«Квартира 7А» (2024, Apartment 7A): Проклятое здание из прошлого
Я пригласил их в свой уютный дом. Угощал их вином, и мы весело проводили время. Порой они испытывали легкий страх от нежных прикосновений крепких рук к своей шее.
***
Фильм ужасов «Квартира 7А» показывает, что безкорыстная помощь может обернуться ужасными последствиями для тех, кто её принимает. В центре сюжета находится стремление к успеху и славе, а также проблема, что для достижения мечты порой требуется принести жертву.
Режиссёром фильма стала австралийка Натали Эрика Джеймс, а главную роль сыграла Джулия Гарнер. В результате получился стильный и тщательно проработанный фильм, в котором блестяще проявила себя талантливая актриса.
Сюжет
1965 год. Молодая танцовщица из провинции Тереза «Терри» Джионофрио (в роли Джулии Гарнер) переехала в Нью-Йорк, мечтая выступать на Бродвее. Однако во время важного выступления с ней происходит неприятность — при исполнении привычного танцевального элемента она получает травму лодыжки из-за неудачного приземления. В результате все её прослушивания заканчиваются неудачами, и её начинают называть «Девушка, которая упала».
В дополнение к отказам на прослушиваниях, Терри сталкивается с финансовыми трудностями и проблемами с жильём. Её подруга Энни готова помочь, но на Энни оказывают давление хозяйка квартиры, где они временно проживают вдвоём.
Терри пришла на кастинг для новой бродвейской пьесы «Бледный плут» (The Pale Crook), которую ставит режиссер Алан Маршен (в исполнении Джима Стёрджесса). Во время прослушивания её снова ограничивала больная лодыжка, но режиссёр проявил к ней интерес.
Терри решила проследить за ним до его дома и узнала, что он проживает в Брэмфорде. Вскоре ей стало невыносимо плохо из-за обилия обезболивающих, которые она принимала. На помощь ей пришла респектабельная пара, Минни и Роман Кастеветы, живущие в том же доме. Они предложили ей остаться на ночь в их гостевой спальне, а затем даже пригласили жить в соседней квартире 7G, пока Терри не восстановится и не укрепится в своей профессии. Она даже не догадывалась, что попала в руки сатанинского ковена, который искал новый сосуд для вынашивания ребёнка Сатаны.
Образ жителей многоквартирного дома Брэмфорд
«Квартира 7А» является приквелом к триллеру Романа Полански «Ребёнок Розмари» 1968 года, в котором развивается сюжетная линия персонажа по имени Терри Джионофрио. В оригинальном фильме этот персонаж появляется на экране всего лишь на несколько минут. Однако в новом фильме образ Терри значительно отличается: если у Полански она представлена как привлекательная брюнетка с итальянскими корнями, то у Джеймса она становится простой американкой из Небраски, выросшей на свиноферме, что делает её полной противоположностью образу Терри из фильма Полански.
Сценарий новинки раскрывает целую цепь событий, предшествовавших испытаниям Розмари Вудхаус. По крайней мере, в произведении Натали Эрики Джеймс становится еще более очевидным, насколько безжалостны и расчетливы Минни и Роман Кастеветы, и как целеустремленно они движутся к своей цели — созданию нового владыки на Земле. Они готовы на всё, готовясь идти до конца, несмотря на большие жертвы, что совершенно их не трогает. Контраст между их приятной внешностью и холодной сущностью вызывает настоящий ужас.
Натали Эрике Джеймс удачно сохранила ключевую линию оригинала – это портрет жителей Брэмфорда. Они доброжелательны и отзывчивы, открыты для общения. Кажется, их не волнует социальный статус собеседника; они всегда готовы прийти на помощь, просто потому что могут это сделать.
Кастеветы предлагают жилье, а миссис Гардения преподносит баночку мази для облегчения боли в лодыжке.
Однако настоящие намерения жителей Брэмфорда скрываются за их улыбками. Они используют тех, кого можно легко манипулировать, основываясь на их желаниях. «Я согласна сыграть роль девушки в беде, если это откроет мне двери в Брэмфорд», — признаётся Терри в «Квартире 7А». Гай Вудхаус, муж Розмари, стремится стать известным актёром, чтобы перейти с телевизионных спектаклей на более серьезные подмостки. Оба, и Терри, и Гай, жаждут достижения высоких целей, и благодаря своим амбициям становятся уязвимыми для манипуляций. На Терри оказывают прямое влияние, а на Розмари — через Гая, который становится их посредником. В «Квартире 7А» эту роль выполняет режиссёр бродвейского шоу Аллан Маршен.
Амулет, который Минни Кастевет вручает своим жертвам, может служить отличной метафорой бесплатных услуг. Его танис издает неприятный запах, что является символом фальшивого дружелюбия к незнакомым людям – такая щедрость оставляет негативное впечатление. Однако, для принимающей стороны действительно осознать скрытый смысл этого жеста не всегда легко.
В свете недавнего скандала в Голливуде, связанного с рэпером Пи Дидди и его вечеринками, образ Брэмфорда и его жителей становится ярким символом взаимодействия людей друг с другом. Шоу-бизнес можно охарактеризовать как большой Брэмфорд. Независимо от того, идет ли речь об острове Эпштейна или о Белых вечеринках Пи Дидди, ситуации сводятся к одному и тому же: наркотики, насилие, подавление воли и манипуляции над теми, кто не может за себя постоять и стремится к чему-то значимому в своей жизни. Триллер «Подай знак» Зои Кравиц поднимает аналогичные темы.
Терри Джионофрио в произведении «Квартира 7А» не стремилась к браку и материнству — её истинная мечта заключалась в том, чтобы стать звездой Бродвея, чье имя светилось бы на афише неоновыми огнями. Однако она не была готова мириться с унижением. В одном из эпизодов, когда Алан Маршен пытался сыграть Принца Просперо из «Маски Красной смерти» Роджера Кормана, заставляя её на коленях изображать свинку, виляющую хвостом и валяющуюся в грязи, она решительно отказалась унижаться. Хотя эту битву ей удалось выиграть, настоящая борьба предстояла впереди. Позже Маршен произнёс: «Твоё место во тьме», намекая на то, что настоящая сила принадлежит другим, и без их одобрения и действий ты остаёшься никем.
В художественном произведении дом Брэмфорд стал прибежищем преданных сатанистов, которые отвергают существование истинного Бога, полагая, что Он мёртв. Это наглядно иллюстрируется заголовком газеты, которую читает Роман Кастевет: «Is God Dead?». Для этих людей Дьявол выступает в роли защитника и помощника. В реальной жизни подобные потусторонние силы олицетворяются мощными препаратами, изменяющими состояние сознания, или безобидными на вид коктейлями вроде tootsie. С их помощью можно манипулировать жертвами, а чтобы заставить их молчать, предлагаются выгодные контракты. В фильме ситуация выглядит аналогично. Терри оказывается в положении, когда ей предстоит согласиться на рождение ребёнка, чтобы осуществить свою мечту о карьере на Бродвее — другого выхода у неё нет. Придётся пожертвовать собой ради достижения желаемого, стать уязвимой, чтобы добиться успеха.
Минни выразила девушке недовольство по поводу её неблагодарности — разве это не манипуляция? Как же Терри могла бы устоять под давлением, когда Минни права: Кастеветы предоставили жильё безвозмездно и проявили великодушие. Никто не станет углубляться в то, что за этой добротой скрываются сомнительные мотивы. Жертва, нуждающаяся в поддержке, сама попала в «ловушку доброты», а те, кто обладает властью, воспользовались этой ситуацией.
Пересечения с параноидальным триллером Романа Полански “Ребёнок Розмари”
Весь ужас сосредоточен в элитном многоквартирном доме Брэмфорд в Нью-Йорке, который всегда славился своей дурной репутацией. Эта информация подчеркивается как в оригинальном фильме, так и в его приквеле. Когда Терри начинает разбираться в происходящем с ней и вокруг, она обращается за помощью в церковь, где монахиня предупреждает её о том, что в Брэмфорде давно обосновались последователи Сатаны, и что от этого дома стоит держаться подальше. Полгода назад Джоан Себульски погибла под колёсами автобуса, пытаясь бежать оттуда в полночь, в то время как Кастеветы творили с ней страшные вещи.
Имя главной героини «Квартиры 7А» — Тереза «Терри» Джионофрио — имеет своё символическое значение. Терри является девушкой, которая проходит восстановление после зависимости от наркотиков, напоминая персонажа из «Ребёнка Розмари» (1968) Романа Полански. В начале истории Розмари Вудхаус (в исполнении Мии Фэрроу) встречает её в прачечной, расположенной в подвале дома, и ошибочно принимает за актрису Викторию Ветри. В разговоре Терри рассказывает, что живёт с Кастеветами, которые подобрали её с улицы, когда она оказалась в трудной ситуации; если бы не их помощь, она могла бы оказаться на грани смерти или в тюрьме. В этом контексте также упоминается миссис Гардения, которая занималась выращиванием ароматных трав, что указывает на связь с новым фильмом — на кухне миссис Кастевет эти травы также присутствуют.
Терри продемонстрировала подарок, полученный от Минни Кастевет: кулон, в котором находилась трава таниса, обладающая очень неприятным запахом. По словам Минни, этот кулон приносит удачу, поэтому Терри не снимает его. На следующий вечер Терри выпала из окна «быстро и безболезненно», как было написано в записке, приклеенной к подоконнику. В этот момент она опускалась вниз без единого звука, под веселую мелодию песни «Be My Baby» группы Ronettes.
