Выберите страницу

Семена священного инжира: новый взгляд на иранское кино. Обзор фильма.

Семена священного инжира: новый взгляд на иранское кино. Обзор фильма.

Есть удивительная закономерность: самые смелые и провокационные фильмы, пропитанные духом протеста, создаются именно в тоталитарных странах. Режиссёрам подобного рода проектов можно с легкостью простить многие огрехи. Поражённые жестокостью режима, эти творцы физически и психологически травмированы, и на экране они выплескивают всю свою боль и обиду, создавая мощные произведения, которые разбивают зрительскую стену.

К примеру, судьба иранского режиссёра Мохаммада Расулофа, автора картины «Семена священного инжира», столь же интригующее, как и его фильм. Эта работа была снята в условиях строгой секретности, и сама лента обернулась для создателя серьёзной угрозой: ему грозило восемь лет тюремного заключения за смелую критику иранского режима. Однако Расулофу каким-то чудом удалось покинуть Иран и добраться до Европы, где он представил свою ленту на Каннском фестивале. Фильм «Семена священного инжира» был встречен бурными аплодисментами и в итоге удостоился Специального приза жюри. Теперь он рассматривается как главный претендент от Германии на соискание звания Лучшего иностранного фильма в грядущем марте.

 Семя священного инжира : голос нового иранского кино. Рецензия на фильм

В 2022 году Иран оказался на грани катастрофы, когда после трагической гибели женщины, ставшей символом протеста, страна погрузилась в непредсказуемый хаос. Политический строй, который казался устойчивым, трещит по швам, а на фоне этих катаклизмов разыгрывается удивительная драма одной семьи. Отец, внезапно обретающий власть следователя, ежедневно подписывает сотни смертных приговоров, превращая свою жизнь в бесконечное повторение жестоких решений. Мать, имея слепую веру в мужа и якобы правдивые картинки телеканалов, вдали от реальности, оказывается в плену иллюзий.

Две дочери, почувствовав гнет мрачной атмосферы, идут на открытый бунт против семейных и государственных устоев. В их сопротивлении скрыт глубокий протест, отражающий широкий запрос на справедливость и свободу. В этот накал событий добавляется еще один фактор: потеря табельного пистолета приводит отца к состоянию паранойи, в их семье нарастают трения и подозрения.

Политическая нестабильность, разъедая не только общество, но и маленькую семью, становится метафорой разрушительного влияния хаоса, который размывает все привычные границы. Эта история – не просто хроника страдания, но и попытка понять, как в час кризиса у каждой личности появляется свое, особое, понимание правды и свободы.

 Семя священного инжира : голос нового иранского кино. Рецензия на фильм

Почти три часа «Семени священного инжира» посвящены глубокому исследованию семейных отношений, разрываемых внешними событиями, не покидающими стены тегеранской квартиры. Отец, мучимый моральными терзаниями, сопротивляется системе, отказываясь погружаться в кровавую реальность, в то время как его дочери сталкиваются с бесконечной жестокостью и несправедливостью как со стороны бунтовщиков, так и государства. Расулоф демонстрирует, по всей видимости, типичную картинку для современного иранского кино: системное насилие, проникающее в каждый дом и каждую семью, способно разрушить все связи между близкими. На этом фоне центральная линия о потерянном пистолете становится ярким символом безумия, которое охватывает простых людей, когда привычное общество начинает коллапсировать под давлением внешних конфликтов.

 Семя священного инжира : голос нового иранского кино. Рецензия на фильм

«Разрушение, пронизывающее фильм, ощущается как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. Визуальное повествование создает эффект контраста: безмятежный и почти светлый первый акт мастерски погружает зрителя в легкие взаимодействия между членами единой семьи. В то время как затем эти нежные отношения сменяются кромешным ужасом, когда на столицу Ирана и другие города обрушиваются неистовые протесты.

