Раскольниковы в гриппе — мои первичные ощущения от просмотра необычной экранизации «Преступления и наказания» Достоевского.
Проанализировав первые четыре серии сериала «Преступление и наказание», нельзя не отметить, что рекламные обещания о fidèle экранизации произведения Достоевского оказались заблуждением. Интерпретация классики представляется весьма далекой от оригинала: тексты совпадают лишь в мелочах – имена персонажей, незначительная часть событий, место действия… И тут становится очевидно, что временной контекст изменился на целый век с лишним.
События разворачиваются в нашем времени, апробируя более современную обстановку. Напоминанием о эпохе служит монумент Александру Блоку, возле которого медитирует загадочная Тень, что только подчеркивает создание оригинальной концепции повествования. Взглянув на все это, осознаем: мир, созданный сценаристами, это скорее отсылка к философским размышлениям 2023 года, чем к реалиям XIX века.
Кажется, мы оказались в мире, где реальность и фантазия переплетаются, словно это сон тяжелобольного человека. Эти образы создают атмосферу, отдалённо напоминающую «Петровы в гриппе». Захватывает, не находите? Интересно, задумывал ли автор именно такое восприятие? Пожалуй, было бы любопытно взглянуть на сценарий protagonistas: как все эти странные коллизии и образы складываются в раскадровке, как в мозаике, где каждый элемент порой имеет свой смысл.
Сериал, адаптируя классическое произведение, задает вопрос о том, как меняются человеческие мотивации со временем. Зрителю предлагается задуматься о том, что хотел донести до нас автор. Однако, если говорить о тексте романа, его значимость в современном мире представляется несколько сомнительной.
Во многом эти идеи уже утратили свою актуальность. Мотивация поступков героев, действительно, совершенно иная. За более чем столетие обстоятельства, в которых живут люди, кардинально изменились, и это находит отражение не только в моральных установках, но и в глубинных стремлениях персонажей. Так, адаптация демонстрирует, как история, пусть и являясь классической, не всегда остается в унисон с современностью.
Когда Сонечка Мармеладова, персонаж Достоевского, попадает в бордель, это не просто акт отчаяния; это крик о помощи из бездны безысходности. В той России, где образование и работа были недоступны, её шаг кажется единственным вариантом. Однако наш современный контекст просто не производит такого впечатления. Сегодня у нашей Сонечки множество путей: бесплатное образование, возможность трудоустройства с 14 лет – мир, который её окружает, изобилует возможностями и не заставляет прибегать к столь катастрофическим мерам.
Сравнивая её действия в романе и адаптации в сериале, возникает диссонанс, вызывающий недоумение. Поступок Сони в Достоевском — это трагедия, в то время как в современном пересказе он выглядит как нелепая попытка найти решение в условиях, где их попросту нет. Дети Катерины Петровны, условно говоря, сегодня не должны сражаться за выживание в такой безвыходной ситуации. Дошкольное образование и школьное обучение с бесплатным питанием не являются чем-то экстраординарным. К тому же, как бы банально это ни звучало, даже для Катерины Петровны существует целый спектр возможностей: работа на удаленке, хоть и не за большие деньги, могла бы добавить хоть каплю света в их мрачный бюджет.
Образ Соции — это не просто личная драма, но и индикатор социального контекста своей эпохи. В нашем времени такой надрыв больше не уместен. Порой кажется, что даже тяжелые судьбы требуют более изысканных форм преодоления.
Вопрос подбора актрис в новом адаптационном проекте вызывает справедливые сомнения. Неужели нельзя было найти кого-то помоложе? Метания 17-18-летней героини — это один сценарный пласт, а кривляния дамы, которой скоро 35, — совершенно отстраненная реальность. Речь идет о Любови Аксеновой, невольной исполнительнице роли 18-летней Дуни, сестры Родиона Раскольникова. Увы, на её лице уже прописан жизненный опыт, что делает сложным создание образа юной красавицы, оказавшейся в условиях, где ей предстоит продать себя и свою молодость старому и нелюбимому Лужину.
Как ни странно, но неисчерпаемость её появления в каждом втором сериале впечатляет, хотя о настоящем актерском таланте говорить не приходится. Не оставляет равнодушным также и выбор актрисы на роль 18-летней Сони — ей уже 29, и никакие приемы не помогут ей выглядеть как почти ребенок. Этот возраст актрис не просто видоизменяет персонажей, он кардинально меняет восприятие всей истории. Мы наблюдаем не наивных юнцов, а взрослых дам, способных принимать ответственность за свою жизнь, способных встать с дивана и выбраться в взрослый мир учёбы или работы, даже если это наихудший вариант. Настоящий парадокс — классические образы Достоевского, которые уже не звучат так, как задумывались автором.
Родион Раскольников в исполнении Янковского – воплощение безумия, которое захватывает и погружает в мрак его душевных терзаний. Здесь действительно нет вопросов к актеру, который безукоризненно передает гамму эмоций своего героя. Но вот в чем дело: в каждом эпизоде, где он проявляет свою страсть к алкоголю и саморазрушению, образ Ивана с его рельефной фигурой и спортивной статьей выглядит нелепо. В контексте постоянных угрызений совести и физического истощения Раскольникова такие сценические откровения кажутся неуместными. Они словно нарушают гармонию печальной истории, подтверждая лишь то, что в этом ярком теле нет места тем внутренним мукам, которые терзают душу Родиону.
Творческая находка авторов сериала — это Тень, дьявол-искуситель, который, словно гуру, ведет зрителя по сюжету с непревзойденной харизмой. Борис Хвошнянский в роли этого персонажа проявляет свои лучшие качества, и видно, что он погрузился в образ с головой. Сцены с Тенью вызывают бурю эмоций и легко запоминаются благодаря блестящей игре Хвошнянского. Юмор, который пронизывает сюжет, притягивает своей чернью, особенно в эпизодах, где Тень взаимодействует с Родионом. Здесь черный юмор становится не просто акцентом, а важной вуглиной, придающей сериалу неповторимый оттенок.
Несмотря на бег времени, теневая фигура бездельника Родиона по-прежнему вызывает недоумение. Этот персонаж с пронзительной иронией демонстрирует, как обессмысленно страдать из-за своих же ошибок — в его случае, прямиком из собственного неуспеха. Словно не замечая, как собственными руками он разрывает и калечит собственное существование, он без конца ищет виновных. В этом отрывке чётко прослеживается его безрезультативное стремление обвинить лишь бабушку-процентщицу, которая становится символом всех его неудач и внутреннего конфликта.
Снигирь создает уникальное прочтение роли Марфы Петровны, персонажа, которого в оригинальном тексте не существует. Пожалуй, это решение было продиктовано стремлением предоставить актрисе возможность блеснуть на экране. И, надо сказать, у нее это вполне удалось. Образ действительно эффектен и подходит для Юлии, которую исторически тянет к сильным женским ролям. Однако в интерпретации Марфы Петровны есть и определенные нюансы: она предстает наивной, не способной должным образом оценить своего супруга. Этот контраст создает особое впечатление, подчеркивая ее уязвимость и наивность в жестком мире, который ее окружает.
Последующие серии появятся 9 ноября. О продолжении просмотра у меня весьма невнятное ощущение, потому что существует множество более привлекательных проектов. В общем, я составила о сериале достаточно четкое представление. Сюжет не радует интригами — всё довольно предсказуемо. Стиль подачи вызывает отвращение, и подобное мне не по душе. Возникает вопрос: почему не сделать стандартную экранизацию с тем же актерским составом и бюджетом? Это риторическое замечание. Вся эта шумиха, связанная с переносом даты выхода, выглядит как неумелая рекламная акция, призванная привлечь внимание. В сериале нет ничего особенного, таинственного или запретного.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Всё верно, Раскольникову не до шуток, а Тень с Хвошнянским — это как кот на клавиатуре: неуместно, но смешно!
«Согласен, как кот на клавиатуре — смешно, но не всегда уместно! 9 ноября ждем, хотя интриги не хватает.»
«Всё верно! Только вот кот на клавиатуре, похоже, сценаристом стал! Достоевский в шоке!»
Порой кажется, что даже тяжелые судьбы требуют более изысканных форм преодоления, но зачем искать молодость в 35, если можно просто добавить немного грима и шуток, чтобы на сцене не забыли, кто такая Дуня?
«Зачем молодость? Грим и шутки — вот секрет Дуни! А Раскольников с Янковским — просто шедевр!»
В этом отрывке бабушка-процентщица как символ неудач — это ж надо, как у меня с пирожками!
«Ну да, бабушка-процентщица – это как твои пирожки: и неудача, и символ наших реалий. Согласен!»
Образ Соции — для 35-летней Аксеновой, как если бы я в 60 лет сыграл 18-летнего студента!
Смотрю на Тень у Блока и думаю: вот где философия XXI века, а не XIX! Смешно и умно!