Выберите страницу

Образ героя: Райдел Кинер из психологического триллера «Два лика января» | Остановитесь, куда я направляюсь

Образ героя: Райдел Кинер из психологического триллера «Два лика января» | Остановитесь, куда я направляюсь

Психологический триллер «Два лика января» (2013, The Two Faces of January) является первым и пока единственным режиссёрским проектом сценариста Хуссейна Амини (Hossein Amini). Среди его самых известных сценариев можно назвать «Крылья голубки» (1997) и «Драйв» (2011).

Триллер «Два лика января» основан на одноимённом романе Патриции Хайсмит, который был издан в 1964 году.

Портрет героя: Райдел Кинер из психологического триллера “Два лика января” | Стоп, куда же я иду
Портрет героя: Райдел Кинер из психологического триллера “Два лика января” | Стоп, куда же я иду

Хайсмит — одна из самых любимых авторов Хуссейна Амини. Впервые он познакомился с её романом во время учёбы в университете и с тех пор пересчитывал его каждые пять-шесть лет. По его словам, он был поражён тем, как любовь и ненависть влияют на отношения между людьми, разрушая их. Он также считает, что в романах Хайсмит сам герой и персонажи гораздо важнее сюжета.

«Два лика января» – это не исключение. Главный персонаж истории, Райдел, сразу же привлекает внимание своей неоднозначностью, что делает его трудным для понимания. Личность Честера МакФарленда дополняет его характер. Если к финалу образ Честера становится более понятным, то с Райделом все иначе: трудно определить, был ли он действительно плохим или хорошим, какую цель он преследовал. Его действия не дают ясного понимания истинных намерений. Именно поэтому образ Райдела Кинера так и captivates. Особенно в этом помогает замечательный выбор актёра – Оскар Айзек мастерски демонстрирует как привлекательные черты своего героя, так и его сомнительные стороны с неопределёнными мотивами. Порой Райдел выглядит наивно растерянным, когда ситуация выходит из-под контроля, но в финале его герой уже не играет, а осознает, что на кону стоит его жизнь, и готов использовать любые средства, чтобы её спасти.

Портрет героя: Райдел Кинер из психологического триллера “Два лика января” | Стоп, куда же я иду

Райдел Кинер – это тип героя, который особенно нравится Хуссейну Амини. Он предпочитает образы, где судьба оказывается жестокой и манипулирующей. Эти персонажи движимы благородными идеями, но судьба нередко приводит их к тому, что они становятся теми, кем никогда не хотели быть. Для Амини поражение имеет определённую благородность, которая, по его мнению, восходит к греческим мифам, где герои противостоят богам и в конечном итоге терпят неудачу. В этом провале соединяются как героизм, так и человеческие чувства. Поэтому неудивительно, что адаптация романа «Два лика января» стала для него столь значимой, и он долго трудился над тем, чтобы заново осмыслить и экранизировать эту историю.

Для начала сюжет триллера

Август 1962 года. В Афинах встречаются местный гид Райдел Кинер и семейная пара Честер и Колетт МакФарленд. Честер настороженно относится к гиду, полагая, что тот так ненадёжен, что ему даже страшно доверить свой газон. Однако Колетт заинтересована в его услугах и желает, чтобы он показал им интересные места в Афинах. Не в силах противостоять желаниям жены, Честер наконец соглашается.

После экскурсии Честер решает пригласить Райдела на ужин. Когда ужин заканчивается и кажется, что их знакомство подходит к концу, все принимает неожиданный поворот. Райдел замечает, что Колетт потеряла свой браслет, и решает вернуться в отель, чтобы вернуть его. Однако, в отеле он оказывается вовлечён в проблемы Честера, и его попытка помочь приводит к катастрофическим последствиям.

Портрет героя: Райдел Кинер из психологического триллера “Два лика января” | Стоп, куда же я иду

Образ Райдела Кинера – беглец с нечёткими намерениями

Райдел Кинер, сыгранный Оскаром Айзеком, — это молодой американец, который уже год живет в Афинах и зарабатывает на жизнь экскурсиями по местным памятникам. Он талантлив, обаятелен, образован и обладает хорошим чувством юмора. Девушки с восхищением наблюдают за ним, и, используя свое обаяние, Райдел ловко обманывает их, выманивая деньги так, что они этого даже не осознают.

Портрет героя: Райдел Кинер из психологического триллера “Два лика января” | Стоп, куда же я иду

Райдел Кинер происходит из столицы штата Нью-Джерси — города Трентон, который стал местом первого чтения Декларации независимости США. В ноябре и декабре 1784 года этот город также выполнял функции официальной столицы страны.

Райдел Кинер — выпускник Йельского университета с дипломом по экономике. После окончания учебы ему не нужно было переживать о своём будущем, так как отец, Лоуренс Алдингтон Кинер, профессор археологии в Гарварде, уже всё организовал. Лоуренс нашёл подходящую позицию для сына в юридической фирме через своего знакомого. Но Райдел не желал следовать планам отца, и поэтому решил уехать в другую страну.

Судя по всему, Райдел предпочитает вести экскурсии, обманывать туристок и писать стихи, а не ограничивать себя в кабинете за сложной и респектабельной работой, подразумевающей строгий костюм и идеальный порядок важных документов. Его стол в квартире выглядит довольно беспорядочно, что подтверждает, что Райдел скорее художник с наклонностями к аферизму, чем обычный бизнесмен. Он не создан для серьёзной деятельности и больше ценит свободу, когда может растворяться в толпе. Его одежда не выдаёт в нём человека, стремящегося привлечь внимание. В светлых брюках и майках он как будто сливается с окружающей древней архитектурой, а шляпа и очки помогают ему скрыть лицо и голову (в данном случае они служат не только защитой от солнечных лучей).

По его словам, он всё еще не определился с тем, чем хочет заниматься в жизни. Текущая ситуация его вполне устраивает, что во многом объясняется наличием доступа к семейному состоянию, несмотря на конфликт с отцом. Он просто плывет по течению, не задумываясь о том, куда это может его завести. На вопрос Честера о том, хочет ли он вернуться домой, он ответил: «Наверное, когда-нибудь, когда деньги закончатся». Это говорит о том, что он ценит деньги — даже если они семейные, получать их с юмором все равно приятно. Отчасти Райдел ведет гедонистический стиль жизни в Афинах. Он свободно разговаривает на греческом, у него появились связи с местными жителями (есть человек, который достает для него американские сигареты, кто-то способен заполучить билеты на лучшие места в театре, даже кто-то, кто может изготовить фальшивые паспорта), девушек у него хватает, а родные его не беспокоят (если не считать писем).

Райдел сбежал в Афины, стремясь избавиться от жестокости своего отца, о чем свидетельствует письмо, которое он читает в самом начале. В этом письме также говорится о смерти Лоуренса Алдингтона Кинера, произошедшей 26 июля – то есть, месяц назад. Его упрекают в том, что он не пришёл на похороны, указывая на то, что Греция не может быть оправданием для того, чтобы не попрощаться с отцом. Однако Райдел полностью отстранился от всей семьи, закрываясь от отца. Он не писал писем и, похоже, ограничился лишь указанием своего адреса. В процессе общения становится ясно, что Райдел не любит говорить о पिता и не может простить его жестокости, которая касалась многих. Честер МакФарленд стал для него притягательным, потому что напомнил Лоуренса, но при этом был гораздо проще в общении, как пояснил Райдел. Ему, похоже, было важно не овладение иностранными языками, которым Лоуренс обучал его и сестер, а именно тепло и простота взаимодействия отца с сыном.

Портрет героя: Райдел Кинер из психологического триллера “Два лика января” | Стоп, куда же я иду
Портрет героя: Райдел Кинер из психологического триллера “Два лика января” | Стоп, куда же я иду

Противопоставление Райдела и Честера МакФарленда

Весь сюжет revolves around конфликтом между Райделом Кинером и мошенником Честером МакФарлендом, роль которого исполняет Вигго Мортенсен. В момент встречи с Честером у зрителей начинает проявляться внутренний конфликт Райдела.

Фильм открывается сценой, в которой молодой гид Райдел проводит экскурсию для группы туристок к Акрополю. Он делится с ними мифом о Тесее. Отец Тесея ждал его возвращения после сражения с минотавром. Тесей пообещал поднять белый парус, если одержит победу. Однако, вернувшись, он был настолько радостен, что забыл выполнить своё обещание. Отец, увидев тёмный парус, с которым сын отплыл в путь, впал в отчаяние и бросился со скал. С самого начала задаётся основная тема – отношения между отцом и сыном, ожидания и реальность. “Ещё одна жертва жестоких игр Богов,” – заключает Райдел, рассказывая туристкам миф. Это отражает общую трагедию, которая ожидает как Райдела, так и каждого из членов семьи МакФарлендов.

Портрет героя: Райдел Кинер из психологического триллера “Два лика января” | Стоп, куда же я иду

После экскурсии Райдел замечает пару, и его внимание особенно привлекает Честер. Хотя парень не часто говорит о своём отце, в его душе ощущается потребность обсудить то, что осталось невысказанным между ними в Трентоне. Однако сейчас он получил известие о смерти Лоуренса, который ушёл из жизни после долгой болезни, и возможности поговорить уже нет. Именно поэтому он проявляет интерес к Честеру и неожиданное желание помочь ему в сложной ситуации. Честера разыскивает детектив Пол Витторио, нанятый обманутыми вкладчиками. В результате столкновения между Честером и Полом, первый слишком сильно толкает второго, что заканчивается трагически: Пол погибает. Честеру и его жене приходится в спешке сбежать, и Райдел предлагает свою помощь.

Могут возникнуть сомнения, что парня интересует не только жена Честера, однако гораздо более интригующим является то, что окончательно это выяснить не удастся. Райдел проявляет необычную заботу о Честере, не уступающую его вниманию к жене Колетт (в роли которой Кирстен Данст).

В их путешествии кроется нечто непристойное. Это похоже на ситуацию, когда отец и сын вместе с молодой женой решили отправиться в отпуск. Отец и сын пытаются разобраться в своих отношениях, а между отцом и супругой сына завязывается роман. В конечном счете, неожиданная встреча Райдела и Честера становится некой компенсацией их неудачных связей с реальным отцом и сыном.

К концу фильма Честер делится с Райделом мыслью о том, что родители зачастую разочаровывают своих детей. В детстве они кажутся непобедимыми героями, но с возрастом дети начинают осознавать, что это всего лишь обычные люди, которые тоже не имеют всех ответов на вопросы жизни. Честер подводит итог, что дети слишком сильно завышают требования к своим родителям, пытаясь объяснить Райделу, что его критика отца не совсем справедлива. Тот любил сына, как мог, хотя и ставил слишком высокие цели из-за своего стремления к совершенству.

В самом конце Хуссейн Амини создает воображаемую встречу между Райделом и Честером, вместо Лоуренса. Он делает невозможное возможным: отец говорит то, что его сын всегда хотел услышать, а Райдел получает шанс исправить свои ошибки и присутствовать на похоронах. Несмотря на то, что это не решает всех его проблем, это является небольшим утешением для него.

Портрет героя: Райдел Кинер из психологического триллера “Два лика января” | Стоп, куда же я иду

В качестве заключения: Тема двойственности в триллере

В названии фильма «Две стороны января» заключена идея двойственности. Под словом «январь» имеется в виду римский бог Янус. Хотя Янус и не принадлежит греческому пантеону, его образ прекрасно вписывается в суть сюжета. События разворачиваются в Греции, однако метафорически здесь выступает именно римский бог. Он олицетворяет начало и конец, вход и выход, а также перемены и трансформации.

Однако все три главных героя — иностранцы. Они чужды этой земле и должны начать жизнь заново. Супруги Честер и Колетт тоже американцы, как и Райдел. Кроме того, важно отметить, что сам режиссёр и сценарист является иностранцем в Голливуде. Хуссейн Амини, родившийся в Тегеране, вырос и учился в Англии. По его словам, он больше рос на американском кино, чем на британском. После того, как он прочитал роман Джеймса Саллиса «Драйв» 2005 года, он окончательно влюбился в Лос-Анджелес и атмосферу этого города. Ему было приятно снимать фильм, действие которого происходит именно здесь. Таким образом, темы двойственности, поиска себя в незнакомой среде и адаптации не только исследуются в сюжете «Два лика января», но и отражают жизненный опыт самого Амини.

Визуальный стиль фильма, с его уютной жёлто-коричневой палитрой, прекрасно отражает состояние адаптации к новому месту. Тёплые оттенки создают атмосферу комфорта, а оператор Марсель Зискинд акцентирует внимание на личных вещах Райдела, Честера и Колетт, причём Колетт представлена менее подробно. Эти предметы символизируют ограниченные миры трёх главных героев. Каждый из них убегает от чего-то своего — Райдел делает это по своей воле, в то время как Честер и Колетт вынуждены уходить, так как путь в США для них закрыт из-за финансовых махинаций Честера.

У Честера и Колетт вся жизнь помещается в два чемодана, тогда как Райдел хранит свои воспоминания только в блокноте и письме с родины. Скромный набор вещей Колетт, включая лишь браслет, свидетельствует о том, что она скорее служит фоном, став трофеем, за который два мужчины готовы сразиться.

Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers

Об авторе

2 комментария

  1. igor

    Райдел как будто на семейной даче с сыном и его молодой женой, только без шашлыков!

    Ответить
  2. lena

    «Судя по всему, Райдел — истинный философ: плывёт по течению, словно на диване с пивом!»

    Ответить

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *