Выберите страницу

«Джокер: Безумие на двоих» (2024, Joker: Folie à Deux): Надевайте свою счастливую маску!

«Джокер: Безумие на двоих» (2024, Joker: Folie à Deux): Надевайте свою счастливую маску!

Я думаю, что продолжение психологического триллера Тодда Филлипса «Джокер» 2019 года было излишним. У меня не всё сразу сложилось с первой частью – я пересматривала фильм, чтобы лучше понять его и оценить сюжет по достоинству. Тем не менее, стоит признать, что «Джокер» действительно хорош. Его мрачная атмосфера создаётся настолько мастерски, что передаёт как деградацию и жестокость города, так и внутренние переживания главного героя, страдающего от психического расстройства. Все эти элементы гармонично дополняют друг друга.

Когда я смотрела фильм “Джокер: Безумие на двоих”, у меня возник вопрос о необходимости музыкальных номеров. Потеряет ли фильм свою уникальность без них? Мой ответ – нет, без них он всё равно сохранил бы свою силу. Особенно учитывая, что в картине присутствует музыкальная тема, звучавшая в финале “Джокера” во время сцены, когда хаос окутал улицы после действий Джокера на шоу Мюррея Франклина. Эта музыка отлично передаёт атмосферу мрачного Готэма и вызывает чувство страха. Думаю, одной этой мелодии было бы вполне достаточно. А если говорить о самом запоминающемся музыкальном номере, то это песня If You Go Away, которую Артур исполняет по телефону.

Я искренне уважаю Тодда Филлипса и не хочу критиковать продолжение. Я выделила некоторые аспекты и постаралась описать их более мягко.

“Джокер: Безумие на двоих” (2024, Joker: Folie à Deux): Наденьте счастливое лицо
“Джокер: Безумие на двоих” (2024, Joker: Folie à Deux): Наденьте счастливое лицо

Сюжет

Два года назад Артура Флека, сыгранного Хоакином Фениксом, задержали после того, как он совершил убийство Мюррея Франклина в прямом эфире. Его поместили на принудительное лечение в психиатрическую больницу Аркхэма. Флека обвиняют в пяти убийствах, и ему грозит суровое наказание — либо пожизненное заключение, либо казнь на электрическом стуле, чего добивается помощник окружного прокурора Харви Дент.

Артур Флек утратил свои эмоции, стал безразличным и немым. Он перестал пытаться развлекать окружающих и просто покорно выполняет все требования, смиренно ожидая судебного разбирательства.

Его настроение меняется, когда он встречает новую пациентку Аркхэма – Харлин “Ли” Квинзель, роль которой исполняет Леди Гага.

Каким получилось продолжение

“Джокер: Безумие на двоих” (2024, Joker: Folie à Deux): Наденьте счастливое лицо

Весь фильм является точным отражением внутреннего состояния Артура Флека. Он пребывает в неопределённости: начинается с мультфильма, в котором Джокер сражается со своей тенью, переходит в мюзикл, где Артур остаётся верен себе, но положительные моменты переживает лишь в своих фантазиях (хотя и там жестокая реальность всё равно дает о себе знать). В то же время это жестокая судебная драма, в которой Артуру выбирают наказание, как будто предыдущие удары судьбы оказались недостаточными.

Если вернуться к бою с тенью в начале мультфильма, то можно заметить, что бесплотная тень одерживает победу над Артуром в облике Джокера. Тень проявляет себя более свободно и смело, в её прозрачных руках Артур снова становится лишь забавной игрушкой. Этот мультфильм, по сути, задаёт общий контекст всего фильма, показывая, что Артур Флек крайне уязвим. Призраки его прошлого – из детства, недавних событий и периода принудительного лечения в Аркхэме – доминируют над ним, и он полностью им подчиняется.

Смена ролей между Харли Квинн и Джокером

Харли Квинн в комиксах – это яркий и запоминающийся персонаж, который привлекает внимание своей эксцентричной личностью и нестандартным поведением. Она впервые появилась как помощница Джокера, но быстро приобрела свою собственную индивидуальность. Харли сочетает в себе игривость, безумие и остроумие, что делает её участницей множества увлекательных историй. Её образ часто подвергается переосмыслению, отражая изменения в поп-культуре и в самих комиксах. Этот персонаж стал символом силы и независимости, трансформировавшись из злодейки в антигероиню с богатой внутренней жизнью и глубокой эмоциональной привязанностью.

Персонаж Харлин Фрэнсис Квинзель, более известная как Харли Квинн, была создана Полом Дини и Брюсом Тиммом. Она является соратницей Джокера, принца-клоуна преступного мира. Впервые Харли Квинн появилась в 22-м эпизоде мультсериала «Бэтмен» (Batman: The Animated Series), который вышел в 1992 году.

“Джокер: Безумие на двоих” (2024, Joker: Folie à Deux): Наденьте счастливое лицо

Интересно, что Пол Дини сомневался, стоит ли добавлять нового персонажа в историю, так как считал, что фанаты Бэтмена и Джокера могут не оценить Харли. Однако он оказался не прав. Харли Квинн смогла занять место среди уже любимых героев, а её популярность возросла до такой степени, что о ней знают даже те, кто не знаком с комиксами.

В комиксах отношения Джокера и Харли Квинн всегда отличались токсичностью — это яркий пример жестокого обращения, при котором женщина продолжает возвращаться к мужчине, несмотря на всё. При этом Харли осознаёт, что жертвует собой в этих отношениях гораздо больше, чем Джокер, который, в свою очередь, направляет свои усилия на своего заклятого врага — Бэтмена.

Она сама говорила Бэтмену, что он – единственный, кто не смог вызывать у Джокера желание дистанцироваться, независимо от обстоятельств. Из-за этого в ней blossали чувства ревности.

В графическом романе Степана Шейнича «Харлин» молодая психиатр Харлин Квинзель разрабатывает инновационный подход к лечению психических расстройств у опасных преступников. В стенах Аркхэма она встречает самых злополучных криминальных гениев, и один из них начинает оказывать на нее сильное влияние. Харлин осознает, что влюбилась, но это взаимодействие всё больше затягивает её в бездну, отдаляя от реальности, методов лечения и здравого смысла.

Теперь образ Харли в новом фильме стал ещё более ярким и запоминающимся.

“Джокер: Безумие на двоих” (2024, Joker: Folie à Deux): Наденьте счастливое лицо
“Джокер: Безумие на двоих” (2024, Joker: Folie à Deux): Наденьте счастливое лицо

В драмюзикле «Безумие на двоих» сценаристы, по всей видимости, черпали вдохновение из комиксов The Batman Adventures. В одном из выпусков повествуется о том, как Джокер, выйдя из психиатрической лечебницы Аркхэм, оказывается абсолютно исцелённым – он становится нормальным и беззаботным, научившимся адекватно выражать свои эмоции. Реакция Харли на это событие кажется довольно странной: она чуть не убивает его и старается вернуть его к прежним безумным временам.

В новом фильме, появившемся в эпоху, когда женщины стремятся принимать собственные решения без мужского одобрения и разрывают токсичные связи, Харли Квинн обращается с Артуром Флеком так же, как это обычно делают пикаперы с девушками. Это перекликается с тем, как Джокер поступил с доктором Квинзель в графическом романе «Харлин». Она воспользовалась его чувствами и оставила, но токсичность в их отношениях всё равно сохраняется.

В фильме Харли «влюбилась» в идеализированный образ, который сама же создала и воспела, однако она без сожаления отказалась от Артура, осознав, что это затея провалилась. Отношения Харли с ним напоминали скорее спектакль или фантазийное представление, реализованное в реальности. Она смогла осуществить свои мечты, устроив себе госпитализацию, сделав вид, что является жертвой насилия и фанаткой безумца, который поддается провокациям на необдуманные поступки.

В комиксах The Batman Adventures Харли Квинн стремилась вернуть безумие Джокера, и киношная версия ее образа испытывает те же чувства. В оригинальных комиксах Харли была психиатром, и именно его безумие связывало их вместе, делая здорового партнера менее привлекательным. В фильме у Харли тоже есть медицинское образование – она обучалась психиатрии, но Джокер стал для нее не просто партнером, а настоящим фетишем, её вымышленным супергероем. Однако, если Джокер отказывается участвовать в их необычной игре, то и она решает уйти.

В любом случае, роман Харли и Джокера служит наглядным уроком о том, как не следует строить отношения в жизни.

Артур Флек в “Безумии на двоих” воплощает образ королевского шута, который плохо справился со своей задачей

В этом фильме Артур Флек показан в весьма жалком свете. Это фактически губит тот смелый образ, который был представлен в психологическом триллере 2019 года. Тодд Филлипс, по сути, исполнил роль, аналогичную Полу Дини с Харли Квинн в 1992 году, ведь он, вероятно, и не ожидал, что этот образ вызовет такой резонанс у зрителей. Кроме того, преобразование комикса в нечто похожее на арт-хаус стало свежим и необычным решением.

В 2019 году Артур Флек стал новой интерпретацией знакового персонажа комиксов. Тодд Филлипс сделал его центральной фигурой, исследуя проблемы людей с психическими расстройствами, общественное восприятие таких людей и сложности их существования. Режиссёр представил Джокера как социально изолированного, одинокого и робкого человека, лишённого харизмы. Однако в этом сценарии кроется определённый риск – герой с отрицательными чертами может стать культовой фигурой, а его образ может восприниматься как символ жертвы общества, что приводит к возникновению преданных последователей, готовых на хаос, если их кумиру угрожает опасность. Этот поворот событий и осуществляется в финале триллера.

В сиквеле Артур Флек утрачивает свой прежний блеск. Кажется, что у него забирают так рискованно завоеванный статус. Если в триллере 2019 года Артур Флек стал шутом, который радовал «королевский двор» (то есть мировую аудиторию), то в новом фильме этот Артур-шут приносит плохие новости и вызывает гнев «монархов».

Шуты нередко изображались как простые клоуны, которые развлекали королевские дворы своими проделками, песнями, остроумными репликами и цирковыми номерами. Они приносили удовольствие членам королевской семьи. Иногда шуты включали в свои выступления новости — как печальные, так и радостные, тем самым выполняя роль информаторов для короля. У них не было фиксированного жалованья: размер оплаты зависел от того, насколько король был удовлетворён их выступлением. Если король был доволен и чувствовал себя счастливо, шут получал щедрое вознаграждение. Шуты всегда находились под риском — король мог обидеться на шутку или разгневаться из-за плохих известий и выплеснуть свой гнев на них. Тем не менее, от них всегда ждали развлечений, зачастую в виде насмешек над другими и смелых выпадов.

Многочисленные зрители остались недовольны выступлением персонажа в «Джокере: Безумие на двоих», о чем свидетельствуют и кассовые сборы. В премьерные выходные итоговая сумма оказалась значительно ниже, чем у «Джокера» 2019 года, который тогда установил рекорд октября, собрав 96,2 миллиона долларов в первый уикенд. Эксперты считают, что драмюзиклу «Безумие на двоих» необходимо заработать как минимум 450 миллионов долларов, чтобы покрыть свои производственные расходы.

Падение антигероя Флека

В первом фильме образ Артура был наполнен символизмом и находился под воздействием некой силы. Однако в этом фильме, к сожалению, у Артура забрали последние признаки достоинства и хотя бы какую-то живость.

Как может существовать такой апатичный и неопределившийся герой? Он не уверен ни в чем: полностью ли он Артур Флек, а Джокер лишь часть его сущности; либо эти две личности составляют равные части одного человека; либо его истинное «я» – это на самом деле Джокер. Как Артур может принимать какие-либо решения, если он сам себя не осознает? Это явный регресс. В финале первого фильма он всё-таки пришёл к определённому выводу – совершил ужасный поступок. Это стало ответом на отношение к нему жестокого мира, и Артур, по сути, переродился в Джокера. Однако в новом сценарии от него не осталось и следа.

Адвокат Артура Флека, мисс Стюарт, вела себя скорее как заботливая фигура, чем как защитник правосудия, пытаясь убедить его в том, что он тяжело болен. Харлин «Ли» Квинзель считала его идеалом и уверяла, что его образ Джокера – это супергерой. Когда Флек совершил убийство Мюррея Франклина в прямом эфире, она обрадовалась, поняв, что не одна в своих взглядах. Тем временем Харви Дент стремился доказать в суде, что Артур Флек – настоящий уголовный преступник, который заслуживает смертной казни. Он утверждал, что Джокер – это лишь маска, которую Флек надевает, чтобы ввести в заблуждение и избежать справедливого наказания.

В зале суда рассказывается история о матери Артура Пэнни, которая, стремясь объяснить странный смех своего сына, сочинила легенду о даре, данном ему свыше, чтобы веселить окружающих. Она даже назвала его «Радостью» (Happy). Артур воспринял это всерьез и решил связать свою жизнь с юмором, понимая его по-своему. Он хотел трансформироваться из уличного клоуна в полноценного стенд-ап комика.

Что мы можем сказать о самом Артуре Флеке? Каков он сам для себя? На эти вопросы не найдется ответов в продолжении. Таким образом, теряется и смысл первой части.

Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers

Об авторе

7 комментариев

  1. yaroslav

    Фильм без них? Да как же, он и с ними как-то не очень! Музыка из “Джокера” – вот настоящий герой!

    Ответить
    • svetlana

      «Ну да, музыка из ‘Джокера’ – прям королевский шут! Артур Флек просто не доработал свой номер!» 😂🎭

      Ответить
    • yulia

      «Музыка из ‘Джокера’ — герой, а фильм без них? Скажи спасибо, что не он сам сценарий писал!»

      Ответить
    • vladimir

      «Музыка из ‘Джокера’ – герой? Да, но без Харли – это как шутка без смеха! Она – наш супергерой!»

      Ответить
  2. larisa

    Я искренне уважаю Тодда Филлипса и не хочу критиковать продолжение, но Артур Флек, став немым, явно не смог найти общий язык с электрическим стулом — у него, похоже, нет ни эмоций, ни шансов на комедийный дебют!

    Ответить
  3. sofia

    «Слушайте, атмосфера такая мрачная, что даже мой кот стал философом, а фильмы без музыки – это как борщ без соли!»

    Ответить
    • kirill35

      Кот-философ и борщ без соли — комбо! Артур в тени — как ты с философией, только с тенью подружись!

      Ответить

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *