«Джокер: Безумие на двоих»: почему этот фильм оказался главным разочарованием года? Обзор картины.
Трудно не назвать первого Джокера грандиозным явлением не только в мире кинокомиксов, но и в кинематографе в целом. Тодд Филлипс переписал классическую историю, создавая экзистенциальную психологическую драму о противостоянии общества и личности, вдохновившись культовыми произведениями Мартина Скорсезе – «Таксистом» и «Королём комедии». В 2019 году фильм буквально взорвал зрителей и критиков, принёс продюсерам Warner Bros. несколько Оскаров, Золотых Глобусов и главный приз Венецианского кинофестиваля – Золотого Льва. В прокате лента собрала более полумиллиарда долларов чистой прибыли и стала самой кассовой картиной с возрастным рейтингом R в истории. Успех налицо: руководители студии долго беспокоились о востребованности фильма, однако Тодд Филлипс и его команда вновь доказали, что настоящее искусство всегда находит своего зрителя. Вопрос в том, насколько был нужен продолжение Джокера в таких обстоятельствах?
Неудивительно, что столь колоссальный успех вскоре свел с ума не только руководителей студии, но и самого Филлипса. Режиссер с момента триумфа своего «Джокера» в Венеции пытался найти баланс, то представляя фильм как деконструкцию стерильной супергероики, то как авторскую притчу, связующуюся с комиксами только по именам персонажей. И вот, опасения зрителей подтвердились: спустя два года после успеха ленты Warner Bros. объявили о начале разработки полноценной второй части. Филлипс неоднократно пытался развеять тревоги публики, заявляя, что «Безумие на двоих» станет революционным мюзиклом, способным удивить как поклонников классического персонажа из комиксов DC, так и фанатов первого фильма. Бюджет сиквела увеличился до 200 миллионов долларов (в то время как первый «Джокер» обошелся в 55 миллионов), а к Хоакину Фениксу присоединилась Леди Гага, которая воплотит на экране Харлин Квинзель — возлюбленную Артура Флека. И продюсеры, и сам режиссер надеялись извлечь еще больше прибыли из этого прямого продолжения «Джокера», однако это стремление может обернуться против них, и по сравнению с этой неожиданностью весь юмор Флека покажется довольно привычным.
Сюжет «Безумия на двоих» разворачивается через несколько месяцев после событий первого фильма. Артур Флек отбывает срок в тюрьме Аркхэма за убийство пяти человек, среди которых был любимый зрителями телеведущий Мюррей Франклин. В стенах тюрьмы наш ненормальный герой встречает новую пациентку по имени Ли, которая теряет голову от его мрачного альтер-эго. Между ними завязываются романтические отношения, в то время как Артур ожидает своего последнего суда, на котором решится его судьба: переведут ли его в специализированную психиатрическую клинику или казнят на электрическом стуле. Все события сиквела будут разворачиваться в двух главных локациях — в стальных стенах тюрьмы и в зале суда. Филлипс и Феникс покинут эти ограниченные пространства лишь в третьем акте, и то на короткое время.
Если в первом фильме «Джокер» Тодд Филлипс представил историю как сочетание аналитической драмы о внутренних переживаниях сломленного человека и психотропного триллера, исследующего социальные демоны, то сиквел позиционируется как полноценный мюзикл, отсылающий к классическим образцам этого жанра. И режиссёр оказался верен своим словам: персонажи, такие как Артур Флек и Ли, часто уходят в песни и танцы на протяжении всего фильма, вне зависимости от того, оправданы ли это сюжетом. Не найдя уместных мест для музыкальных вставок, создатели внедряют элементы мюзикла повсюду, что не имеет никакого значения для линейного повествования. Если в классических мюзиклах, таких как «Поющий под дождем» или «Шербурские зонтики», музыкальные номера добавляли атмосферу и служили для выражения эмоций героев, то во втором «Джокере» любые музыкальные моменты выглядят натянуто и искусственно, так как не влияют даже на общий тон фильма.
Однако у Филлипса нельзя отнять отменный музыкальный вкус. Во втором «Джокере» мюзикла стало слишком много, а персонажи Флек и Ли танцуют под повторяющиеся композиции Фрэнка Синатры и Стиви Вандера. Режиссура оставалась его главным козырем, и хотя «Безумие на двоих» не требовало хаотичных танцев, музыка всё равно могла быть оформлена в красивую визуальную оболочку. Однако Филлипс не справился с этой задачей уверенно, как будто осознал безысходность вымученного жанра. Второй «Джокер» выглядит менее привлекательно и не предлагает интересных оригинальных решений: многие из самых эффектных моментов уже показали в промо-кампании, и основной сюжетный элемент «Безумия на двоих» терпит слишком серьезный провал.
Второй фильм о Джокере продолжает развитие истории Артура Флека, углубляясь в его непростое детство и внутренние комплексы. В сиквеле режиссёр Филлипс задаёт зрителям интересный вопрос: действительно ли у Флека раздвоение личности? И кто такой Джокер – тёмное альтер-эго главного героя или сам Артур, решивший взять справедливость в свои руки? Поставив зрителей перед этой дилеммой, Филлипс не даёт однозначного ответа: развитие персонажа остаётся настолько скромным, что его сложность затеряется на фоне незначительных музыкальных интерлюдий и скомканного юридического сюжета. В результате, он становится своего рода тяжестью, которая, по сути, может затянуть второй фильм о Джокере на дно авторских амбиций.
Половина «Безумия на двоих» представлена судебными сценами, где Артур Флек и его жертвы, в лице молодого Харви Дента, продолжают свою психологическую битву, обвиняя друг друга в безосновательных поступках. Диалоги в фильме напоминают сумбурный пересказ событий первой части, как будто Тодд Филлипс в который раз размышляет о своём пятилетнем успехе, не желая уйти от него и обратиться к новым темам. В суде часто появляются знакомые по первой части персонажи, но они не добавляют ничего нового в сюжет. Артур Флек проходит через тяжёлую метаморфозу, превращаясь из сломленного, многослойного персонажа в жалкого психопата, к которому можно проявить сочувствие лишь на основе эмпатии. Хоакин Феникс пытается поднять судебную линию повествования из падения, но даже его выдающаяся игра не может компенсировать посредственное и бедное сценарное наполнение.
Проблематика фанатизма Джокера осталась незамеченной в его истории: созданный Флеком круг почитателей убийцы в клоунском гриме и красном пиджаке не играет значительной роли в сюжете. Даже персонаж Ли, исполненный Леди Гагой, занимает в фильме очень мало экранного времени, несмотря на то что она заявлялась как второй главный герой. Харли не нужна центральной линии сюжета, а её отношения с персонажем Феникса выглядят настолько искусственными и неестественными, что теряют правдоподобие ещё в первом акте. Не спасают положение даже мюзикловые вставки, которые режиссёр Филлипс использует из-за нехватки идей: попытка удержать зрителя вовлечённым в непримечательный и скучный процесс просмотра так и не увенчалась успехом, несмотря на наличие хаотичных классических танцев.
Как же может быть расшифровано это «Безумие на двоих», которое входит в подзаголовок второго Джокера? Безумие, на самом деле, исходит не от персонажей, а от жадных студийных руководителей, которые пытаются извлечь последние остатки из уже завершенных кинопроектов. Сиквел Джокера не выполняет ни одной из поставленных задач и даже не может выступить в роли растянутого эпилога к первой части. Революционная концепция мюзикла в фильме оказалась лишь словами Филлипса, который старался добавить какие-то индивидуальные элементы, не имеющие отношения к предыдущему произведению. Но стоит ли утверждать обратное, если значительная часть фильма представляет собой жалкую рефлексию на фоне грандиозного успеха первой части? Войдёт ли второй Джокер в список самых ненужных сиквелов в истории кино или сумеет пройти проверку временем — это уже не в нашей власти решать. На данный момент «Безумие на двоих» является ярким примером бессмысленной жадности киноиндустрии, которая отказывается создавать что-то новое без опоры на прошлые успехи, а также однозначно главной зрительской неудачей этого года.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers