Лето вечной зимы подходит к концу: 9 фильмов из программы кинофестиваля «Маяк»
С 5 по 10 октября в Геленджике состоялся II фестиваль актуального российского кино «Маяк», на котором были продемонстрированы самые заметные новинки авторского кино, созданного в России. Мы предлагаем обзор всех фильмов основного конкурса в алфавитном порядке, без какого-либо ранжирования по качеству.
Агния (призы за лучший сценарий и лучшую женскую роль)
Необычная трагикомедия, созданная дебютанткой Павлой Стратулат, которая также отметилась как сценаристка в короткометражном фильме «Клок». Главной героиней является хладнокровная и жесткая девушка по имени Агния, живущая с сыном в доме без отопления в разгар зимы. Однажды кандидат в мэры предлагает ей работу по специальности — построить печь на своем участке. Постепенно Агния начинает брать ситуацию в свои руки и становится хозяйкой положения. Хотя фильм описывают как типичную русскую хтонь, на деле в нем заметно влияние стилистики Йоргоса Лантимоса, особенно его свежей работы «Виды доброты» (Однако фильмы снимались одновременно, поэтому это вряд ли можно считать заимствованием). Исполнившая главную роль Евгения Громова показывает, как можно отключить эмоции и сыграть множество тонов одновременно. Сам фильм представляет собой сочетание черного юмора, легкого сюрреализма, абсурда и сатиры.
Белый пароход
Это трогательная и несколько затянутая история, происходящая в Якутии, о музыкальной школе для талантливых детей. Главные роли в фильме исполняют настоящие ученики этой школы. В центре сюжета — новый директор, русский по национальности, который с первых дней начинает устанавливать строгие правила. Одним из его первых шагов становится увольнение эмоциональной учительницы хора, которая не хочет изменять привычный репертуар. Однако ученики не готовы расстаться с любимой преподавательницей, роль которой исполняет Элла Соколова — реальная учительница этой школы.
Фильм основан на книге Инги Шепелевой, поэтессы и писательницы, а среди продюсеров такие знаковые фигуры якутского кино, как Дмитрий Давыдов и Степан Бурнашев, а также главный редактор сайта Кино-Театр.ру Жан Просянов. По своему настроению лента напоминает «Нууччу» Владимира Мункуева — она исследует темы колониализма и власти, но рассказывает эти важные проблемы через более мягкий киноязык. К тому же, в отличие от «Нууччи», этот фильм планируется к широкому прокату.
Вечная зима
Мрачная, но, удивительным образом, в конечном итоге жизнеутверждающая драма о супругах, потерявших сына в уличной драке. Они не в силах справиться с горем: мать постоянна в своём выражении печали, а отец бродит по улицам серого уральского города в поисках убийцы, о котором осталась лишь память в виде красной куртки. Похоже, что они оказались в безвыходной ситуации, и будущее представляется неопределённым.
Один из самых впечатляющих фильмов программы, который, как ни странно, не удостоился ни одной награды, несмотря на выдающиеся актерские performances. Александру Робаку предсказывали приз за лучшую мужскую роль (хотя его образ сложно в итоге запомнить), а Юлия Марченко блестяще справилась с ролью вечной печали матери. Однако самое потрясающее в этом фильме — это его финал. На первый взгляд, может показаться, что это история в духе «Жажды смерти», но режиссер Николай Ларионов (аналитик фонда Кинопрайм и бывший кинокритик) выводит сюжет в совершенно неожиданное русло, что абсолютно ново для нашего кино.
Джекпот (призы за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль)
Новый фильм режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» основан на повести писателя-метамодерниста Кирилла Рябова под названием «777». Сюжет, как говорится, прост как три копейки: главный герой, обыкновенный житель приморского края по имени Игорь, неожиданно оказывается в fortunate ситуации — банкомат ошибочно выдает ему почти три миллиона рублей. Посчитав это знамением судьбы (в 2011 году, когда разворачиваются события, такая сумма имела колоссальную ценность), он решает потратиться на роскошь, что приводит к непредсказуемым последствиям.
К сожалению, у Ханта наблюдается явный творческий застой: это печально неудачное и скучное кино с не очень удачным юмором, пугающей мизогинией и довольно посредственным криминальным сюжетом, напоминающим прошлые работы братьев Коэн. Единственным ярким моментом является игра Максима Стоянова, который отлично воплотил образ привычного идиота. В целом же, «Джекпот» — фильм, после просмотра которого остается лишь пожелать режиссеру успехов в будущем.
Киноплёнка №8
Экстраординарная синефильская история от Ильи Хотиненко, сына Владимира Хотиненко, которому на заметку уже больше 50 лет. Владимир знаменит такими мелодрамами, как «Асфальтовое солнце» и культовой наркодрамой «Одиссея 1989». На этот раз Илья погружает нас в мир работницы видеопроката, которая трудится в таинственном закрытом кинотеатре, где в прошлом произошло ужасное событие — во время сеанса исчезли все зрители. Теперь, в этом зловещем месте, пропал ее сын, а местные бандиты нацелились отобрать у нее бизнес.
Фильм, мягко говоря, далеко не идеален, но вызывает невероятное любопытство. Основные теги, которые можно использовать: Джастин Бенсон и Аарон Мурхед, Николас Виндинг Рефн, Роман Михайлов, Последний киногерой и Жмурки. Это абсолютно панковская лента, в которой Даниил Воробьев вновь показывает свои блестящие актерские способности, а Кристина Асмус играет постоянно взволнованную мать, гонящуюся за своим ребенком и одновременно пытающуюся разгадать загадку таинственной Кинопленки №8. В итоге получается фильм, который, неожиданно, о любви и рационализме.
Кончится лето (Гран-при)
По мнению жюри, это не только лучший фильм конкурса, но и один из самых примечательных в текущем году. Захватывающая криминальная драма рассказывает историю Кеши, который, выйдя из тюрьмы, пытается наладить жизнь с отцом и братом Тимой. Однако его планы терпят крах, когда он решает ограбить сейф начальника, что приводит к череде непредсказуемых и разрушительных последствий, заставляющих героев нестись на всех парах, спасаясь от проблем.
Криминальное роуд-муви с Юрой Борисовым и Макарам Хлебниковым (из «Пингвинов моей мамы»), снятое лауреатом Кинотавра Владимиром Мункуевым (известным по фильму «Нуучча») и номинантом на Оскар Максимом Арбугаевым, поражает своей энергетикой. В лучшие моменты фильм действительно захватывает дух: его динамика напоминает триллеры Сэма Пекинпа, что является большим комплиментом и вполне оправданно. Особенно стоит отметить выдающуюся игру Борисова, который, казалось бы, снова исполнил знакомую роль, но оторваться от его исполнения невозможно.
На этой земле (приз жюри и за лучшую работу оператора)
Самый провокационный фильм фестиваля — это меланхоличная и почти безсюжетная зарисовка из жизни крестьян России 18 века, погруженных в суеверия и тьму невежества. В селе царит паника: урожай погиб, а местный юродивый пытается взмыть в небо на деревянных крыльях (привет, Андрей Рублев!). Старухи обрушили на девочку проклятия, полагая, что ее сестра-близняшка болеет именно из-за неё. В этом примитивном мире древних обычаев трудно сохранить свою человечность.
Режиссер-дебютант Рената Джало откровенно признает, что не смотрела фильмы Андрея Тарковского, что кажется странным для ученицы ВГИКа, где его работы широко обсуждаются. Тем не менее, параллели с его творчеством очевидны. В своей задумке она стремилась создать кино, близкое к произведениям венгерского классика Белы Тарра — медленное, живописное, наполненное атмосферой упадка и безысходности, исследующее, как время поглощает всё. Этот фильм может нещадно убирать время у зрителей, но, возможно, найдет своих поклонников.
Папа умер в субботу (приз за лучший дебют + спецприз журнала Афиша Daily )
Традиционная по форме, но не менее впечатляющая драма Заки Абдрахмановой (сценаристки известных «Пингвинов моей мамы») рассказывает историю девушки, которая возвращается из Москвы в свой родной аул в Казахстане, чтобы посетить похороны отца. Хотя она и прибыла не слишком охотно, так как связывают её с папой неприятные воспоминания. В то же время местные жители, включая её родственников, недолюбливают москвичку: она дерзка, с непокрытой головой и позволяет себе многое. Однако по какой-то причине она не спешит уезжать.
У фильма «Папа» достаточно легко усваиваемая, порой даже предсказуемая структура: он рассказывает о восстании против устаревших порядков, патриархата, матриархата и отживших традиций в обществе. Вместе с тем, картина не указывает на ошибки, не осуждает и обеспечивает деликатный и даже заботливый диалог на действительно значимые темы. Также стоит выделить актрису Лауру Турсунканову — у неё есть все шансы на успешную карьеру.
Пепел и доломит
Фильм, прибывший прямиком с Роттердамского кинофестиваля, представляет собой артхаусный эксперимент, находящийся на стыке игрового и документального кино. Сюжет revolves вокруг режиссера Дины, которая путешествует по России в компании немца Йохана, прибывшего из Бельгии. В ходе своего путешествия они посещают места, связанные со сталинскими лагерями — от тех, где заключенные жили и трудились, до тех, где их расстреливали и хоронили. У каждого из героев есть свои цели, однако постепенно между ними развиваются романтические чувства.
Для режиссера Томы Селивановой, которая также исполнила главную роль, этот фильм имеет особое значение, поскольку затрагивает очень личную тему — в ее семье были репрессированные. Однако, к сожалению, картина страдает от однообразия как в структуре, так и в содержании: главные герои путешествуют по отдалённым уголкам России, сталкиваются с полицейскими и неприветливыми местными жителями, общаются на разных языках и обсуждают расстрелы. Но, увы, ни одно из событий не становится по-настоящему поворотным, не вызывает ощущения «аха». Это довольно разочаровывающе, особенно учитывая серьёзность поднятой темы.
Иван Афанасьев, специально для 7ДнейКино. Изучите все публикации этого автора.
Больше захватывающих материалов о кино можно найти в нашем Telegram-канале.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Вот вам и киношный пир, где учительница Элла Соколова, как ниндзя, с колониализмом в руке!
«Какой пир, такая и ниндзя! А серьезность темы в кино – это как соль без еды. Печально!»
«Пепел и доломит» — это как мозаика из серьезных тем и легкого юмора, а Лаура Турсунканова — будущая звезда!
На этой земле — это как если бы Тарковский снял комедию, но забыл добавить сюжет!
«Сюжет такой, что даже Тарковский бы задумался: комедия про лагеря? Это ж как шутка на похоронах!»