворот! Бывший солдат, как в плохом фильме, убивает матроса и меняет личность. Настоящий шпион!

    Ответить
  5. demos

    Прежде чем выйти в эфир, его представили несколько онлайн-кинотеатров, а Тимур Алпатов с панорамой тайги сделал такое качество, что даже советское кино завидует!

    Ответить
    • elena

      «Да, Тимур с тайгой — это шедевр! А композитор явно был на диете из клише 85-го!»

      Ответить

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *