Обзор: «Счастливые праздники» — это динамичная семейная драма из Палестины, рассказывающая о повседневной жизни арабов и евреев в Израиле.
Первый полнометражный фильм палестинского режиссера Скандара Копти, который стал известен после своей номинированной на Оскар дебютной работы «Аджами» в 2009 году, представляет собой яркую и натуралистичную ансамблевую историю.
Израильская лента палестинского режиссера Скандара Копти «Счастливые праздники» представляет собой трогательную и реалистичную семейную драму, в которой ключевые моменты раскрывают глубокие культурные и политические аспекты, связанные с гендером и этнической принадлежностью. Точно так же, как и его номинированный на Оскар криминальный фильм «Аджами» (созданный в сотрудничестве с Яроном Шани), второй проект Копти следует за группой персонажей — как арабами, так и евреями — создавая сложный портрет жизни в Хайфе, третьем по величине городе Израиля.
Изображая сложные семейные связи и трудные ухаживания, фильм «Счастливые праздники» балансирует между тревогой и радостью. Режиссер Тим Кун, при помощи оператора, внимательно фиксирует каждое взаимодействие героев с близкого расстояния, создавая атмосферу интимности, которая не только подчеркивает глубокую и эмоциональную игру актеров, среди которых много дебютантов, но и позволяет зрителю почувствовать себя частью каждой сцены, словно он присутствует на сложной семейной встрече. В центре сюжета находятся четыре представителя арабской семьи, которые делят между собой несколько непринужденных и приятных моментов, однако их тайны подчеркивают более широкие темы молчания, стыда, социального давления и глубоко укоренившихся предрассудков.
Фильм открывается сценой еврейского праздника Пурим, когда трагическая автокатастрофа сближает семью. В результате инцидента их взрослая дочь Фрида, также известная как Фифи (Манар Шехаб), получает лишь легкие травмы. Несмотря на то что в этой истории не так много аспектов, касающихся жизни и смерти, судьбы персонажей разворачиваются поочередно, каждый в своем уникальном сегменте, попадая в резкий и непреклонный фокус.
В центре сюжета находится Рами (Туфик Даниал), брат Фифи средних лет. История начинается с того, что он получает новости о том, что его беременная еврейская подруга Ширли (Шани Дахари) передумала по поводу аборта, на котором они оба ранее согласились. Это вызывает конфликт между ними. Для Ширли, которая позже станет главной героиней отдельной главы, эта беременность ставит её перед необходимостью справиться с давлением со стороны семьи, особенно из-за арабских корней ребенка. Особенно это ощущается в отношениях с её сестрой Мири (Мерав Маморски), чьи в целом дружеские отношения с Ширли резко контрастируют с её открытой неприязнью к Рами.
Для Рами последствия этой сюжетной линии становятся все более тяжелыми, доходя до ложных обвинений и нападений на расовой почве. Но Копти не ограничивается узким определением Рами только как жертвы, застрявшей в одном аспекте своего существования. Игра Даниала вызывает похвальную раздражительность, он кажется человеком, которого легко задеть, и его гнев пронизан как повседневным женоненавистничеством, так и детскими эмоциональными травмами. Мы не просто испытываем к нему жалость, мы полностью понимаем его.
Истории каждого члена семьи тесно связаны между собой. Рами, скрывающий как беременность Ширли, так и недавние нападения на себя, старается помочь своему отцу Фуаду (Имад Хурани) справиться с финансовыми долгами, которые, в свою очередь, оказывают давление на его мать Ханан (Вафаа Аун). Она выступает центральной фигурой в сложной истории о материнстве, где одновременно является благородной защитницей и строгой критикessой, играя на ярких нюансах, благодаря мастерству Аун. Ханан стремится, чтобы свадьба её старшей дочери Лейлы (Софи Авад) прошла без проблем, из-за чего давит на Фифи с просьбой подать иск о медицинской страховке после несчастного случая. Это приводит к осложнениям, связанным с вопросом медицинской конфиденциальности в семье.
История Фифи, безусловно, одна из самых захватывающих, поскольку ее детали раскрываются постепенно на протяжении всего фильма. Чтобы скрыть свою медицинскую историю, она утверждает, что ее записи были подменены записями другого человека, чтобы предотвратить — или хотя бы отложить — раскрытие информации о ее колледжной жизни. В процессе разрешения этой очевидной неразберихи Фифи начинает встречаться с выдающимся другом Рами, доктором Валидом. Их отношения, полные волнения и неопределенности, становятся поводом для праздника в семье, ведь они понимают, что это может иметь важное значение для будущего. Однако консервативные ожидания Валида по отношению к Фифи также начинают вызывать определенное напряжение.
Фильм «Счастливых праздников» explores the complexities не столько вследствие недопонимания, сколько из-за различных социальных определений, существующих между мужчинами и женщинами, а также между разными поколениями в арабском обществе. Тем не менее, более широкий культурный контекст также отклоняется от традиционного патриархального восприятия. Тонкий расизм, с которым сталкиваются арабские персонажи, к сожалению, является частью их повседневной жизни. Несмотря на то что Копти не сталкивается с военными структурами, способствующими этой напряженности, израильская армия присутствует как неотъемлемая часть сюжета, особенно в сценах, связанных с образовательной системой.
Фифи работает в детском саду, где детей воспитывают в духе уважения к израильским солдатам, и для неё отмечается необходимость проходить через контрольно-пропускной пункт, где военных пропускают без проверок. Мири, убежденная националистка, сталкивается с депрессией своей дочери-старшеклассницы, связанной с её грядущей военной службой. Еще один конфликт поколений проявляется в подростках-одноклассниках, чьи опасения по поводу оккупации игнорируются приглашенными спикерами из Армии обороны Израиля. Хотя этот процесс и короткий, он демонстрирует язвительность ситуации: родители не понимают испытаний, с которыми сталкиваются их дети в процессе взросления, и главный конфликт между матерью и дочерью заключается в их отношении к войне.
Тишина выражает множество эмоций в фильме «Счастливые праздники» — от напряженности между членами семьи, вызванной невысказанными словами, до тихого осознания социальных норм, которые арабы в Израиле должны принимать. На протяжении всего сюжета Копти мастерски передает характеры персонажей и динамику их взаимоотношений, позволяя сценам разворачиваться через длинные, пересекающиеся диалоги, которые становятся все более напряженными благодаря его реалистичному подходу. Фильм исследует тему представлений и ролей. Каждый актер — это не только удовольствие для наблюдения, но и персонаж, которому приходится исполнять определенную роль в обществе. Драма возникает именно на границах этих невысказанных ожиданий.
✨Как Вам Палестинский фильм Счастливые праздники , понравился❓ Свои Ответы, Мысли и Впечатления, пишите в комментариях❗❗❗
Будет интересно:
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Рами, как истинный герой, пытается спасти семью от долгов, а мать Ханан — от нервного срыва!
«Рами – наш супергерой! Только шутки с долгами не прокатят, как и мамин нервный срыв! 😂✨»
Рами — герой, а мать Ханан — нервный срыв! Супер-команда! Но кто спасет Рами от его же роли? 😂
Фильм «Счастливые праздники» — это как семейный ужин: много секретов, но смех и слезы всё равно в меню!
Фифи с Рами и доктором Валидом — как зебра в зоопарке: и весело, и напряжённо, но всё равно праздник!