Не раскрывай никому: сдержанный ремейк, не решающийся на громкие заявления. Обзор фильма.
Одной из самых неожиданных премьер 2022 года стал жуткий датский триллер «Не говори никому» (Speak No Evil), который призывает ощущать и выражать внутренний хаос, крича о своих переживаниях. Простой сюжет картины менялся на протяжении всего её повествования, а сладко-банальный финал обернулся настоящим ужасом, который продолжает вызывать мурашки даже после нескольких просмотров. Провокационная природа фильма и его смелая подача вновь подтвердили мощь европейского кино, которое не боится шокировать зрителей. Поэтому новость о возможной американской адаптации вызвала у поклонников оригинала крайнее недовольство: даже присутствие многостороннего Джеймса МакЭвоя не помогло создать уверенность в успешности проекта. Тем не менее, кажется, что голливудские создатели попытаются удивить аудиторию, хотя вопрос остается: смогут ли они достичь той же яркости и провокационности, как датская версия?
Концепция американского фильма «Не говори никому» осталась практически неизменной: семья, отдыхающая на солнечных улицах Италии, переехала в Лондон из-за трудностей отца на работе. Они знакомятся с другой семьёй, члены которой кажутся героям невероятно дружелюбными, оптимистичными и общительными. Поэтому сразу после завершения экскурсии главные персонажи решают навестить новых знакомых в их загородном доме. Дикая природа, чистый воздух, труд на свежем воздухе и живописные английские виды обещают стать для семьи Далтонов отличным способом уйти от проблем, связанных с их жизнью в дождливом Лондоне. Однако, как и в любом триллере с наивной завязкой, их отдых вскоре обернётся настоящим кошмаром.
Ключевым аспектом оригинального произведения является тот факт, что взрывоопасный третий акт лишь усиливает сюжетную линию. Он символизирует последнюю каплю терпения семьи главных героев, которые способны мириться с любым странным поведением своих новых друзей. Это включает в себя жестокость отца по отношению к своему ребенку, постоянные обманы и вызывающие поступки супругов на глазах у главного героя и его преданной жены. Весьма раздражающее (и одновременно чрезмерно активное) звено перенесено и в американскую адаптацию: пара Далтонов упорно отказывается собирать свои вещи и покидать дикий домик новых знакомых. Хотя сценаристы нового фильма добавляют множество мелких изменений в основной сюжет, сравнения с оригиналом становятся неизбежными.
Ремейк «Не говори никому» сталкивается с ключевой проблемой, которая ранее вызывала сомнения у фанатов оригинала в отношении успеха голливудской адаптации. Эта проблема заключается в излишней стерильности: американская версия «Speak No Evil» выглядит настолько беззащитной и невинной, что кажется более уязвимой и хрупкой по сравнению с дерзким и смелым оригиналом из Дании. Подобно главным героям, эта рафинированность фильма не вызывает отторжения, но невольно наводит на размышления о вызывающей наглости европейского триллера, который вышел два года назад. Тем не менее, стоит пережить все моменты американизации ради одного лишь Джеймса МакЭвоя — лишь бы в итоге зрителям не повторилась ситуация, подобная финалу фильма, независимо от того, датский это проект или американский.
Многообразие игры МакЭвоя в «Не говори никому» достигает невероятных высот: разительная контрастность между жизнерадостным, оптимистичным отцом и истинным дьяволом, для которого нет ничего святого, воспринимается так тонко, что зрители начинают видеть в антагонисте Джеймса обычного мерзавца, глубоко травмированного своим детством. Удивительно, как практически вся структура ремейка ложится на плечи единственного МакЭвоя: еще более удивительно, что актеру удается сохранить её цельность, удерживая зрительское внимание до появления финальных титров. Разве не это тот самый актерский перформанс, которого мы ждали от МакЭвоя со времён «Сплита»?
Теперь перед зрителями возникает новый вопрос: сможет ли МакЭвой затмить чрезмерную американизированность провокации, выпущенной два года назад? На протяжении сюжета персонажи сами не раз сравнивают события с европейским кино: в начале фильма герой МакЭвоя иронизирует над датчанами, высмеивая их наглость и педантичность. После таких диалогов становится очевидным, что американскому фильму «Не говори никому» есть о чем кричать, возможно, даже громче, чем другим современным триллерам. Однако постановщикам хватает сил и терпения лишь на первую половину картины: катарсис персонажей МакЭвоя и Макнэри на пустом зелёном поле кажется не просто криком их героев, но скорее голосом самих авторов, которые пытаются выплеснуть свои эмоции на зрителя. Это сделано кинематографически верно, но выглядит слишком изысканно.
Стоит ли говорить о том, что «Speak No Evil» действительно нуждался в практически покадровом американском ремейке, единственной ценностью которого является адаптация датского фильма для более широкой аудитории? Единственным привлекательным аспектом повторного пересказа триллера, который позволяет западной версии конкурировать с европейской, является искренность и энергия Джеймса МакЭвоя, чей многогранный образ психически нестабильного затворника стал еще одной яркой страницей его актёрского портфолио.
Тем не менее, теперь у нас есть две версии одного и того же фильма, ориентированные на разные категории зрителей. Хотите серьезную провокацию, способную разбить ваше сердце в финале? Добро пожаловать к датскому оригиналу. Ищете что-то более доступное и дружелюбное к массовому зрителю? Американский ремейк, похоже, создан именно для вас. Быть может, двойственность одной и той же истории, её контраст между утончённостью и откровенностью, — это новое правило современного кинематографа, позволяющее аудитории взглянуть на знакомый сюжет с другой стороны? Возможно, мы получим ответ на этот вопрос только спустя время, когда эта система переживёт свои испытания — и в центре её окажется тот или иной триллер, исследующий последствия иррациональной доброты и чрезмерного терпения.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers