“Другой человек” (2024, A Different Man): Образ жизни в новом облике
«Забота о себе должна исходить изнутри, иначе никакие косметические средства не смогут помочь.» © Коко Шанель
***
Драма «Другой человек» Аарона Шимберга, который не только выступил в роли режиссёра, но и стал автором сценария, вызывает ассоциации с творчеством Вуди Аллена благодаря своему невротическому настроению. Подобно Аллену, Шимберг исследует сложные темы и погружается в философские размышления, используя элементы трагикомедии, чтобы немного смягчить остроту сюжета и упростить восприятие противоречий и абсурдных моментов жизни.
Сюжет данной драмы фокусируется на теме внешних недостатков, что является актуальной проблемой для режиссёра. Аарон Шимберг, родившийся с волчьей губой, рассматривает историю Эдварда как своего рода способ разобраться с собственными внутренними переживаниями.
Кроме того, одну из ролей исполняет британский актёр Адам Пирсон, который страдает от нейрофиброматоза. Как для Шимберга, так и для Пирсона этот фильм является личным вызовом для них самих – актёров, которые выступают в контексте знаменитых и привлекательных коллег, таких как Себастьян Стэн и Рената Реинсве. В этом контексте особенно иронично, что Стэн, долгое время играющий Зимнего солдата в Кинематографической Вселенной Marvel, соответствует традиционным стандартам красоты и является супергероем. Однако в драме «Другой человек» он берёт на себя роль «некрасивого» персонажа, что становится его интересным противостоянием.
Премьера драмы состоялась на кинофестивале Sundance в январе 2024 года, и она также была включена в основной конкурс 74-го Берлинского международного кинофестиваля. Хотя фильм не получил Золотого Медведя, уступив его «Дагомее», Себастиан Стэн был удостоен Серебряного Медведя за свою роль.
Сюжет
Эдвард, которого играет Себастьян Стэн, живёт в Нью-Йорке и пытается пробиться в актёрской сфере. На данный момент его единственной ролью стала крошечная эпизодическая часть в образовательном видео, посвящённом борьбе с жестокостью и буллингом в отношении людей, отличающихся от большинства. Эдвард сам относится к числу таких людей — у него нейрофиброматоз. Видео утверждает, что людей с особенностями не следует бояться, так как они являются частью общества и трудового коллектива. Однако оно также признаёт, что реакции обычных людей на людей с видимыми недостатками могут быть обусловлены особенностями восприятия.
Тем не менее, в реальной жизни Эдвард чувствует себя одиноким, и лишь немногие готовы подойти к нему с открытыми объятиями. Исключением становится Ингрид (в исполнении Ренате Реинсве), начинающая драматург, которая поселилась в соседней квартире. Она проявляет интерес к Эдварду, заходя к нему в гости и стремясь лучше его узнать. Однажды она сообщила ему, что в её пьесе, которую она начала писать, он станет одним из персонажей.
Эдвард тем временем решил пройти экспериментальную операцию, которая обещала улучшить его внешность. После получения нового лица он осознаёт, что роль Ингрид в пьесе на самом деле идеально подходит ему, но с его обновлённой внешностью он больше не может в неё вписаться.
Как я поняла суть сюжета драмы “Другой человек”
Человека движет стремление к любви и пониманию. Ему важно, чтобы его принимали и признавали. У него может быть врождённый талант или способность, которую предстоит развить и эффективно использовать.
Есть люди, которые, как будто, живут легче других. Они без особых усилий движутся по жизни, достигая успехов и легко заводя знакомства, создавая впечатление, что всё даётся им просто.
А что, если у человека, за которым ты наблюдаешь, нет ни таланта, ни привлекательной внешности, как у тебя, но при этом он все равно добивается успеха? Люди продолжают окружать его и, кажется, не обращают внимания на его недостатки. Возникает вопрос.
Аарон Шимберг обсуждает все эти темы в своём фильме, который больше напоминает притчу, чем стандартную драму.
В данном фильме основное внимание не уделяется самой болезни, которая искажает внешний вид, и ее лечению. Медицинские аспекты остаются в тени, и не рассматриваются детали процесса выздоровления и последующей терапии. Всё, что связано с медициной, представлено в образной форме: сбрасывание старого лица напоминает процесс линьки, оставляя за собой обычное, незамысловатое лицо вместо «неудачного». Это метафорическое действие символизирует возможность начать новую жизнь, которая, по задумке, должна стать лучше.
Шимберг в своей притче старается донести мысль о том, что человеку следует использовать тот материал, который у него есть. Он также делится философскими размышлениями о том, что внешность не является главным, гораздо важнее — это внутреннее состояние и то, как ты представляешь себя окружающим. Шимберг подчеркивает, что даже стандартная внешность не гарантирует успеха; она может стать своего рода маскировкой, из-за которой (как ни парадоксально) человек остается незамеченным и сливается с толпой. Однако, обладая обычной внешностью, нужно также развивать дополнительные качества, способные привлечь и удержать внимание людей. Просто иметь яркие голубые глаза недостаточно.
Фильм построен так, что позволяет увидеть различные аспекты жизни Эдварда – в первой части, когда у него был нейрофиброматоз, и во второй, когда он стал обладателем привлекательного лица. В первой части, когда он встретился с Ингрид, их взаимодействие не вызывало странных ощущений. Это были обычные беседы, привычные встречи, обмен подарками и естественные моменты неловкости, характерные для людей, которые только начинают знакомиться и не всегда знают, о чем говорить. Аарон Шимберг показал, что диагноз главного героя не является главным в его жизни, указывая на более глубокие аспекты, которые позволяют человеку устанавливать связи и привлекать других в свою жизнь.
Иногда встречаешь привлекательного человека, и, общаясь с ним, понимаешь, что он неинтересен, словно кирпич. А бывает, знакомишься с кем-то, и сначала он кажется просто обычным. Но по мере того, как вы узнаете друг друга лучше, осознаёшь, что его внешность идеально отражает его внутренний мир, и он начинает выглядеть по-настоящему притягательно.
Хотя можно обсуждать искренность интереса Ингрид к Эдварду, её намерения остаются неясными. Действительно ли она стремилась к искреннему общению с ним, или же её влечёт лишь корысть, как у творческого человека, натолкнувшегося на богатый источник вдохновения для своей пьесы? Возможно, Ингрид, будучи романтичной натурой, просто хотела добавить Эдварда в свой список успешных завоеваний. А, может быть, в этом кроется сочетание всех этих motivов.
В первой части истории режиссёр завершает метафорическое уничтожение образа Эдварда, трансформируя его в Гая и предоставляя новейшую профессию. Теперь наш главный герой трудится риэлтером, а благодаря своему привлекательному лицу он стал лицом рекламного плаката, который рекламирует услуги агентства недвижимости с его приветливой улыбкой.
Но что в итоге? Гай тоже одинок, хоть его квартира и стала лучше, а с потолка больше не капает. Он остается загадкой для своих коллег, никогда не делясь личной информацией и избегая общения. Непонятно, испытывает ли он удовольствие от своей работы или задумывается о ней. Однако, судя по тому, что Гай (Эдвард) снова погружается в проблемы своего прошлого, когда попадает в театр, где Ингрид готовит спектакль, можно предположить, что его нынешняя жизнь его не устраивает. Он не принял свою новую сущность.
Роман «Самые голубые глаза» американской писательницы Тони Моррисон (1970, The Bluest Eye – Toni Morrison) пронизывает всю драму сквозным мотивом. Это произведение появляется на экране несколько раз, и Освальд (в исполнении Адама Пирсона), которого Ингрид в конечном итоге выбрала на главную роль в своем спектакле, называет его своим любимым романом.
Роман повествует о жизни афроамериканки Пеколы Бридлав, которая воспринимается как уродливая из-за своих манер и темной кожи. В стремлении соответствовать белым стандартам красоты, она сталкивается с жестоким обращением, изнасилованиями и пытками. Голубые глаза становятся для нее символом красоты и счастья, которые ассоциируются с жизнью белых представителей среднего класса. В конечном итоге ее страдания приводят к безумию.
В произведении «Другой человек» аналогично роману «Самые голубые глаза» рассматривается социальная проблема, касающаяся факторов, формирующих такие понятия, как красота и нормальность. В нем исследуется, как именно происходит выход за пределы принятых норм, что в итоге ведет к трансформации человека в нечто нежелательное.
Каждая культура формирует свои уникальные представления о красоте и привлекательности через различные средства, такие как рекламные щиты, фильмы, книги, игрушки и другие товары. Тони Моррисон в своём романе обсуждает трудности, с которыми сталкиваются чернокожие люди в белом обществе, тогда как Аарон Шимберг с иронией подчеркивает, что стандарты красоты и поведения могут создавать проблемы для всех, независимо от расовой принадлежности. Главной мотивацией стремления к неким идеализированным стандартам является поиск счастья и умиротворения. В итоге Адам Шимберг подчеркивает, что универсального понимания счастья не существует, и для его достижения необходимо в первую очередь установить гармоничные отношения с самим собой.
***
Красоте порой тоже перепадает внимание, достаточно вспомнить слова Энди Уорхола: «Она была удивительно прекрасным пустым пространством».
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Эдвард, ты как будто из комиксов вылез, а роль Ингрид – это как раз твой новый стиль!