Другой человек: Вечный вопрос – что важнее, внешность или душа? Обзор на фильм.
Пока одни кинематографисты глубоко исследуют человеческую душу, раскрывая скрытые страхи, забытые травмы и жизненные комплексы, другие обращаются к более доступным проблемам, связанных с неоднозначностью нашей внешности. Неудивительно, что в 2024 году было представлено сразу два значимых фильма, которые затрагивают эту тему и дебютировали на различных международных кинофестивалях. Новый фильм Корали Фаржи «Субстанция» критикует эксплуатацию женской красоты в современном обществе, делая это через яркую и провокационную призму, и задает новые жанровые стандарты для развлекательного кино. Эта феминистская сатира на шоу-бизнес высмеивает искусственность внешности, но гораздо раньше, чем вышел второй фильм Фаржи, зрителям представил свою работу Аарон Шимберг. Его фильм «Другой человек», который был показан на Берлинале в феврале этого года, также критикует эксплуатацию внешности, однако делает это более сдержанно и деликатно.
На грани новой жизни находится начинающий актёр, страдающий от нейрофиброматоза, и его лицо изуродовано до неведения. Кажется, будущее Эдварда не сулит никаких изменений, однако встреча с соседкой из квартиры напротив зажигает в его сердце надежду: девушка планирует поставить дебютную пьесу, основанную на его жизни. В то же время Эдварду предлагают пройти экспериментальную операцию по удалению наростов на лице, которая, к его удивлению, оказывается успешной. Теперь он обретает привлекательное и мужественное обличие (а как ещё назвать Себастиана Стэна?), но решает выдавать себя за другого человека, чтобы начать новую жизнь, вдали от своих прежних проблем и отношений. Можно предположить, что эта необычная история в итоге затянет Эдварда в глубокие размышления о жизни и самом себе: и в этом случае вы вновь окажетесь абсолютно правы.
Другой персонаж исследует тему потери самоидентичности, используя традиционные подходы жанра. Отказ от прежней личности открывает перед героем возможности для комфортной жизни, но при этом лишает его самого ценного — души. Эдвард, который был раньше, мёртв, как и его невинные чувства, а новый Эдвард лишь слабо отражает тень своего прошлого «я». Внутренний конфликт усиливается, когда появляется бывшая соседка героя с готовым сценарием: она всё еще хочет поставить пьесу о жизни Эдварда, на этот раз в качестве трибьюта. Наряду с ней возникает и другой персонаж, страдающий от нейрофиброматоза по имени Освальд, который завоевывает симпатии окружающих своей харизмой и не потерянной человечностью. Так возникает главный конфликт фильма.
Другой персонаж отличается мягкостью и грацией, настолько, что начинает восприниматься как яркий антипод той самой Субстанции (не зря оба фильма выходят с небольшой разницей во времени). На этот раз акцент сделан не только на представительницах женского пола, но и на мужчинах. Вечный, казалось бы, вопрос становится предметом глубокого анализа Аарона Шимберга, с элементами отклонений и неожиданными поворотами. Сюжет иногда погружается в область чёрной комедии, иронически комментируя традиционную театральную драматургию и актеров, которые буквально надевают маски чужих личностей (слово «другой» в контексте фильма является ключевым). Хотя Шимберг в humorous манере приветствует смену имиджа и идентичности, последствия этого процесса оказываются хаотичными, не оставляя шансов вернуться к прежнему «я».
На экране разворачивается театральная постановка, в центре которой конфликт двух вводных: Эдварда и Освальда, олицетворяющих лицо и душу, внешний мир и внутренние переживания. Себастиан Стэн, удостоенный Серебряного медведя за свою роль, мастерски демонстрирует многогранную метаморфозу своего персонажа — от чувствительного и скромного актёра до циничного и эгоистичного ловеласа, который всё ещё колеблется между своим прошлым и будущим. Он не желает отказываться от внешнего образа, но продолжает борьбу за свою душу, вступая в психологическую схватку со своей полной противоположностью — Освальдом, которого впечатляюще играет Адам Пирсон. Весь фильм «Другой человек» становится сценой для Стэна и Пирсона, а все режиссёрские усилия сосредоточены на их персонажах. Однако, в отличие от «Субстанции», в этой истории главный макгаффин — герой, чей облик далеко не столь симпатичен и миловиден, а наоборот, искажён. Это интересный поворот жанровых канонов на целых сто восемьдесят градусов.
Кроме того, другой персонаж, словно специально, направляет зрителей в сторону позднего американского нуара, который отличает более светлая и оптимистичная цветовая палитра. Протяжённые американские улочки и узкие квартиры акцентируют внутренние колебания главного героя между двумя основными жизненными направлениями. Частые крупные планы и устаревшие технике ручной съемки связывают Шимберга с классическим американским кино, в контексте которого отлично вписывается взрослая сказка о самоопределении и внешности. В то же время очевидная предсказуемость сюжета смягчается благодаря его легкому юмористическому оттенку: кажется, что сам режиссёр открыто иронизирует над привычными стандартами красоты. На этот раз без излишних провокаций и элементов боди-хоррора: всё представлено максимально гуманно и традиционно.
Очевидно, что Шимберг не ставил своей целью раскрыть зрителю давнюю проблему доминирования внешнего над внутренним. Все конфликты и темы, затронутые в фильме, уже были использованы в предыдущих жанровых работах, и, похоже, сам режиссёр это осознавал. Вместо тяжёлых драматических эпизодов он предпочёл ввести элементы чёрной комедии, что делает «Другого человека» лёгким и не перегруженным лишней морализаторкой развлекательным фильмом. На простой вопрос, заданный в начале картины, Шимберг отвечает так откровенно, что его работа сразу теряет элементы индивидуальности. Однако привычные недостатки подобных проектов успешно компенсируются эксцентричным дуэтом Себастиана Стэна и Адама Пирсона. Есть надежда, что «Другой человек» станет для обоих актёров значимым откровением за последние годы и откроет им новые пути в их карьере. Только бы ситуация с героем Стэна из фильма не повторилась.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Аарон Шимберг взял вечный вопрос, как шутку, и выдал театральную комедию с масками!
«Шимберг, оказывается, не только шутит, но и в классике копается! Красота, как всегда, в глазах смотрящего!»