«Граф Монте-Кристо» (2024, Le comte de Monte-Cristo): Оправдание без злодеяний.
«Душевные傷ы невидимы, но их нельзя заживить; они всегда болезненны и продолжают кровоточить, оставаясь открытыми в глубинах сердца человека».
***
Экранизации – задача не из простых. Роман Александра Дюма в соавторстве с Огюстом Маке «Граф Монте-Кристо» (1844-1846) является ярким примером этого. Это одно из самых часто экранизируемых произведений в литературе, начиная с 1908 года. В 2024 году ожидается новая версия, созданная французскими режиссёрами Александром де Ла Пательером и Матьё Делапортом.
Де Ла Пательер и Делапорт сотрудничают более двадцати лет. В течение этого времени они не только осуществляют совместные постановки, но и пишут сценарии. Их большой успех пришел с пьесой “Имя” (Le Prénom), которая была поставлена Бернаром Мюратом в Théâtre Édouard VII в 2010 году, и стала настоящим хитом, получив мировое признание. В 2012 году они адаптировали свою пьесу в полнометражный фильм, который удостоился двух премий Сезар за лучшие актёрские работы второго плана.
Также сценаристы создали сценарии для обеих экранизаций романа «Три мушкетёра» 2023 года — «Три мушкетера: Д’Артаньян» и «Три мушкетера: Миледи», которые были поставлены режиссером Мартеном Бурбулоном. Овладев стилем Дюма, они смогли воссоздать увлекательные приключения Д’Артаньяна и его друзей, и новые версии оказались довольно удачными. Вдохновленные успехом, авторы решили адаптировать роман «Граф Монте-Кристо» в формате сериала. Обширная история с множеством персонажей и событий была компактно представлена в трехчасовом хронометраже. Разумеется, сюжет претерпел некоторые изменения, как это обычно происходит при адаптациях. Количество действующих лиц было сокращено, у прокурора добавилась сестра, стремящаяся к справедливости, а сценаристы немного уточнили характеристики Эжени Данглар (хотя некоторые неопределенности остались). Персонаж Андрэ также претерпел изменения по сравнению с оригиналом, а у сокровищ, которые описывал аббат Фариа, появилась новая история.
Сюжет
Двадцатидвухлетний моряк Эдмон Дантес, которого играет Пьер Нинэ, поднимается по карьерной лестнице до капитана и готовится связать свою жизнь с любимой Мерседес Эррерой, роль которой исполняет Анаис Демустье. Однако их мечты о свадьбе рушатся в самый последний момент, когда на церемонии Эдмона арестовывают по подозрению в поддержке Наполеона. Жертва клеветы недоброжелателей, он оказывается за решеткой на целых четырнадцать лет.
В тюрьме Эдмон знакомится с аббатом Фариа (роль которого исполняет Пьерфранческо Фавино), который тщательно планирует свой побег. Они становятся хорошими друзьями, поддерживая друг друга и скрашивая одиночество в этом жестоком и несправедливом заключении, совместно ведя подкоп. Фариа обучает Эдмона различным наукам и языкам, а также раскрывает ему секрет острова Монте-Кристо, где скрыто сокровище кардинала Спада. Он обещает половину богатства Эдмону, оставляя ему право решать, как распорядиться найденным: использовать средства на благие дела или поддаться искушению.
К сожалению, им не удалось выбраться вместе. Всего за три дня до освобождения Фариа погибает под завалами. В то же время Эдмон Дантес успевает сбежать. Он полон решимости выяснить, почему его заключили в тюрьму на целых четырнадцать лет.
Мысли и впечатления после просмотра
У фильма «Граф Монте-Кристо» хорошо организована структура повествования. Хотя его длительность значительна, что неизбежно при такой объёмной исходной истории, он воспринимается очень легко. Лента состоит из трех классических актов: завязки, развития и завершения.
В первом акте молодой и мечтательный Эдмон Дантес находится на пике счастья. Он не подозревает о предательстве судьбы и искренне надеется на дальнейшую удачу, особенно после того, как судовладелец Пьер Моррель назначил его капитаном и использует его как образец мужества и благородства для своего внука. Эдмон искренне влюблён в Мерседес Эрреру, кузину своего лучшего друга Фернана де Морсера. Он радует своего отца Луи замечательной новостью. Луи Дантес, служащий семьи де Морсер, испытывает гордость за своего сына. Его благородный характер, всегда готовый помочь и воспринимающий всё близко к сердцу, в конечном итоге становится причиной для его страданий, когда он узнает о трагедии, постигшей Эдмона.
