«Анора»: разрушение традиционных сказочных стереотипов в мультижанровом формате. Обзор фильма.
Стиль американского неореализма Шона Бэйкера легко узнать: центральными фигурами его фильмов становятся представители низших социальных слоев, чаще всего работники секс-индустрии. Режиссер погружает зрителей в их внутренний мир, создавая трагикомические истории о противостоянии малом человека большому миру. Бэйкер не щадит зрителя, показывая откровенные моменты и представляя реальность такой, какая она есть на самом деле. В его работах можно увидеть проституток-трансвеститов, которые ищут свое место в жизни в «Мандарине», и бывшего порно-актера, пытающегося избавиться от своего прошлого в «Красной ракете». Новый фильм мастера неореализма, «Анора», сохраняет прежние нарративные приемы, но при этом адаптирует их под уникальный авторский стиль, оттачиваемый им на протяжении многих лет.
Анора в значительной степени напоминает предшествующие проекты Бэйкера. В центре сюжета оказывается молодая стриптизёрша из Бруклина, которую зовут Анора, хотя она предпочитает имя Эни. Её жизнь превращается в монотонную рутину, наполненную однообразными действиями, пока она не встречает привлекательного и богатого молодого человека по имени Ваня, который оказывается сыном известного русского бизнесмена. Между Эни и Ваней вспыхивает страсть: после нескольких свиданий они оказываются в Лас-Вегасе, где решают связать свои судьбы браком. Однако счастье влюблённых под угрозой – родители Вани недовольны его выбором и не рады тому, что его возлюбленная работает в сфере, которую они считают низкой, называя её проституткой, как это делает множество персонажей в фильме.
Безусловно, стоит отметить, что «Анора» — это самый ориентированный на массовую аудиторию фильм Шона Бэйкера на сегодняшний день. С первых кадров лента погружает зрителя в неоновую атмосферу местного стрип-клуба, а Майки Мэдисон проявляет такую раскрепощенность, что может составить конкуренцию даже Маргарет Куолли из недавней «Субстанции». Мимолетное знакомство героини с Иваном происходит стремительно: Бэйкер не тратит время на излишние детали внешней экспозиции или предыстории персонажей. «Анора» сохраняет прямолинейность, присущую предыдущим проектам режиссера, и в то же время открывает широкому кругу зрителей уникальное видение Бэйкера, воплощенное в полу-антиутопической атмосфере фильма.
Невооружённым глазом видно, что Бэйкеру по душе заниматься разнообразными жанрами. «Анора» — это и милый романтический комедии, следуя традициям классических сказок Disney, и абсурдная комедия, которая сопоставляет менталитеты различных наций, а также пронзительная драма. От мощной волны юмора до трясущих сюжетных поворотов, способных разбить не одно сердце, зрителю остаётся всего несколько сцен, после чего «Анора» медленно начинает превращаться в грандиозное произведение искусства своего режиссёра. Все накапливаемые Бэйкером наработки, концепции и визуальные этюды собрались в единую киноленту, исследующую наиболее увлекательный аспект для режиссёра: тёмную сторону идеализированной реальности.
Ослеплённая богатством, роскошью и привлекательностью своего спутника, Анора надевала розовые очки, которые постепенно начали трескаться по мере приближения финала. Классический сюжет Золушки переворачивается так стремительно, что только успеваешь произнести тихое «оу». Если первая половина истории Аноры — это романтическая фантазия о шикарной, беззаботной жизни, о которой мечтают многие современные девушки, то вторая её часть — жестокая реальность, знакомая каждому зрителю с собственным опытом. А все упрёки в адрес стереотипов зазнавшихся богачей и доблестных бедняков — это не киношная выдумка, а отражение реальной жизни.
Неореалистический антураж Бэйкера идеально сочетается с традиционным классовым мотивом. Основное преимущество «Аноры» заключается в том, что события на экране оживают и передают эмоции героев зрителям, тем самым фильм выходит за пределы привычного зрительского восприятия. Каждый персонаж ленты — будь то Эни, её инфантильный муж, пара армянских мошенников или самоотверженный Юра Борисов — представляет собой уникальную личность, противостоящую злу и ставящую эгоизм перед доблестью. Искренние диалоги, а также восхищение Бэйкера русским матом создают чудесную атмосферу, а длинные однокадровые сцены и плавный монтаж обеспечивают полное погружение в действие, удерживая зрителей в напряжении до появления финальных титров.
Хотя потрясающие актёрские выступления сделали возможным раскрытие глубоких и искренних взаимоотношений между героями, они не стали бы столь запоминающимися без самих героев. Для Майки Мэдисон Анора становится важным шагом в её карьере и потенциальным кандидатом на Оскар. Эмоциональный путь Эни охватывает все грани человеческих чувств – от романтизации и зависимости до осознания и принятия. Трудно не испытывать настоящую симпатию и жалость к её персонажу, так же как невозможно не восхититься остроумным дуэтом Карена Карагуляна и Ваче Товмасяна. Однако на фоне этих впечатляющих исполнений следует выделить поднимающиеся звёзды отечественного, а возможно и международного, кинематографа: Марка Эйдельштейна и Юру Борисова. Эйдельштейн олицетворяет архетип зазнавшегося богача, который оторвался от своих корней, в то время как Борисов воплощает идеал доблести и невинности. Интересно, что на протяжении всего сюжета Ваня (Эйдельштейн) будет подвергаться идеализации, в то время как Игорь (Борисов) станет объектом искренней ненависти – таким образом, раскрываются жизненные приоритеты героев.
Вместе с традиционным американским романтическим комедийным стилем, в который вплетены элементы ночной криминальной драмы и неореализма, Анора исследует различия в менталитетах: как различные языки могут вызывать и недопонимание, и симпатию одновременно. Бэйкер погружается в тонкости русской души (при этом он не забывает отдать должное и армянским традициям) медленно и интимно: фильм не использует примитивные киношные стереотипы, а демонстрирует другую сторону беззаботной реальности, окончательно разрушающей идеализированные представления Эни. Поэтому неудивительно, что значительную часть экранного времени занимают диалоги на русском языке.
Шон Бэйкер снова удивил зрителей, разрушив их ожидания и несколько раз обманув почитателей разных жанров в ходе своего直ного повествования. Фильм «Анора» начинается как диснеевская сказка, затем превращается в комедию неловких ситуаций, разворачивающуюся в роскошном особняке на окраине Нью-Йорка, а заканчивается неожиданно и поэтично, оставляя зрителей задумываться над увиденным. Бэйкер умело использовал элементы своих предыдущих работ, вписывая их в развлекательное кино, затрагивая американскую, русскую и армянскую культуру. Его гуманизм и смелость вызывают восхищение, а Мэдисон, Эйдельштейн и Борисов заслуживают дальнейших успехов в карьере. «Анора» представляет собой нестандартное переосмысление классической истории о любви, где главная мечта — найти истинное чувство, что только усиливает значимость работы этого талантливого режиссера. Фильм выйдет в российских кинотеатрах 17 октября!
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Как же здорово, что даже мат может быть искусством, а герои заставляют сердце плясать под финальные титры!
Как здорово, что мат – это искусство! Жаль, что герои не могут плясать под финальные титры!
Ну да, мат – это искусство, а герои – танцоры. «Анора» – самый массовый фильм Бэйкера, как раз для нас!
Фильм «Анора» — это как торт: сначала сладкий, потом с сюрпризом, а на выходе — философия!
«Анора» — как торт на диете: сначала сладко, потом философия! Шон, ты обманул даже мою бабушку! 😄
«Анора» — это как стриптиз для души: ярко, весело и с родительским недовольством на заднем плане!
«Анора» — это как хороший борщ: ярко, вкусно и с юмором, а герои прямо с экранов на уши встают!