В «Квартире 7А» возникает сцена с телом Терри, лежащим на дорожке у дома, похожая на ту, что была в «Ребёнке Розмари». Вудхаусы возвращались домой и заметили скопление людей у подъезда. Они узнали девушку, и полицейские начали расспрашивать их о ней. Спустя некоторое время к ним подошли Кастеветы. В «Квартире 7А» режиссёр предполагает, что после утраты Терри Кастеветы решают заменить её Розмари.
В новинке не упоминается о Розмари Вудхаус, но, вероятно, именно она появляется в прачечной в середине фильма, когда у Терри возникают видения младенца, скрывающегося в барабане стиральной машины, и образ Рогатого отражается в стекле. Девушка, зашедшая в прачечную, одета в светлое платье прямого кроя, её волосы собраны в два коротких хвостика — точно как у Розмари в фильме 1968 года. А в самом финале, когда Кастеветы наблюдают за парой, явно являющейся Вудхаусами, опрашиваемой полицейским, они обмениваются взглядами, что позволяет зрителю понять, что они нашли новый «сосуд» для младенца.
Это довольно интересное пересечение, и идея развить историю случайной знакомой Розмари Вудхаус вызывает любопытство, если бы не одно «но». Терри у Романа Полански не производила впечатления испуганной и нервной, наоборот, она выглядела уверенной. Похоже, что общение с Кастеветами действительно пошло ей на пользу: она дружелюбно общалась с новой соседкой, не пытаясь её ни о чём предупредить. Это контрастирует с событиями в «Квартире 7А», где к тому моменту у Терри уже значительно усилились страхи и переживания.
Миссис Гардения в триллере Романа Полански не играет активной роли, а лишь упоминается. Её квартира была частью жилья, в которое переселились супруги Розмари и Гай Вудхаусы. В “Квартире 7А” Гардения противостоит оккультным действиям Кастеветов и пытается убедить Минни остановиться. Она даже пытается вмешаться, но дьявольская сила уничтожает всех, кто пытается помешать планам. В оригинальном фильме упоминается, что предыдущая арендаторша недавно скончалась, причем перед смертью у неё наблюдали странное поведение. В приквеле демонстрируется, как именно она себя вела.
В обоих фильмах главной героиней является скромная, уязвимая и мягкая девушка, которая на первый взгляд не выглядит способной постоять за себя. У Романа Полански Розмари Вудхаус в глазах окружающих предстает как тихий, инертный и слабый человек, что подчеркивается тем, что она легко управляемая. Её имя, созвучное пряной траве розмарин (Rosemary), также усиливает это впечатление. В квартире Гардении акцент сделан на мини-садик трав, который напоминает о той же теме. Что касается Натали Эрики Джеймс, её персонаж Терри — настоящая одиночка, без мужа или бойфренда, без денег и с травмированной лодыжкой, что для танцовщицы является настоящей трагедией; у Терри есть свои уязвимые стороны, на которые можно давить, чтобы контролировать её. Тем не менее, обе девушки демонстрируют стойкость и внутреннюю силу, способные справляться с трудностями и защищать свои интересы. Их попытки показать свою решительность сталкиваются с ужасом, ведь против них стоит ещё более мощная сила.
***
Фильм ужасов «Квартира 7А» Натали Эрики Джеймс представляет собой симпатичное и аккуратное дополнение к замечательному триллеру Романа Полански 1968 года. Однако, в чем именно он уступает фильму Поланского, так это в финале. У Джеймс заключительная часть кажется привычно страшной и предсказуемой, тогда как у Поланского финал действительно шокирует. Розмари Вудхаус, качая колыбель своего ребенка, оказывается в борьбе с потусторонней силой, и её доброта приводит к созданию чудовища. К сожалению, «Квартира 7А» не оставляет такого запоминающегося послевкусия.
***
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Амулет Минни Кастевет — это как бесплатный сыр в мышеловке, пахнет странно, но зато какой символизм! В мире шоу-бизнеса, где каждый второй — потенциальный Брэмфорд, главное
Амулет Минни — ключ к «Квартире 7А», входите смело!😄👹
Конечно, амулет как нежные крепкие руки на шее. Славы!
«Амулет Минни — прям как розмарин: пахнет и манит. 🌿»
«Согласен! Шоу-бизнес — это как Брэмфорд с амулетом Минни: странно, но символично. Пошел за сыром!»
«Да уж, в Брэмфорде даже доброта на вес золота, а жертвы живут, как в параноидальном триллере!»
Оба, и Терри, и Гай, как собаки на сене, жаждут высот, но попадают в ловушки манипуляторов!
Вот это поворот! В «Квартире 7А» все так закручено, что даже Розмари из прачечной не устоит!