Олегу Басилашвили исполнилось 90 лет: он мечтал сыграть роль Новосельцева, похудел для Гайдая и не испугался Воланда.
В честь 90-летия мы расскажем о сложном и интересном пути народного артиста СССР.
Олег Валерианович появился на свет в Москве в 1934 году. Его предки происходят из Грузии, они переехали в столицу из региона Тао-Кларджети, который в настоящее время находится в составе Турции. Идея вернуть фамилии окончание -швили, характерное для выходцев из Восточной Грузии, принадлежала его отцу, Валериану Нашревановичу. Ранее все члены семьи артиста носили русскую фамилию Басиловы. Мать Олега была выдающимся филологом и активно продвигала идеи Московской лингвистической школы и реформ орфографии. В своей автобиографии «Неужели это я?! Господи…» юбиляр с теплотой вспоминает, как она работала над словарями, вовлекая его в этот процесс. Например, Олег помогал маме создавать карточки для словарей и за каждую получал по копейке. Воспитанная московскими интеллигентами, Ирина Сергеевна стремилась привить своему сыну и своим ученикам гуманистические и демократические ценности.
После начала Великой Отечественной войны семье Олега пришлось эвакуироваться в Тбилиси. Старший брат, Георгий, ушел на фронт и пропал без вести. Лишь спустя 75 лет, в 2017 году, Олег сумел узнать о его судьбе: Георгий погиб от ранения в смоленском госпитале. Хотя в Грузинской ССР боевые действия не велись, жизнь там была далеко не спокойной. Регион оказался практически изолированным от остальной страны, и связь обеспечивалась преимущественно через порты на Каспийском море и в Средней Азии. Более 60% местной продукции шло на нужды армии и флота, что способствовало возникновению массового голода в Грузии в первые годы войны. Сам Олег, переехав в Тбилиси, заболел туберкулезом, но, к счастью, ему удалось выздороветь.
В ключевом 1943 году, когда враг начал массовую退ку к своим границам после поражения под Сталинградом, семья Басилашвили решила вернуться в Москву. Учеба будущего актера с самого начала не ладилась. В гимназии у него дела шли плохо, а когда он с трудом завершил обучение, возник вопрос о получении высшего образования. Узнав, что Олег поступил в школу-студию МХАТ, его отец пришел в ярость и отказался поддерживать творческие стремления сына. Мать, хотя и была разочарована тем, что он не выбрал филологическую специальность, проявила большее понимание.
Первую заметную роль актер получил в фильме «Невеста», который является черно-белой адаптацией одноименного рассказа Чехова. Ранее он уже успел сняться в кино дважды, но только в эпизодических ролях. В то же время его театральная карьера развивалась значительно успешнее. На протяжении следующих двадцати лет у Басилашвили не было главных ролей: максимума он достигал на втором плане, как в «Живом трупе», где главную роль исполнял Баталов, или в «Возвращении Святого Луки», где на первый план выходили Дворжецкий и Санаев. Тем не менее, актер пользовался хорошей репутацией у режиссеров и, благодаря роли белогвардейца Лахновского в «Вечном зове», пользовался определенной популярностью среди зрителей.
В 1971 году актер чуть не получил роль Остапа Бендера в фильме «12 стульев». Как позже рассказал Олег Валерианович в документальном фильме «Тостуемый пьет до дна», Леонид Гайдай пообещал Басилашвили утвердить его на эту роль, если тот снизит вес на 20 кг. Актер выполнил условия (даже превысил план, сбросив 15 кг!), но вскоре узнал, что съемки уже идут, а в роли харизматичного авантюриста утвержден Арчил Гомиашвили. Затем у актера появилась возможность сыграть Ипполита в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» Рязанова. Он был готов к съемкам, но из-за смерти отца вынужден был отказаться от этого предложения.
Первым поистине значительным достижением в кино для актера стал фильм «Служебный роман» режиссера Рязанова. Басилашвили изначально претендовал на роль Новосельцева, и сначала режиссер действительно рассматривал его кандидатуру. Однако позднее он пришел к выводу, что Мягков больше подходит для этого персонажа. Олег, в свою очередь, получил роль амбициозного карьериста Самохвалова. Тем не менее, он не раз пытался уговорить Эльдара Александровича поменять их местами, считая, что усталый вид человека, постоянно ездящего между Москвой и Ленинградом, лучше соответствует образу неряшливого и неопрятного Новосельцева.
После выхода на экраны фильма «Служебный роман» карьера Олега Басилашвили сделала новый виток. В 1979 году он сыграл в «Осеннем марафоне» режиссера Данелии, где воплотил образ мягкого и нерешительного Бузыкина, который балансирует между своей женой и молодой любовницей. Затем его снова пригласил к себе в фильм Эльдар Рязанов. Говорят, что актер даже подшучивал о наличии у них «бумажной расписки», по которой Рязанов был обязан приглашать Басилашвили в каждую новую работу. Широкую известность ему принесла роль Рябинина в фильме «Вокзал для двоих», который был представлен на Каннском кинофестивале и занял первое место в опросе читателей «Советского экрана». Экранный дуэт с Людмилой Гурченко полюбился миллионам зрителей.
Восьмидесятые годы стали для актера настоящим золотым веком, полным культовых ролей. В 1985 году он сыграл следователя Владислава Костенко в сериале «Противостояние», а затем появился в двух перестроечных фильмах Шахназарова — поколенческой Drama «Курьер» и сатирической антиутопии «Город Зеро». Позднее, в постсоветский период, актер сотрудничал с Кареном Георгиевичем, снявшись в «Снах» и «Ядах, или Всемирная история отравлений».
Как бы это ни звучало странно, но бесспорно, самый знаменитый образ, который олицетворил Басилашвили, появился в 2000-х годах. Речь идет о Воланде в адаптации «Мастера и Маргариты», созданной режиссером Владимиром Бортко. Хотя в произведении Булгакова князь тьмы изображается как мужчина средних лет, Олегу Валериановичу на тот момент было уже за семьдесят, и тем не менее, его интерпретацию Воланда нередко считают наиболее каноничной и близкой к оригиналу. Актер смело решил воплотить этот загадочный образ на экране, несмотря на то что к тому времени оригинальное произведение приобрело дурную репутацию, некоторые даже называли его «проклятым». Интересно, что Басилашвили категорически отказывается смотреть новую экранизацию Михаила Локшина, считая, что она слишком далека от булгаковского текста.
Никита Маргаев подготовил этот материал для 7ДнейКино. Делитесь своими мнениями об этом статье в комментариях или на нашем сайте.
Больше увлекательных новостей о кино вы найдете в нашем Telegram-канале.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Актер смело решился на этот загадочный образ, как я на диету после Нового года, и хоть Басилашвили считает экранизацию далекой от Булгакова, я бы сказал, что она как
«Как Бузыкин в «Осеннем марафоне», смело и смешно!»
«Как же смело! Как и я, решившийся на диету после Нового года. Несмотря на туберкулез, он в форме!»