Выберите страницу

170 лет со дня рождения Оскара Уайльда: самые знаковые экранизации его произведений

170 лет со дня рождения Оскара Уайльда: самые знаковые экранизации его произведений

170 лет со дня рождения Оскара Уайльда: лучшие экранизации произведений драматурга

Как бы сейчас сказали, Уайльд родился не в свое время, опередив эпоху в свободе мыслей. Действительно, его проницательные идеи о природе человеческой сущности и социальном устройстве оказываются не менее актуальными и в наше время. Ветер внутренней свободы, который ощутили его персонажи, продолжает обдувать современного читателя. Книги Уайльда читаются, как будто они написаны только что, а экранизации его произведений сохраняют ту самую остроту и свежесть, несмотря на кринолины и смокинги.

Задумайтесь: люди всегда смеются над своими трагедиями — это единственный способ их переносить. Эта мысль остается в центре наследия Уайльда, подчеркивая, что несмотря на временные и культурные различия, борьба с горестями жизни и умение находить светлые моменты в самых темных обстоятельствах остаются универсальными. Уайльд всегда умел превращать глубокую и нередко болезненную рефлексию в нечто искреннее и смешное, и его современники, похоже, чувствуют это так же остро, как и читатели его времени.

Дориан Грей (2009, Великобритания)

170 лет со дня рождения Оскара Уайльда: лучшие экранизации произведений драматурга

«Портрет Дориана Грея» — выдающийся роман Оскара Уайльда, который занимает уникальное место как в его творчестве, так и в мировой литературе. Сюжет отчасти перекликается с Фаустом и в большой степени напоминает «Шагреневую кожу» Бальзака. История о молодом человеке, который наделяет свою душу бескомпромиссной сделкой, чтобы сохранить молодость и красоту, в каждой своей интерпретации обнажает глубокую философию и моральные уроки.

В контексте множества экранизаций, среди которых следует отметить утерянную версию Мейерхольда и русское переосмысление с Юрием Яковлевым в роли лорда Генри, именно версия Оливера Паркера, на мой взгляд, воплощает зрительский идеал. Причин тому несколько: прежде всего, сам Паркер является признанным мастером экранизаций произведений Уайльда, добавивших к его фильмографии такие фильмы, как «Идеальный муж» и «Как важно быть серьезным».

Но особую ценность этому «Дориану Грею» придаёт великолепный кастинг. Колин Ферт в роли искушающего соблазнителя, возможно, самого дьявола, и Бен Барнс в образе самого греховного Грея, напоминающего принца из «Хроник Нарнии» — дуэт, который ловко передаёт всю многослойность и противоречивость исходного материала.

Кентервильское привидение (1970, СССР, анимационный)

170 лет со дня рождения Оскара Уайльда: лучшие экранизации произведений драматурга

Как и в большинстве произведений Оскара Уайльда, его «Призрак» не предназначен для юной аудитории, разве что для подростков старше 12 лет. Тем не менее, благодаря гениальности сестер Брумберг и художника Ланы Азарх, создавших такие шедевры, как «Три толстяка» и «Кот в сапогах», несколько поколений советских детей ощутили близость к Уайльду. Строка «Она была дурна собой и совершенно не умела готовить» стала настоящей классикой среди патриархального советского народа.

В озвучке нашего мультфильма поучаствовали звезды Малого театра и других сцен. В роли экономки блистала Рина Зеленая, а американца озвучивал Евгений Весник. Остается только гадать, как бы Уайльд отреагировал на отсутствие религиозных подтекстов в советской интерпретации его сказки. Однако финальная сцена, где маленькая Виргиния и призрак отправляются в бесконечность, несомненно, пришлась бы ему по душе.

Великан-эгоист (1982, СССР, анимационный)

170 лет со дня рождения Оскара Уайльда: лучшие экранизации произведений драматурга

Очередной чистый шедевр советской анимации предлагает зрителю историю о великане, глубоко заблуждающемся в своих представлениях о том, что необходимость других ему чужда. В отличие от мрачной атмосферности оригинальной сказки, этот мультфильм способен заворожить даже самых маленьких благодаря своей ясной и светлой морали. Здесь нет той безысходности и печали, которые так характерны для произведений Уайльда. Вместо этого нас радует изысканная, почти изящная музыка Бриттена и Баха, который вносит в повествование особую магию и гармонию.

Сказка о звездном мальчике (1983, СССР)

170 лет со дня рождения Оскара Уайльда: лучшие экранизации произведений драматурга

Версия Леонида Нечаева, мастера советского кинематографа, который смог создать почти всю ту кинематографическую эстетіку, воспитывавшую несколько поколений, от «Приключений Буратино» до «Не покидай…». В этом проекте от Оскара Уайльда, на удивление, осталось не так много — лишь сам персонаж, дитя волшебной красоты с холодным, жестоким сердцем.

Юного актера Пашу Чернышева обнаружили на улице, что делает его участие в этом фильме особенным и трогательным. Это была не только его первая роль, но и последняя. В его родинку над губой советские школьницы влюбились даже раньше, чем в незаурядную родинку Дмитрия Харатьяна из «Гардемаринов».

Что касается сюжета, Леонид Нечаев, безусловно, внес в него свои коррективы. Он заменил волшебство и магию первоисточника на модные фантастические мотивы. Вместо мамы-волшебницы со звездным покрывалом мы наблюдаем инопланетян, которые проводят эксперименты над людьми. Звездный мальчик, в свою очередь, превращается в последнюю экспериментальную модель инопланетного киборга, что добавляет слою технологической действительности излишнюю механичность нарратива. Это смещение акцентов создает новую реальность, где привычная сказка обретает неожиданные черты и поднимает вопросы о природы человеческого и инопланетного.

Идеальный муж (1999, Великобритания)

170 лет со дня рождения Оскара Уайльда: лучшие экранизации произведений драматурга

На экране очередного экранизированного литературного произведения мы наблюдаем сложную драму, в центре которой оказывается Роберт Чилтерн – блестящий пример идеального джентльмена и успешного политика. Его безупречная репутация, построенная на честности и благородстве, рискует быть разрушенной, когда в его жизнь вторгается таинственная шантажистка. Она угрожает обнародовать позорный секрет, способный вызвать настоящий скандал и подорвать всю карьеру Чилтерна.

Однако в этом произведении гораздо значимее не только стремление защитить собственные амбиции и достижения. Нам предстает внутренний конфликт героя: бояться ли разрушения своей идеальной жизни или же абстрагироваться от карьерных стремлений ради сохранения единственной истинной ценности – любви к жене. Умело выписываются мотивы, в которых дружба и преданность становятся теми опорами, на которые Чилтерн решает положиться в это нелегкое время. Он призывает на помощь своего лучшего друга, который готов пойти на крайние меры, лишь бы помочь своему товарищу противостоять шантажу.

Сюжет, пронизанный духом викторианской морали, поднимает вопросы о том, какие истинные ценности могут быть поставлены на карту, когда перед лицом выбора стоит не только жизнь, но и чужие чувства.

В фильме привлечено внимание к выдающемуся исполнению: воплощением представителей высшего света стали Джулианна Мур, Кейт Бланшетт, Минни Драйвер, Руперт Эверетт и Джереми Нортэм. Этот каст способен привнести глубину и нюансы в каждую сцену, создавая уникальную атмосферу, где каждый персонаж раскрывается в своем свете.

Как важно быть серьезным (2002, Великобритания)

170 лет со дня рождения Оскара Уайльда: лучшие экранизации произведений драматурга

В этом фильме, который стал знаковым благодаря великолепному тандему Руперта Эверетта и Колина Ферта, запомнился также и дебют Риз Уизерспун, сыгравшей роль невинной и наивной девы — розового бутончика. Для того чтобы подчеркнуть атмосферу и дух британского кино, молодая американка Риз специально овладела британским акцентом, что добавило фильму ещё большую аутентичность и колорит.

Уайльд (1997, Великобритания-Германия-Япония)

170 лет со дня рождения Оскара Уайльда: лучшие экранизации произведений драматурга

Эта картина вызывает непреложное желание обсудить ее, хотя, строго говоря, это не экранизация, а биографический фильм. Стивен Фрай в роли Оскара Уайльда создает портрет гения с яркой глубиной. Фильм полон эмоций и печали, и по окончании его просмотра зрителю становится яснее как философия писателя, так и тот острый, порой горький юмор, который так характерен для его произведений. Ненависть Уайльда к хэппи-эндам проявляется во всех сценах: он не дает забыть, что циники — это в первую очередь разочарованные романтики. Эта мысль, хотя и не напрямую принадлежит ему, обретает смысл в каждом кадре.

На данный момент, к сожалению, я не могу предоставить текст для а, так как он не был предоставлен в вашем запросе. Пожалуйста, поделитесь текстом, и я с удовольствием помогу вам с переработкой в желаемом стиле.

Конечно, дайте мне текст, который нужно переформулировать.

Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers

Об авторе

8 комментариев

  1. polina

    «Оскар Уайльд бы удивился, но юный Паша Чернышев с родинкой над губой и волшебным обаянием успел покорить сердца, даже не успев сняться в

    Ответить
    • anzhelika

      «Паша с родинкой в сердце — наш новый Руперт! Успех без акцента — это же настоящая магия!»

      Ответить
    • roman

      «Паша с родинкой — новый Уайльд! Ветер свободы, смех над трагедиями и смокинги! Куда катится мир?»

      Ответить
    • gleb

      Паша, конечно, покорил сердца, но готовить ему, похоже, не светит! Как у нас в классике: «дурна собой»!

      Ответить
  2. polina

    Кто знал, что Уайльд может быть таким смешным? Анимация, как всегда, на высоте: «Она была дурна…» 😂

    Ответить
    • larisa47

      «Уайльд и смешно? Это как Бах в рэпе! 😂 Но музыка Бриттена всё равно заливает печаль!»

      Ответить
  3. rita

    Как же приятно видеть, что даже дьявол может быть обаятельным, а грех — таким симпатичным!

    Ответить
    • alexey74

      «Согласен! Даже дьявол не против немного пофилософствовать, как Уайльд. Грех с юмором, как всегда!»

      Ответить

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *