Загадочный, мрачный мир и душа… Это успешная глава знаменитого фантастического хоррора.
«Чужой: Ромул» (Alien: Romulus), 2024 года, США и другие страны.
Как отец-основатель «Чужиады», Ридли Скотт похоронил своё детище в 2010-е годы! Он тщательно засыпал землю, утрамбовывал её, а затем установил тяжёлый надгробный камень! Чтобы все работники могил делали это с такой же старательностью, чесслово!
Тем не менее, угнетённые ожидания поклонников этой фантастической вселенной было не так-то просто заглушить, даже с помощью беруш. А купившая студию 20th Century в 2019 году компания Дисней не собиралась говорить о «Чужом» в прошедшем времени. Поэтому забытый Скоттом проект скорее был обнаружен… И, как ни странно!..
О чудо! Оказалось, что франшиза все еще жива и чувствует себя гораздо лучше! Чтобы вернуть ей яркость, на помощь пришел главный эксперт по «дыхательной гимнастике» в жанре ужасов — создатель хита «Не дыши», уругваец Федерико «Феде» Альварес. Вместе с ним работает и его постоянный соавтор сценариев Родольфо Саягес. А ведь, как ни крути, две головы — это всегда лучше, хотя Лернейская Гидра этим приемом не смогла воспользоваться.
Несмотря на то, что портрет Ридли Скотта украшает стену почётных продюсеров «Чужого: Ромула», желающих продолжить его экспериментальные идеи 2010-х годов не нашлось. В итоге было принято решение не углубляться в будущее или прошлое этой франшизы, а сосредоточиться на старых видеокассетах, которые находились на столе у Альвареса и его команды. Они записали новую кассету и поместили её между «Чужим» Скотта и «Чужими» Кэмерона (1979 и 1985 годов). Однако зря не стали будить Эллен Рипли, которая в «Ромуле» как раз находится в анабиозе, мирно дремля на спасательном челноке вместе с котом Джонси. Вместо этого в сюжет ввели… Правильно, ещё одну мини-Рипли! Это уже стало традицией в борьбе с чужими, и, к счастью, большинство фанатов не против.
Новая героиня по имени Рэйн (Кейли Спейни) работает в шахтах колонии на планете LV-410. Это территория вечной ночи, где труд крайне опасен, и лишь немногие доживают до окончания своих контрактов. Работодатели часто обманывают с нормами выработки, и выполнить их по совести крайне сложно. В результате Рэйн оказалась застрявшей здесь после очередного обмана со стороны начальства, и её непонятно, сколько ещё продлится эта мучительная работа. Похоже, её трудодни не завершатся, как и отсутствие света на этой планете.
Тем временем с момента, когда Рипли впервые встретила Ксеноморфа Лицехватовича, прошло 20 лет. Но на LV-410, разумеется, никто об этом не знает, поскольку фильм Ридли Скотта сюда так и не попал. Однако Рэйн и её сводный брат, фактически являющийся андроидом по имени Энди (Дэвид Джонсон), получили шанс покинуть это проклятое место. Бывший бойфренд Рэйн по имени Тайлер, его сестра, их кузен и его девушка (в общем, ситуация довольно запутанная!) случайно наткнулись на бесхозный звездолёт, который, как им показалось, принадлежит корпорации Weyland-Yutani, находящийся на околопланетной орбите. Чтобы никто не заметил, они решили быстро отправиться туда на небольшом грузовом корабле.
Почему? Да потому что планировалось похитить камеры для анабиоза. Установив их на свой корабль, Тайлер и его спутники смогли бы покинуть LV-410 и добраться до ближайшей обитаемой планеты. Путь до неё занимал бы целых 9 лет, что без камер означало бы годы бодрствования и старения — то есть полноценную утрату времени. А андроид Энди должен был стать ключевым элементом для беглецов. Ранее он принадлежал корпорации и мог разблокировать технические входы и выходы её звездолетов.
Однако, при приближении к находке обнаружилось, что это не звездолёт, а космическая станция, состоящая из двух огромных блоков — Ромул и Рем. Более того, вскоре её орбита пересечётся с орбитами планетарных колец LV-410. В результате станция будет разрушена, подобно тому как кота по наждачной бумаги в старом анекдоте. Поэтому Рэйн и его команда должны были поторопиться, чтобы не оказаться в пустоте космоса в виде пыли. Но, как вы понимаете: если у них всё проходило бы гладко, то история просто не состоялась бы, особенно с культовым названием «Чужой».
Альварес, безусловно, проделал тяжелую и тщательную работу. Опираясь на классические первые части, он каким-то образом намекнул на них, заимствовав элементы из каждого. Разве что Хищников он сюда не включил… или я просто не заметил намёка на них? Кроме того, Федерико удачно стилизовал изображение под старую школу Скотта и Кэмерона: лампочки, переключатели, рычаги и ЭЛТ-мониторы, а также техника съемки создают ощущение, будто фильм одновременно современный и отсылающий нас прямиком в 80-е — так тепло и лампово.
Конечно, аналоговые монстры, сыгранные актерами в гриме, сохранили свою значимость. Говорят, что лишь хвосты для них были добавлены с помощью компьютерной графики, в то время как остальной облик был создан с помощью грима, и артисты действительно демонстрировали свои создания перед камерой. Кроме того, лицо ушедшего из жизни Иэна Холма, который исполнял роль андроида в первом фильме «Чужой», было восстановлено с помощью ИИ для новой роли… половины андроида. Но результат получился вполне впечатляющим — почти как у живого… точнее, синтетического человека.
Ещё один стратегический шаг создателей Ромула заключается в желании привлечь молодую аудиторию к этой почти полувековой франшизе. Поэтому в главных ролях фильма — актёры-двадцатилетние, за редким исключением, как в случае с Д. Джонсоном, которому 31 год. Результат получился оригинальным, и, что важно, выбранные исполнители не лишены таланта. Так, фильм не стал подростковой фантастикой, но эмоции молодых персонажей выражены ярче, чем у опытных космических путешественников. Свежий взгляд на этот мир точно ощущается. Более чем четырёхкратный сбор в прокате (при бюджете 80 млн $) и звание самого прибыльного хоррора в формате IMAX внушают уверенность, что Чужая франшиза не будет забыта.
***
В общем, можно найти поводы для критики и в «Чужом: Ромул», но желания делать это нет. Очевидно, что франшиза уже не сможет повторить успех своих классических частей, однако возвращение к корням, организованное Федерико Альваресом, является тем положительным шагом, который иногда противоречит попыткам повторить лучшее. Попытка улучшить творчество Феде, скорее всего, приведет к ухудшению. Тем не менее, ему стоит зафиксировать формулу текущего успеха для будущих проектов. Это достойная передача эстафеты от опытного ветерана Скотта к молодым и талантливым создателям хорроров. Поздравляю их с этим, а нас – с таким редким и удачным экшен-хоррором, особенно в рамках легендарной вселенной.
Трейлер (рейтинг по возрасту R; для зрителей от 18 лет):
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Станция Ромул и Рем — как кот на наждачке: раз и нет, и 9 лет бодрствования зазря!
Вот так, ребята, решили не лезть в будущее, а просто пересмотреть старые кассеты — классика!
Ах, как приятно нырнуть в 80-е, где лампочки и грим важнее графики — ностальгия, как у бабушки!
О, как приятно слышать, что франшиза ожила, а Феде с Родольфо готовы влить в неё свежий ужас!