Платформа 2: убогое паразитирование на успехах прошлого. Обзор фильма.
Эпоха COVID-19 открыла новые горизонты для стриминговых сервисов и зарубежных хитов. Одним из ярких событий начала 2020 года стал экспериментальный триллер «Платформа», созданный талантливыми испанскими режиссёрами. Эта бескомпромиссная, ультра-жестокая и разнородная социальная драма, замаскированная под фантастический сюжет, вскрыла все недостатки повседневного капиталистического общества, чётко разделяя бедных и богатых. Главная метафора фильма становилась понятной практически сразу. Однако «Платформа» имела завершённый сюжет, дополненный библейски напряженным финалом, который переворачивал линейное повествование. Успех фильма вдохновил как продюсеров Netflix, так и его создателей: возникла идея создания франшизы, которая углубит многогранный миф о данной антиутопической вселенной с её фашистскими законами.
Несмотря на то, что вторая «Платформа» была заявлена как непосредственное продолжение первой части, множество отсылок и неожиданных камео ставят под сомнение это утверждение. Новый фильм представляет собой приквел к событиям своего предшественника, сразу погружая зрителя в поток новой информации и деталей, связанных с мелким лором так называемой Дыры: здания с сотнями (если не больше) этажей и отверстиями, через которые каждый день спускается платформа с невероятными запасами еды. Еда, символизирующая потребности богатых и бесправие бедных, служила основным источником конфликта в первом фильме. Однако, если четыре года назад неудовлетворенные богатые и голодающие бедняки критикулировали систему капитализма XXI века, то в «Платформе 2» на прицел попадает уже её антипод — социализм.
В центре повествования находится арт-художница, которая убегает от ошибок своего прошлого. Укрывшись в загадочной Дыры по собственной воле, она сталкивается с представителями различных социальных групп. Протагонистка оказывается в эпицентре нарастающего конфликта, когда власть в этом месте оказывается в руках группы религиозных фанатиков, решивших делить запасы еды поровну среди всех жильцов здания. Хотя их намерения выглядят благими, они быстро перерастают в самосуд, а добрые намерения оборачиваются фашизмом, когда недостаток пищи ведет к самым радикальным действиям против заключенных Дыры. Конфликт между фанатиками и протестующими обостряется до настоящей войны, в то время как главная героиня пытается справиться со своими демонами прошлого и с галлюцинациями, в чем она напоминает протагониста первой части.
Хотя вторая часть «Платформы» пытается вписаться в общую концепцию лора этой вселенной, хаос в сюжете и резкие переходы создают путаницу в повествовании. Многочисленные персонажи на ограниченном пространстве экрана мешают сосредоточиться на одной героине, а ослабленная визуальная составляющая превращает сиквел в нечто похожее на стриминговый фильм категории B: он не является авторским, а скорее студийным проектом, который удовлетворяет лишь финансовые потребности продюсеров. Атмосфера напряжения и мрачности, присущая первому фильму, исчезает с первой сцены, и в результате вторая «Платформа» быстро утрачивает статус гнетущего социального триллера, превращаясь в нечто близкое к комедии, над поверхностным сюжетом которой, кажется, иронизируют сами авторы.
Примечательно, что в сиквеле социализму уделяется даже больше внимания, чем знаковому капитализму: открытая радикальность группы фанатиков по отношению к жильцам здания не создает ощущения неоднозначности сюжета. Зритель может искренне сопереживать лишь беднякам — это было попыткой первой части (с переменным успехом, но все же завоевала симпатии). Второй фильм, который обращается к устаревшей системе равноправия, даже не пытается изменить сюжет оригинала. Сиквел балансирует на острие ножа и не осмеливается поделиться с аудиторией чем-то ярким, новаторским или провокационным. Стоило ли вообще продолжать Платформу, если итог оказался столь печальным?
Линия героини Милены Смит во многом совпадает с развитием персонажа из первого фильма: она включает в себя стремление избежать ошибок прошлого, конфликты с представителями аристократии и установление дружеских связей с менее обеспеченными слоями общества. Здесь присутствует и словесная критика фашистских законов Ямы, переплетённая с флэшбеками, а также искупление через спасение невинного ребёнка. Все эти элементы перемешаны в хаотичном монтаже так, что целостность повествования распадается на мелкие фрагменты. Вторая часть Платформы выглядит скорее как неудачное продолжение успешного фильма четырёхлетней давности, чем полноценный сиквел, напоминая о нишевых проектах эпохи DVD, и её единственное достоинство заключается в попытке извлечь оставшиеся выгоды из давнего триумфа.
В итоге прежний состав создателей «Платформы» так и не решился предложить что-то новое и оригинальное. Сиквел безжалостно копирует успешные элементы оригинала, превращая их в почти клиповую сумятицу, в результате чего повествование становится перегруженным и пустым. Всё ухудшилось: сюжет, лор вселенной, актёрская игра и режиссура. Даже визуальная часть картины, кажется, потеряла в качестве и больше не поражает зрителей масштабами, которые были характерны для первой части. В конце концов, даже оригинал извлекал максимум из своей концепции получасового короткометражного фильма: идея развивать вокруг этой истории целую франшизу с множеством спин-оффов, приквелов и ответвлений изначально была обречена на неудачу. «Платформа» не нуждается в продолжениях: это завершённый проект, и сиквел лишь подтверждает, что для современных кинотворцов финансы важнее любого искусства.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
«Вторая ‘Платформа’ – это как если бы Достоевский решил стать стендапером: напряжение исчезает, социализм танцует ламбаду, а зритель, вместо того чтобы погружаться в м
«О, да, Достоевский в стендапе — это мощно! Эта бескомпромиссная, ультра-жестокая и разнородная социальная драма, замаскированная под фантаст
«Потрясающе, как ‘Платформа’ превратилась в карнавал!»
«Да, Милена в ‘Платформе’ – это Достоевский на стендапе! И как же она умело танцует!»
«Согласен, но, может, это просто ‘Платформа’ в кризисе жанра? Нужен новый Достоевский!»
Ну что ж, второй фильм — это как старый советский телевизор: и громко, и радикально, но всё равно ни одного нового канала!
«Платформа» – это как шведский стол для бедных и богатых: вкусно, но не всем хватит!