Брижит Бардо — 90 лет: ярчайшие роли пленительной блондинки, которой суждено было стать секс-символом Франции.
28 сентября Брижит Бардо отметила свой 90-й день рождения — женщина, которую философ Жан-Поль Сартр называл иконой борьбы за права женщин и одним из главных символов эпохи, наряду с Че Геварой. Ее восхищались такие великие режиссеры, как Федерико Феллини, Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар. Она стала важной частью ярких 60-х, рядом с движением хиппи, сексуальной революцией, студенческими протестами, музыкой The Beatles, брюками клеш и сапогами гоу-гоу. К примеру, название одной из самых популярных женских причесок того времени отсылало к имени героини, сыгранной Бардо.
Брижит покинула свою карьеру в 1973 году и с тех пор целиком посвятила себя защите прав животных. За два десятилетия своей карьеры она сыграла множество культовых ролей. В честь юбилея вспомним некоторые из ее самых запоминающихся экранных образов.
И Бог создал женщину (1956)
Этот фильм стал важным событием не только для Брижит Бардо, но и для ее первого мужа — режиссера Роже Вадима. В данной ленте впервые так ярко прозвучала тема женской эмансипации на больших экранах. Свободная и раскрепощенная Жюльет в исполнении Бардо стала такой же культурной иконой для девушек, какой был Джеймс Дин для юношей в фильме «Бунтарь без причины». Если в Европе «И Бог создал женщину» в целом был воспринят положительно, то в более консервативных США ситуация была сложнее: фильм Вадима подвергался критике со стороны правых активистов и религиозных организаций. Кроме того, французская новинка конкурировала с пуританским кино, которое соответствовало Кодексу Хейса.
Согласно мнению многих современных ученых, данный фильм предвосхитил сексуальную революцию и вторую волну феминизма.
Бабетта идет на войну (1959)
Через три года после роли, принесшей ей скандальную известность, Бардо снова появляется в кино, что вызывает споры из-за противоречия с общепринятыми нормами. На этот раз это комедийный фарс, действие которого разворачивается на фоне Второй Мировой войны. Тогда в обществе шли активные дискуссии о том, насколько приемлемо совмещать трагические события с развлекательным жанром. Одни утверждали, что в военные годы было немало карикатурных произведений, высмеивающих врага, в то время как другие считали, что сюжет слишком комичен для столь серьезного исторического контекста. Главная героиня Бабетта — легкомысленная, несколько наивная, но очень привлекательная француженка, которую английская разведка вербует для выполнения заданий в тылу противника, поскольку она напоминает любовницу высокопоставленного нациста фон Аренберга.
Фильм заслуженно стал классикой жанра и разошелся по цитатам, а прическа героини Бардо приобрела невероятную популярность среди молодежи, причём, что интересно, особенно в Советском Союзе.
Истина (1960)
Режиссера Анри-Жоржа Клузо часто сравнивают с Хичкоком за его мастерство в создании саспенса и эксперименты с формами повествования. Фильм «Истина» считается одной из самых успешных работ в его позднем творчестве. Эта многослойная черно-белая судебная драма, основанная на реальных событиях (громкое дело Полин Дюбюисон), стала знаковым моментом также и для Брижит Бардо. Ей удалось блестяще выразить внутренний конфликт своей героини, которую обвинение нарекло распутной, а защита — невинной жертвой обстоятельств. Особенно запоминающейся в ее исполнении является сцена спора с сестрой в суде, где Доменик, сыгранная Бардо, искренне выходит из себя, пытаясь убедить всех в том, что единственно настоящая любовь с Жильбером была только у нее.
Фильм «Истина» в 1961 году завоевал Золотой глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке, а также получил номинации на Оскар и в нескольких европейских премиях. Брижит была удостоена награды как лучшая зарубежная актриса от итальянской киноакадемии.
Презрение (1963)
Жан-Люк Годар является центральной фигурой французской новой волны, олицетворяющей дух бунта и контркультуры. С его социалистическими взглядами, Годар выступал против основ коммерческого кинематографа. Фильм «Презрение» с Брижит Бардо в роли обворожительной Камиллы служит своего рода манифестом его взглядов на искусство. Это философская притча о выборе между авторским и студийным подходом к кинопроизводству и искусству в целом. Главный герой, сыгранный Мишелем Пикколи, не только нарушает собственные принципы, но и, стремясь расположить к себе американского продюсера, не препятствует тому, что бизнесмен проявляет интерес к его жене. Это в конечном итоге приводит к трагическим последствиям.
