Гранд-тур: изящный дань восточной культуре. Обзор фильма.
Одним из неоценённых жемчужин кинофестивалей этого года стал «Гранд-тур» Мигеля Гомиша. Несмотря на то что фильм был награждён Золотой пальмовой ветвью за выдающуюся режиссуру на Каннском кинофестивале, широкой аудитории он остался почти незаметен. Однако нельзя отрицать, что исходные предпосылки для возможного успеха у Гомиша были весьма обнадеживающими: глубокомысленное признание в любви культуре и быту юго-восточной Азии, смелые эксперименты с цветом и формой, а также стилизация под классические немые киноработы 1920-х годов. Но действительно ли «Гранд-тур» оправдывает все эти ожидания? И насколько оправдана награда за выдающуюся режиссуру для Гомиша?
События разворачиваются в духе древнегреческих эпопей, отправляя нас в увлекательное путешествие за пределы привычной офисной рутины. Гонсал Уоддингтон, играя Эдварда, сбегает в самый день своей свадьбы, когда с похмельем из Лондона на пороге появляется его невеста. Но если в традиционной комедии случайностей такой поступок мог бы привести к легкомысленным последствиям, то в данном случае столкновение судеб становится настоящей трагедией и комедией одночасно.
Эдвард, сойдя со стереотипной колеи госслужащего, стремится погрузиться в многоцветный мир восточной культуры, желая прикоснуться к запретным плодам, которые, по его мнению, открывают новые горизонты личности. Однако не стоит недооценивать его невесту: Молли, через семь лет после их последней встречи, решительно нацелена вернуть Эдварда обратно в их общий мир.
Гранд-тур, в этом контексте, становится сплетением двух равнозначных сюжетных линий: одна следует за физическим путешествием и внутренней трансформацией Эдварда, а другая — исследует эмоциональные терзания Молли, стремящейся понять, есть ли ещё шанс на обретение любви. Этот двойной нарратив создает впечатляющий контекст, где экзотика Востока служит фоном для личных драм, заставляя зрителя задаваться вопросом: что же важнее — культурный опыт или искренние чувства?
Мигель Гомиш сразу же ставит акцент на визуальную составляющую «Гранд-тура», которую он считает более привлекательной, чем сценарная структура. Черно-белая палитра, пленочная съемка и приглушенные звуки служат знаками, которые возвращают нас к самым истокам жанрового кино 1910-х и 1920-х годов. Вместо привычной архивной строгости, мы получаем живые цветные вставки из современности: пост-индустриальная Англия соседствует с живописной деревенской жизнью, олицетворяющей не только светом, но и ощущением цифровой эпохи. Прошлое и настоящее проносятся сквозь временные рамки, что в контексте картины выступает жёсткой условностью.
Лишь изредка цвет, оттеняющий монохром, пробивается через призму ассоциативных образов, как, например, когда мы наблюдаем классический кукольный театр, в нем словно материализуется сон главного героя. Но истинное великолепие технической стороны «Гранд-тура» заключается не просто в четком разграничении между сном и реальностью, временем и пространством — это восхищение эстетикой восточного колорита, который пронизывает каждый кадр.
В своем новом фильме Мигель Гомиш как будто создает путеводитель по неизведанным территориям Азии, где герой Уоддингтона и его будущая esposa отправляются в захватывающее путешествие сквозь самые яркие азиатские мегаполисы. Это не просто тур по столицам — это ощущение погружения в совершенно иную реальность, где жизнь проходит по своим особым законам.
Шанхай и Бангкок, Осака и Чунцин, Сайгон и Тибет — каждое из этих мест представляет собой уникальное пространство, где дикая природа соседствует с высокими зданиями. Гомиш умело комбинирует медитативный подход к изучению неизвестной культуры с ироничными комментариями, подчеркивая недоступность восточной культуры для западного зрителя. Он не удерживается от того, чтобы напомнить, что только те, кто вырос в этом восточном контексте, смогут по-настоящему понять его богатство.
Фильм — это не просто визуальная эстетика: это глубокое размышление о том, как колоссальный мир, наполненный многомиллионными нациями, нельзя постичь ни при каком туре. Гомиш акцентирует внимание на том, что ни одно путешествие не сможет раскрыть всю сложность и многообразие культур, находящихся за пределами привычного западного опыта.
Погружение в азиатский быт представлено в фильме «Гранд-тур» как глубоко личное и интимное дело главного героя, Гомиша. Он выбирает экспериментальный подход к раскрытию судеб своих персонажей, что придает картине особую выразительность и актуальность. Здесь исследуются разнообразные концепции счастья и предназначения, от любви и духовного очищения до семейного быта и свободы, проявляющейся в путешествиях.
Персонажи Эдварда и Молли, как антиподы, демонстрируют яркую контрастность, серьезно влияющую на динамику сюжета. Гомиш мастерски делит повествование на две половины, начиная с середины, что позволяет рассмотреть разные стороны жизни каждого из них. Почти безмолвный Уоддингтон и куражная Кристина Альфайате, чей заразительный смех будет еще долго звучать в ушах зрителей, становятся двумя полюсами, создающими эффектный конфликт.
Разница между женихом и невестой ясна и заметна, что, в свою очередь, предопределяет финал ленты, становящийся все более очевидным на протяжении всей истории. Вопрос — хорошо это или плохо — остается открытым. Каждый зритель, столкнувшись с такими формами повествования, получит возможность сделать свои выводы.
В своем новом фильме «Гранд-тур» Мигель Гомиш, как высокопоэтический арабеск, безмерно восхищается величием Азии, отправляя невидимый поцелуй любви всем граням восточного быта. Это кино, словно мечта, переживает параллельную реальность, где неизвестное прошлое таинственно переплетается с зыбкой реальностью настоящего, а искренние чувства любви несут в себе поиски свободы и прощения за ошибки ушедших лет.
Ощущение медитативности «Гранд-тура» оказывается доступным только тем, кто питает симпатию к азиатской культуре. Для таких зрителей фильм может стать настоящим откровением, как густой пар из чашки с горячим чаем. Однако стоит заметить, что это откровение не для каждого: медлительность повествования, затянутые сцены и практически полное отсутствие понятной сюжетной линии в первой половине картины играют неоднозначную роль — заманивают одних зрителей, но встречают отпором многим другим.
Какой путь выберете вы, увлекающийся потоками искусства? Понять это можно будет с 13 февраля, когда «Гранд-тур» начнет свой путь по российским кинотеатрам.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
«Как же шикарно «Гранд-тур» смешивает древнегреческие эпопеи и офисную рутину! Гомиш заслуженно получил награду за режиссуру, а Гонсал У
Согласен! Гомиш гений! Но не всем понятен его стиль – для кого-то это «эпопея на медленных кадрах».
Разница между женихом и невестой ясна, как небо в пустыне, но вот вопрос — это хорошо или плохо?
Разница ясна, как небо в пустыне, но иногда хочется, чтобы невеста взяла жениха в плен! 😄