Бетонный ужас. Снова мрачная фантастика на тему выживания из Испании.
Конечно! Вот переформулированный текст:
«Платформа 2» (El hoyo 2) — это испанский фильм, который выйдет в 2024 году.
Внезапно для нас – внезапно для них. Мы-то понимали, что когда-нибудь экстравагантный испанский фильм «Платформа» (2019) получит продолжение, но это стало настоящим сюрпризом. А кто они? Это, безусловно, создатели фильма, включая режиссёра с запоминающимся именем Гальдер Гастелу-Уррутия и других. Они явно не предполагали, что их фильм, далеко не mainstream, неожиданно станет суперхитом на Netflix во время карантина. В результате им теперь, хочешь не хочешь, придётся снимать «Платформу 2».
Хочу сразу внести ясность. Повсюду замечаю, что вторую часть «Платформы» называют сиквелом оригинального фильма. Но с чего бы это, друзья? Двойка в названии вызвала путаницу? Или вы не обратили внимания, не поняли сюжет, или просто забыли о первой части? Возможно, вам не важно, и вы повторяете чужие мнения? Когда в сюжете снова появляется живой и целый старичок Тримагаси (С. Эгилеор), уже можно заподозрить, что это не сиквел, а приквел. А в финальной сцене (не переживайте, не спойлер!) всё становится окончательно ясным: да, это именно предыстория «Платформы 1» и ничто иное.
С другой стороны, приквел Гастелу-Уррутии получился таким, что если вы не знакомы с первой частью «Платформа», то вряд ли сможете понять происходящее. Гальдер, похоже, не потрудился даже обрисовать в общих чертах для новых зрителей, что представляет собой это бесконечное пространство без окон и дверей, а также какие здесь действуют правила. При этом сюжеты обеих лент связаны лишь условно — всего одной минутной сценой в финале. Фактически же это две отдельные истории о разных персонажах, за исключением разве что общего героя — Тримагаси.
Однако я не Гастела-Уррутия, и было бы невежливо не представить вам краткий обзор его вселенной. Действие происходит в недалеком будущем или в альтернативной реальности, где была разработана антигравитационная технология. По крайней мере, здесь никто не удивляется левитирующим бетонным плитам весом в несколько тонн. Местом событий служит, похоже, Испания, где построен гигантский бетонный колодец, известный как Яма или Дыра (El hoyo), разделенный на множество ярусов. Каждый из ярусов имеет сквозной проем, через который способны перемещаться упомянутые плиты (см. скриншот №1). На каждом ярусе обитает по два человека, которые живут в условиях, напоминающих тюремный изолятор, на протяжении месяца. Затем каждую пару по принципу roulette переселяют на другие ярусы, как вверх, так и вниз.
Что это за место, так и не проясняется. Однако сюда попадают как добровольцы, так и заключенные из тюрем. Яма напоминает телешоу наподобие «За стеклом», но не исключено, что это и некий крупномасштабный социальный эксперимент. Отмечается крайняя антигуманность, что дает основание полагать, что порядок за пределами Ямы также далек от демократии.
В чем заключается суть этого шоу или эксперимента? Все дело в еде! Каждый день через специальный проем опускается бетонная плита, на которой располагаются любимые блюда всех заключенных — по одному на каждого. Пища готовится где-то наверху, поэтому распределение еды происходит справедливо: ее хватает для всех, и никто не остается голодным на своих ярусах. Однако, помимо еды и общения с одним вещицей или домашним животным, которое им разрешили взять с собой в Яму, затворники не имеют больше никаких занятий. На первый взгляд, это кажется идеальной системой: живи как в санатории, хоть и довольно строго, расслабляйся и проводи время в Яме. Однако есть одно строгое правило: запасы пищи с общего стола делать нельзя, за это сурово наказывают. Сколько удалось съесть, пока плита находилась на ярусе, столько и можешь забрать. Но где же скрытая опасность?
Подвох заключается в том же, что и множество лет назад – в испорченной человеческой сути! Да, есть те, кто честно соблюдает правила: ест только своё, а чужое не трогает. Но люди не одинаковы. Когда перед тобой целый стол деликатесов и даётся всего несколько минут на еду, не все могут устоять перед соблазном устроить себе быстрое пиршество, не обращая внимания на последствия. Более того, администрация за это уже не наказывает. Результаты неумеренности некоторых граждан очевидны: на верхних ярусах все сыты и довольны, а на нижних многие буквально страдают от голода. А через месяц судьба каждого из них – если кто-то выживет – может измениться на 180 градусов. Как заведётся рулетка для каждого, удачно или нет.
Перемещение между уровнями для ямовцев разрешено, но только сверху вниз, на платформе с пищей; в обратном направлении сделать этого невозможно. Дело в том, что вверх они поднимаются быстро благодаря домкрату, а вниз спускаются медленно и с остановками. Также разрешается перекрикиваться с соседями — кричите до хрипоты. В результате, в условиях социальной и пищевой несправедливости, в Яме формируется своё особое общество. У них есть свои абсурдные и дикие нравы и мораль — с точки зрения извне, но вполне логичные, если вы сами принадлежите к этому сообществу. Для выживания здесь нужно быть либо выдающимся организатором, либо безжалостным хищником, либо сочетать в себе оба этих качества одновременно.
Что ожидает зрителей во второй части «Платформы», которые не знакомы с первой? Скорее всего, они не смогут понять происходящее. А что касается тех, кто уже видел первую часть? В общем, они столкнутся с похожей фантастикой на выживание, наполненной жестокостью, яркими эмоциями и психологическими сложностями. Эта история была написана с учетом огромного успеха первой части, как бы по указанию Netflix: «нужен продолжение!». Поэтому в некотором смысле она кажется вторичной и менее шокирующей. Тем не менее, в фильме всё равно есть, чем подумать (хотя визуально бетонный минимализм может и не удивить), а также необычные, выразительные персонажи. Роли исполняют талантливые актёры с нестандартной, зачастую вызывающей отталкивающей внешностью — это своеобразная особенность, придающая обеим частям дополнительный налет грязного, жесткого реализма, без которого не обойтись.
***
Фильм «Платформа» изначально представлял собой нечто среднее между мрачным артхаусом, камерной драмой и жестоким насилием, и в этом плане он остался верен себе. Именно это делает его ценным. Хотя «Платформа 2» не дотягивает до уровеня первой части, истинный поклонник жанра обязательно найдет время на просмотр, особенно если ему понравился оригинал – редкий пример социально-психологической фантастики, граничащей с безжалостностью как по отношению к персонажам, так и к зрительским эмоциям. Что касается тех, кто не является поклонником данного направления, им остается просто игнорировать фильм. Смотреть такую картину в свободное время для расслабления – значит, наоборот, усложнить себе вечер и испортить настроение.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Двойка в названии — это не двойка по сюжету, а просто загадка для умных! Ловите приквел!
О, да! Загадка для умных! И да, пиршество — это не только про еду, но и про вопросы к сюжету!
«Двойка — это загадка для умных? Видимо, я не в клубе! Ждем «Платформа 2″: сюрприз на сюрпризе!»
Все дело в еде! В Яме все как в санатории, только вместо массажей — любимые блюда на бетонной плите!
«Да, еда — наш массаж! Только вместо ароматов — бетон и Тримагаси. Сюжеты, как у нас в меню!»
«Да, еда — это святое! Но помните: кто-то может и плита, и чужое блюдо на вечеринке захомячить!»
Что ж, если вы не видели первую часть «Платформы», готовьтесь к весёлым недоумениям, как на экзамене по физике!