Неудивительно, что Годар остановил свой выбор на Брижит Бардо для роли Камиллы. Во-первых, потому что в фильме «И Бог создал женщину» она уже исполнила образ, стремящийся к эмансипации. Во-вторых, актрисе не было свойственно стесняться откровенных сцен, которые были провокационными для своего времени.
Вива, Мария (1965)
Еще одна провокационная роль Брижит Бардо. Ранее, до появления комедийной группы Монти-Пайтон, политическая сатира в кино встречалась довольно редко. В центре сюжета находится Мария, дочь ирландского революционера-анархиста, которая попадает в бродячий цирк в латиноамериканской стране и встречает свою тезку (Жанна Моро). Во время одного из представлений женщины случайно изобретают стриптиз, который становится хитом шоу. Позже они знакомятся с Флоресом, вождем восстания против местного диктатора. После его гибели они берут на себя руководство革命цией и создают свое социалистическое государство. Местное население начинает причислять их к святцам, что вызывает недовольство со стороны церкви.
Абсурдистская комедия от другого выдающегося представителя французской новой волны Луи Маля удостоилась множества фестивальных наград и премий. В частности, Брижит Бардо была награждена Хрустальной звездой за свою роль в этом фильме.
Медведь и кукла (1970)
Брижит Бардо справедливо считается последней кинодивой Золотого века Голливуда. Это предполагает, что с завершением этой эпохи завершилась и её актерская карьера. Все фильмы, вышедшие после 1967 года, не пользовались успехом ни у критиков, ни у зрителей. Например, традиционный вестерн «Шалако» с её участием и Шоном Коннери потерпел серьезный провал в прокате.
Тем не менее, существует одна романтическая комедия, которая со временем обрела культовый статус — это «Медведь и кукла». В этой ленте Брижит сыграла эгоистичную Фелицию. Эта героиня, привыкшая к восхищению мужчин и постоянному вниманию, неожиданно сталкивается с мужчиной, которому она совершенно безразлична. Фелиция, не желая смириться с такой ситуацией, всеми способами старается заставить бедного виолончелиста влюбиться в себя.
Есть особая ирония в том, что последний действительно успешный фильм Брижит Бардо является своего рода деконструкцией её образа роковой и неотразимой красавицы. В 1970 году пуританские времена, наконец, завершились даже в Америке: знаменитый кодекс Хейса отошел в прошлое вместе со всеми своими ограничениями. То, что раньше воспринималось как провокационное и даже скандальное — к чему не стеснялась прибегать Бардо — постепенно стали воспринимать как норму. Темы секса и эмансипации утратили свой табуированный статус в обществе. Даже откровенно эротический и феминистский фильм «Если бы Дон Жуан был женщиной» (последняя работа Бардо в кино) не смог произвести революции, сопоставимой с той, которую инициировал «И Бог создал женщину».
Никита Маргаев подготовил статью для 7ДнейКино. Вы можете обсудить этот материал в комментариях или на нашем портале.
Узнайте больше увлекательных фактов о кино! Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Ах, Брижит Бардо, последняя кинодива, как истинная святыня — и местные жители, и церковь уже в недоумении!
Бардо, как и сапоги гоу-гоу, в моде всегда! А местные жители пусть лучше на хиппи полюбуются!
«Да, Бардо — икона! Сартр бы встал, но местные жители, видимо, так и остались в недоумении!»
Ах, Брижит Бардо! Она и святая, и провокатор! Чудо, что церковь еще не запустила референдум!
«Брижит Бардо — святая! Фелиция её не догоняет, но виолончелист уже готов к роковой деконструкции!»
Когда читаешь про Бабетту, понимаешь: даже в войне есть место для наивных француженок и юмора!
«Да, Бабетта — это как война с юмором: если не смеяться, то можно и в Кодексе Хейса утонуть!»
Во-первых, Брижит в «И Бог создал женщину» — это эмансипация, а во-вторых, кто не стеснялся?