Расулоф, отказываясь от художественного подхода, делает акцент на документальной правде: зрителю показывают отрывки из реальных видеозаписей, датированных 2022 годом, которые органично перекликаются с закрытой и, казалось бы, отчуждённой от общественных волнений семейной линией. Главные герои иногда покидают свои уютные пространства и выходят на улицы, однако протестный хаос по-прежнему остается где-то на периферии сюжета, пока режиссёр снова не возвращает нас к анти-созерцанию всех тех ужасов, которые постигли Иран два года назад.»

 Семя священного инжира : голос нового иранского кино. Рецензия на фильм

Мохаммад Расулоф, кажется, в своей последней работе становится не только критиком иранского режима, но и невыносимым противником традиционных установок патриархата. В центре сюжета — отец семейства (Мисса Зареха), который становится олицетворением мужской агрессии и злобности. В его отношении к женщинам скрыта не только личная трагедия, но и отражение общего мировоззрения, побуждающего к насилию.

События развиваются по следам резкой утраты — пропажа пистолета превращает привычный быт в пышущую паранойей атмосферу. Каждый член семьи становится подозрительным, и доверие вытекает из отношений, как песок сквозь пальцы. Свободу тут заменяют нестрогое психологическое давление и постоянная угроза, подрывающая фундаменты близких отношений.

Финальная катастрофа разворачивается на фоне тегеранских пригородов, где Расулоф использует визуальный язык классических слэшеров, создавая эффект нарастающей напряженности. Так документальная хроника последних событий трансформируется в душераздирающий триллер, обнажающий трещины в современных семейных устоях и заставляющий задуматься о хрупкости человеческих связей перед лицом жестокой реальности.

 Семя священного инжира : голос нового иранского кино. Рецензия на фильм

«Семя священного инжира» создает уникальную атмосферу, в которой пафос и наигранность остаются за пределами экрана. Картину, избегая избитых клише Джафара Панахи, предлагает зрителю суровую и беспощадную правду о том, как политика постепенно подрывает саму суть семейных ценностей. На примере героев фильма Расулоф раскрывает, как давящие обстоятельства разбивают души, превращая их владельцев в бесконтрольные тени самих себя, как это происходит с Миссой Зарехой.

История, которую рассказывает режиссер, затрагивает не одну, а миллионы семей, оказавшихся под давлением близких, чья любовь, оказавшаяся наказанием, становится источником глубокой травмы. Здесь семейная диктатура оказывается гораздо страшнее любых государственных репрессий, а материнская любовь оборачивается безжалостным инструментом. Заключительный аккорд фильма – это не просто финал, это осознание мощного откровения, оставляющего зрителя безмолвным от ужаса и катарсиса, подтверждая, что подобные истории имеют под собой глубокий философский смысл.

 Семя священного инжира : голос нового иранского кино. Рецензия на фильм

Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers

Об авторе

7 комментариев

  1. semyon

    «Как будто смотришь семейное видео, а в финале – бонусный блокбастер про Иран! Расулоф, ты – кулинар кино: сначала подаешь сладкий десерт, а потом – острый

    Ответить
  2. angelina

    Эх, жизнь как кино — иногда вместо аплодисментов получаешь восьмилетний срок, но Расулофу всё-таки удалось сыграть на Каннах!

    Ответить
    • victoria

      «Да, жизнь — это фильм с плохим сценарием! Главное — не потерять пистолет в сюжете!»

      Ответить
    • vasily

      «Жизнь как кино, а у нас тут драма с элементами абсурда! Мать, дочки, где ваши Оскары?» 🎬😂

      Ответить
  3. stepan

    «Семя священного инжира» — это как семейный ужин, где вместо пирога подают суровую правду!

    Ответить
  4. veronica

    Вот это поворот! Фильм, где политика и семья – это как огонь и бензин, а зритель – зрячий жертва!

    Ответить
  5. kolya

    «Семена священного инжира» — это как семейная вечеринка с тортом, но вместо торта — драма и ужас!

    Ответить

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *