Дикий робот: ностальгическая история о машине времени. Обзор мультфильма.
Непостоянство анимационного подразделения DreamWorks вызывает зависть: вот уже десять лет подряд, студийные творцы радуют нас ностальгическими реюнионами и оригинальными находками, чередуя их с экономически невыгодными и безвкусными созданиями, проваливающимися в прокате одна за другой. Казалось, недавний сиквел «Кота в сапогах» вновь вывел DreamWorks на верный путь, однако последующие мультфильмы, и особенно четвёртая часть «Кунг-фу Панды», лишь усугубили ситуацию: фантазия авторов, словно утопая, повторяла заезженные приёмы. Но, как в любой пустыне, нашёлся своя оаза. Это — «Дикий робот», экранизация волшебной научной фантастики британца Питера Брауна. Этот фильм светлый, беззаботный и пронизанный любовью, показав, что даже в жарком зное можно найти уголок вдохновения и свежести.
Скользя по нарративной дорожке бумажного первоисточника, «Дикий робот» открывается потрясением — крушение капсулы, в чреве которой скрываются усовершенствованные модели машин. Это событие разворачивается на заброшенном от людского взгляда острове, ставшем настоящей арена для контраста между технологией и природой.
Единственным уцелевшим экземпляром оказывается робот ROZZUM 7134 (или просто Роз), который начинает обживать эту новую, полную опасностей и чудес, среду. Трудно не отметить, как Роз, созданный для функций, погружается в практику выживания, парадоксально осваивая внутреннюю реальность, где эмоциональный спектр становится решающим для существования.
Постепенно он принимает на себя роль матери для гусёнка, ощущая, как растёт его связь с этим существом, и обретает дружбу с лисой Финком, достаточно эгоистичной, чтобы испытать доверие под угрозой предательства. В это время становится очевидным: истинная битва ведётся не только за существование, но и за мир, где доброта и насилие оказались в противостоянии. Мудростью Роза становится вопрос о наилучшем способе адаптации к условиям, в которых морали, где доброта является почти гарантией гибели, может не хватить для выживания.
Впервые с момента выпуска «Тайны Коко» от Disney анимационная индустрия решилась на столь откровенный и бескомпромиссный разговор с детской аудиторией о смерти. «Дикий робот» погружает зрителей в атмосферу, насыщенную зловещими настроениями, где смрад злобы и ненависти становится не просто гиперболизированным элементом сюжета, а органичной частью самих законов природы, существующих задолго до появления человека.
В этом мире более слабые и уязвимые существа становятся жертвами маскулинных хищников, при этом Роз, главная героиня мультфильма, лишь наблюдает с недоумением за происходящим. Постановщики не спешат давать однозначные ответы на вечные вопросы о том, стоит ли противостоять жестоким законам жизни и всегда ли насилие оправдано ради личной выгоды. Этот вопрос остается в центре внимания, подчеркивая, что кинематограф, как искусство, с момента своего появления неуклонно исследует природу человеческой морали и сложные взаимоотношения между добром и злом.
Фильм «Дикий робот», как истинный образец современного анимационного искусства, проходит через призму классического мотива о жестоком натурализме, но не останавливается на нем, открывая множество тем, способных резонировать с каждым зрителем. Важнейшим из этих пластов оказывается исследование материнства: как становление родителем формирует не только мировоззрение, но и характер, поднимая вопрос о сущности каждого живого существа. Робот Роз, к примеру, олицетворяет эту тему через свой особый подход к воспитанию гусёнка — этот элемент не просто комичен, но и служит глубокой метафорой, посредством которой материнство осмысляется как основополагающая составляющая всей повествовательной структуры мультфильма.
Тем и удивительнее, на сколько ещё разнообразных тем «Дикий робот» успевает поговорить со зрителем. Гусёнок по имени Яркоклювик проходит не слишком длинную, но ёмкую и разноплановую метаморфозу, вклиниваясь в общество себе подобных, а искренняя доброта и наивность Роз укрепляет дух единства дикого леса. Между тем, перед героями встаёт ещё один важный вопрос, задаваемый каждым, кажется, на протяжении всего существования человечества: где найти своё место в жизни?
Как можно расписать то самое место на словах? Духовная ли это перестановка или физическая? Аккуратным языком, без какого-либо пафоса или высокомерия, «Дикий робот» прорабатывает каждый заложенный в первоисточник мотив, укладывая все вводные в мелкие, по меркам сегодняшних представителей мульт-индустрии, полтора часа. Уникальность этой анимации заключается в способности погружать зрителя в сердцевину природной философии и в ту коллизию, с которой сталкивается каждый из нас: стремление к принятию и самовыражению.
Когда у нас на глазах раск[]}_.ся медленное потрескивание повествования, под тяжестью сложных тем, «Дикий робот» поистине поэтически избавляется от изживших себя клише жанровых предшественников. Затянутая завязка, насыщенная первой актовой рутиной, стремительно сменяется резким поворотом: арка взросления юного гусёнка завершается, открывая путь к поискам предопределенности и самоидентификации. Чувствуют ли живые существа свою принадлежность к какому-либо обществу или месту? Или же фатализм — это лишь ошибочное представление, не позволяющее нам стать по-настоящему живыми и свободными? Кульминация «Дикого робота», трансформирующаяся в нескончаемый экшен, отвечает на этот вопрос с поразительной ясностью. И что по-настоящему удивительно — эта история может затронуть самые эмоциональные струны человеческого сердца, несмотря на свои постоянные этюды и вечные кинематографические вопросы.
Новый мультфильм от DreamWorks, как и предыдущая работа с Котом в сапогах, демонстрирует поразительные изменения в подходе к анимации. Здесь мы видим смелое движение от привычных форматов к более выразительной 2D-графике, которая окутывает зрителя величественными лесами и протяжёнными зелеными пейзажами. Индустрия мультипликации сейчас переживает уникальный момент, когда даже в самых простых и привычных сюжетах аниматоры решаются на экспериментальные ходы в подаче и интерпретации уже известных историй. Эта смелость для создателей, пришедших из более консервативной эпохи, действительно имеет бесценное значение.
Фильм «Дикий робот», созданный по мотивам одноимённой книги Питера Брауна, выполняет свою главную задачу: дарит зрителям, как детям, так и взрослым, искры волшебства и атмосферу сказки. Этот мультфильм служит настоящей машиной времени для поклонников ранних работ DreamWorks, возвращая нас в эпоху, когда в анимацию вкладывалась не только душа, но и простые, но глубокие смыслы, доступные даже самым маленьким зрителям.
Несмотря на возможные обвинения в избытке сентиментальности, трудно не ощутить, что «Дикий робот» является самым трогательным и уязвимым проектом студии за последние годы. Именно в эту концепцию веришь с лёгкостью, чувствуя, как она проникнута искренностью и вниманием к деталям.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
«Представьте себе: робот Роз — это такой Железный Феликс, который вместо холодной стали обретает тёплую душу и становится мамой для гусёнка и другом для лисы; это
Роз — мама гусёнка, друг лисы, а мы всё ещё в поисках смысла жизни. Жесть! Какой экшен!
Полностью согласен! Роз—это идеальная мама для гусёнка, как у меня с пельменями на ужин!
«Дикий робот» – это как жизнь в лесу: злоба, хищники, а Роз только шуршит листьями!
«Ну да, злоба и хищники: жизнь в лесу как в офисе! А Роз просто шуршит, пока мы пытаемся выжить!»
«Дикий робот» — это как сладкая конфета из детства: и волшебно, и не слишком калорийно!