В порыве эйфории Эдмон пребывал в таком состоянии счастья, что практически не замечал и не стремился заметить происходящее вокруг. Он был счастлив, и это счастье, по всей видимости, ослепляло его даже больше, чем гордость. Его удача вызывала зависть и ревность у окружающих. Назначение Эдмона на важный пост не обрадовало Данглара, а его намерение жениться на Мерседес стало камнем преткновения для его лучшего друга Фернана. В этом контексте уместно вспомнить слова Пьера Морреля в самом начале фильма: “Море – это пропасть без дна, кишащая чудовищами, готовыми вас поглотить”. Эта метафора идеально отражает судьбу Дантеса и тех, кого он впоследствии втянул в свою историю мести.
Во втором акте Эдмон встречается с аббатом Фариа, который рассказывает ему о сокровищах, скрытых на острове Монте-Кристо. Аббат делится своей мудростью, подчеркивая значение знаний в жизни, умение работать с фактами и владение иностранными языками. Информация о сокровищах в сочетании с важностью образования побуждает задуматься о том, что богатство не является главным в жизни. Однако Фариа не навязывает Дантесу своего мнения, позволяя ему самостоятельно решать, как распорядиться полученной информацией.
Интересно, что в романе «Сокровище кардинала Спады» тайна была скрыта от Папы Римского Александра VI. В адаптации же Александр де Ла Пательер и Матьё Делапорт добавили тамплиеров, которые к началу XIV века начали строить систему замков, церквей и банков по всей Западной Европе. Именно это внушительное богатство стало причиной их падения в пятницу, 13 октября 1307 года.
Я ознакомилась с информацией о страданиях тамплиеров, и потому замена их на оригинал представляется обоснованной. Тамплиеров содержали в изоляции, обеспечивая лишь скромным питанием, которое зачастую ограничивалось хлебом и водой. Почти всех жестоко пытали – аналогично узникам замка Иф, запертым в глубоких колодцах, которые единственным способом общения могли воспринимать лишь периодический вопрос: «Ты жив?»
Дэн Джонс в своей книге «Тамплиеры: взлёт и впечатляющее падение ордена тамплиеров» описывает, как одному из обвиняемых связывали руки так сильно, что на кончиках пальцев начинала скапливаться кровь. Его удерживали в яме, ширина которой не превышала одного шага, а некоторые обвиняемые подвергались пыткам, включая погружение ног в горячее масло. В подобных ужасных условиях люди признавались в преступлениях, которых не совершали, принимая ложные обвинения за правду. И Дантес, и Фариа оказались в своих заключениях из-за клеветы: «Вас заставили молчать, а меня пытались разговорить».
Так второй акт логично сопрягается с фразой аббата Фариа: “А вы знаете, за что сидите?” и с высказыванием Пьера Морреля из первого акта о море, которое явно намекает на скрытые опасности реальной жизни. Это показывает, что иногда человек сталкивается с обстоятельствами, которые приводят к необратимым переменам, но не осознает, что именно он сделал неправильно и почему его постигло наказание или трагедия. Интересно, что мотив жертвоприношения находит своё отражение в названии острова – Монте-Кристо (Monte-Cristo), что переводится как Христова гора. Это вызывает ассоциации с Голгофой, на которой распяли Иисуса Христа.
Третий акт сосредоточен на «решении» Эдмона Дантеса, который стремится восстановить справедливость и разобраться с теми, кто разрушил его жизнь. Трое его обидчиков – королевский прокурор Жерар де Вильфор, банкир барон Данглар и генерал граф де Морсер – стали богатейшими людьми и заняли высокие позиции в аристократических кругах Марселя. Между тем, от прежнего юного Эдмона не осталось и следа: его отец скончался от горя, узнав о судьбе сына, и теперь перед нами только жесткий и угрюмый граф Монте-Кристо.
С психологической точки зрения Эдмон Дантес воспользовался правом испытывать дискомфорт – он не подавил в себе стремление к мести, считая, что это неблагородно и повлечёт за собой последствия для многих. Он решил восстановить справедливость, ведь его эго было задето. Важно отметить, что Дантес оказался в крайне трудном положении: его жизнь была разрушена, он стал жертвой предательства людей, которым доверял. Однако за четырнадцать лет, проведённых вдали от привычной жизни, мир вокруг изменился. У его обидчиков появились дети, которые также могут пострадать из-за действий Дантеса, хотя они не виноваты в поступках своих родителей. Ссылка на библейский принцип, что дети расплачиваются за грехи отцов, представляется слабым оправданием.
Сам Дюма говорит: «Люди всегда таковы – когда дело касается самолюбию другого, они готовы прихватить топором, а как только их собственное самолюбие подвернется уколу иголкой, начинают громко жаловаться».
Это хитрое переплетение зависти, стремления к мести и желания испытать удовлетворение от совершённого возмездия раскрывает исследование человеческой природы и его возможностей в жизни. Дантес вдохновлён тем, что теперь у него есть средства для реализации своего коварного замысла – его акты мести, безусловно, выглядят впечатляюще. Однако возникает другой вопрос: что ждёт его после того, как он отомстит? Испытает ли он счастье? Из этого вытекает ещё одна дилемма: принесёт ли ему месть подлинное удовлетворение? По крайней мере, очевидно, что одна жестокость порождает другую. Зависть и ревность Фернана и Данглара стали катализаторами цикла насилия. У них были мотивы, чтобы поступить так с Эдмоном Дантесом – это была политика, и в политике устраняют преграды, а не людей. Однако от этого легче не становится, а лишь запускается новый виток размышлений.
Фильм «Граф Монте-Кристо» также captivates своей темой масок. Когда Эдмон Дантес возвращается в Марсель, он использует истинные маски, чтобы скрыть свою личность и избежать мгновенного распознания. Маски служат не только ему; благородные Фернан, Данглар и де Вильфор также прячут свои истинные намерения за метафорическими масками. Это подчеркивает мысль о том, как люди скрывают свои настоящие мотивы.
Дочь Данглара, Эжени, тоже в определенной степени носит маску, сближаясь с Андрэ, незаконнорожденным сыном Жерара де Вильфора. Она открывает ему, что не может отвечать на его чувства взаимностью, так как её привлекают женщины. В романе нет однозначного утверждения о сексуальной ориентации Эжени, но Александр Дюма описывает её как отличающуюся от обычных девушек: она независима, не стремится выйти замуж, и открыто ценит красоту женщин, что вызывает удивление окружающих. Несмотря на то что роман и фильм не дают ясного ответа, сценаристы немного приоткрывают суть Эжени, оставляя пространство для размышлений.
***
Группа зрителей, покидая кинотеатр после того же сеанса, что и я, уверенно заявила, что «это неплохое кино, но плохая экранизация». Подобное occurs время от времени: у романах всегда есть свои почитатели, которые воспринимают главного героя по-своему, а сам автор ведёт сюжетную линию иначе, чем потом её адаптирует сценарист, подстраиваясь под требования студии и бюджетные ограничения. Ожидания могут быть завышенными, и разочарование наступает, когда экранная версия не соответствует этим ожиданиям. Просто нужно подготовиться к такому. Однако экранизация от де Ла Пательера и Делапорта мне очень понравилась: она действительно вышла на уровне – интересной, эмоциональной, масштабной и красивой.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Мне понравилось, как статья описывает экранизации! Круто, что «Граф Монте-Кристо» ждет новая версия! Душевные傷ы могут не заживать, но кино помогает с этим справляться.
«О, конечно! Каждая экранизация — это лотерея. 📽️»
«Экранизации — наше все! А «Граф Монте-Кристо» — это вообще как море: и кишит чудовищами, и затягивает. Удача Эдмона, конечно, многих застав
Согласен! Эдмон был так счастлив, что даже Данглар с Фернаном завидовали его «счастью»! 😂
Дантес задумался: месть – это как спагетти, вкусно, но потом всё равно хочется десерта!
«Месть как спагетти – да, но не забудьте про десерт! Сюжет как всегда, с добавлением сестры прокурора!»
«Месть как спагетти? Ну, тогда образование — это десерт! Без него никуда, даже на остров!» 🍰😂
Аббат как всегда прав, богатство — это не только золото, но и знания, а Дантес, похоже, на пути к просветлению!