«Виды доброты» Йоргоса Лантимоса — суровая аллегория о нашем времени.
Фильм «Виды доброты» — это свежая работа Йоргоса Лантимоса, который вновь поражает зрителей своим неповторимым стилем.
В новом проекте уже знакомые зрителям актеры — Эмма Стоун, Уиллем Дефо и Маргарет Куолли. К ним добавился Джесси Племонс, который, похоже, вскоре тоже станет постоянным участником фильмов Лантимоса. Между прочим, в следующем году режиссер планирует выпустить еще одну ленту под названием «Бугония», в которой главные роли исполнят Стоун и Племонс.
«Виды доброты» интересны тем, что представляют собой своеобразное возвращение Лантимоса к его художественному Я. После таких масштабных и нашумевших фильмов, как «Фаворитка» и «Бедные-несчастные», которые привлекли внимание не только благодаря талантливой режиссуре, но и впечатляющим костюмам и значительному бюджету, режиссер снова обращается к более камерной, можно даже сказать, личной истории. Это напоминает его ранние работы, такие как «Клык» и «Кинетта», но теперь с участием голливудских звезд вместо греческих актеров.
Этот фильм представляет собой своеобразный вызов для зрителя. Понять его полностью или хотя бы попытаться сделать это — задача не из простых. Лантимос избегает прямых разъяснений, предлагая задуматься, ощутить и поразмыслить. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли вообще пытаться уловить смысл «Видов доброты»? Возможно, стоит просто насладиться этой необычной историей, не зацикливаясь на догадках и интерпретациях?
В данной статье мы постараемся выяснить, о чем на самом деле идет речь в этом фильме, как его можно интерпретировать и нужно ли вообще стремиться к его пониманию.
О чем фильм?
Фильм «Виды доброты» представляет собой три различные истории.
Первая новелла повествует о трудоголике по имени Роберт, которого играет Джесси Племонс. Его преданность начальнику (в роли которого Уиллем Дефо) такова, что он исполняет даже самые необычные его указания. Например, босс выбирает для него одежду и составляет диету. Влияние начальника на жизнь Роберта настолько велико, что он даже отказывается от мысли завести детей, просто следуя указаниям начальства. В какой-то момент босс требует от него сбить другую машину на дороге, но Роберт отказывается, понимая, что это может привести к трагедии. После этого жизнь Роберта начинает разрушаться: он теряет доверие начальника, а вскоре и работу. В конечном итоге Роберт пытается вернуть благосклонность босса, поскольку без него не может принять ни одного решения в своей жизни.
Второй новелле Племонс исполняет роль полицейского Даниэля, который переживает горе из-за пропавшей без вести супруги Лиз (в исполнении Эммы Стоун). Она исчезла во время морской экспедиции, что стало для него настоящим ударом. Несмотря на его мрачные мысли, Лиз внезапно оказывается жива. Однако Даниэль начинает подозревать, что это не его жена, а кто-то другой, как будто её заменили. Чтобы выяснить правду, он прибегает к необычным методам. В одной из сцен он просит её отрезать палец и подать его ему на обед.
Третья новелла повествует о двух сектах — Племонс и Стоун, которые стремятся отыскать девушку, способную возвращать к жизни усопших одним лишь прикосновением. Их поиски не случайны — за ними стоит поручение от лидеров культов (Дефо и Чау), ведающих уединённым образом жизни. Лидеры запрещают своим приверженцам взаимодействовать с посторонними, а их единственным питьём служит вода, в которую добавлены слёзы самих сектантов.
В чем соль?
«Виды доброты» — это фильм, который с первых кадров уже настраивает тебя на расслабление, заявляя: не переживай, ты ничего не уяснишь. И это совершенно нормально. Когда дело касается Йоргоса Лантимоса, такова реальность. Его работы всегда выделяются чем-то уникальным. Они не предназначены для зрителей, которые ищут простые ответы или очевидные пояснения.
Вернёмся к фильму «Виды доброты». Уже одно название вызывает размышления. Сначала кажется, что фильм будет о чем-то светлом и положительном, ведь доброта обычно ассоциируется с хорошим. Однако у Лантимоса всё иначе. Нужно сразу настроиться на то, что «виды доброты» представляют собой обратную сторону, перевернутую реальность, где привычные вещи становятся незнакомыми.
Первая новелла. Кажется, это обычная история: босс предлагает своему подчинённому всё — уважение, финансирование, стабильность. Но всё это лишь в обмен на полное подчинение. Босс вроде бы говорит: «Я предоставлю тебе всё, что ты хочешь, но ты будешь следовать только моим правилам.» Это манипуляция, зам disguised в благожелательности. Роберт словно получает все необходимые блага, но теряет свою самостоятельность. Бос решить, что ему надевать, что есть и даже как жить. Под видом заботы и щедрости скрывается полное подавление воли другого человека.
Вторая новелла повествует о полицейском, который не может принять потерю своей жены. Когда она возвращается, его радость сменяется подозрениями, и скоро это переходит в навязчивую идею. Он начинает сомневаться, действительно ли это та женщина, с которой он когда-то был счастлив. Вместо ожидаемого восторга он чувствует страх и недоверие. На первый взгляд, это могла бы быть трогательная история о любви и восстановлении после утраты. Но Лантимос вновь подбирает неожиданный поворот. Это рассказ о созависимости и о том, как человек может разрушить другого, лишь бы вернуть его в удобное для себя состояние. Любовь становится инструментом контроля, и близкий человек превращается в чужого. Под прикрытием своих чувств полицейский пытается изменить жену, чтобы она соответствовала его представлениям.
Третья новелла рассказывает о сектах, которые убеждены в своей важной миссии. Они находятся в поисках девушки с необыкновенным даром — она способна воскрешать людей всего лишь прикосновением. Их намерения выглядят благородно: они стремятся принести в мир больше жизни и добра. Однако эта доброта на грани безумия. Эти люди забывают о всем остальном ради своей цели, теряя связь с реальностью и полностью сдаваясь своим видениям и идеям.
Не надо быть буквальным
Фильм «Виды доброты» режиссера Йоргоса Лантимоса вызвал широкий спектр мнений. Подобно его предыдущей картине «Бедные-несчастные», многие зрители выражают недовольство в связи с чрезмерной откровенностью и шокирующими моментами.
Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны и постараемся осознать, почему автор включает эти эпизоды в фильм.
Оргия во второй новелле действительно воспринимается как нечто странное и инородное, словно её специально вставили, чтобы произвести шокирующее впечатление на зрителя. Однако на самом деле этот эпизод не случаен. Он ярко подчеркивает тему созависимости между людьми. Лантимос демонстрирует, что отношения, будь то дружба или семейные связи, зачастую строятся не только на любви и взаимопонимании, но и на необычных формах власти, которую люди могут иметь друг над другом. Оргия же служит символом: здесь мы все делим одно пространство, одну тайну, одну постель. Теперь у нас есть возможность давить друг на друга, влияя на выборы и желания, даже если это причиняет неудобства. Наша общая тайна сближает нас, но в то же время делает зависимыми друг от друга. В жизни часто встречается подобное: человек не может просто так уйти, потому что его прошлое связывает с другими.
Теперь обратим внимание на сцену насилия в третьей новелле. Лантимос виртуозно иллюстрирует, насколько тонка грань между жертвой и агрессором. Вчера Эмили столкнулась с ужасной ситуацией, но сегодня она готова поступать аналогичным образом с другими ради своей важной цели. Этот эпизод подчеркивает двусмысленность наших поступков. Лантимос вновь обращается к контрасту, заставляя зрителя задуматься: что определяет человека как жертву, а что как агрессора?
Одной из причин, по которой Лантимос вызывает критику, является его акцент на телесности. Он не боится демонстрировать тела, страдания и насилие. Однако стоит отметить, что для него это не просто попытка шокировать зрителя. Это способ донести свою историю. Через телесные переживания он передает идеи, которые сложно выразить словами. Его персонажи часто действуют молча, но их действия говорят гораздо больше, чем слова. Например, в фильме «Виды доброты» ключевые моменты раскрываются не в диалогах, а через поведение героев — их жесты, поступки и взаимодействие друг с другом.
Не следует забывать, что Лантимос — грек. В греческой мифологии тема телесности всегда занимает важное место. В мифах тела нередко выступают не просто как оболочки, а играют ключевую роль в сюжете: они становятся жертвами богов, преобразуются в деревья, камни или животных, испытывают всевозможные страдания. Подобным образом и в работах Лантимоса телесность служит средством для иллюстрации того, насколько глубоко могут проникают чувства, страсти и трагедии в жизнь человека.
То, что один человек воспринимает как благо, для другого может обернуться бедой. Эта история иллюстрирует, как люди могут манипулировать друг другом, убежденные, что совершают добрые поступки.
Стоит ли смотреть?
Ответ на этот вопрос прост — нет. Если вы не хотите тратить три часа на медленное и часто безмолвное кино, которое не стремится развлекать зрителя, то этот фильм явно не для вас.
Лантимос имеет склонность к замедлению времени, побуждая зрителя просто наблюдать, размышлять и учитывать детали. В его фильмах редко встречается прямая интерпретация событий. Большинство моментов отданы на откуп зрителю, и если вам не нравится анализировать подтексты, вероятно, это кино не для вас.
Если вам нравятся фильмы, в которых сюжет разворачивается предсказуемо и главный герой уверенно идет от начала к концу, сталкиваясь с четким кризисом и получая свою заслуженную награду, то «Виды доброты» могут вас не удовлетворить.
Если вам некомфортно с жестокими или откровенными сценами, этот фильм вас не впечатлит. Лантимос не боится показывать то, что другие режиссёры предпочли бы оставить вне кадра. Его персонажи не существуют в идеальном и безопасном мире; их жизнь полна боли, отчаяния и даже уродства. Он обнажает то, что обычно принято скрывать, и принуждает зрителя смотреть на это. Это не тот фильм, который стоит смотреть во время ужина или в компании друзей, настроенных на лёгкое развлечение.
Если вы ищете в кино легкое развлечение и способ убежать от повседневных забот, то, к сожалению, фильм Лантимоса вам не подойдет. «Виды доброты» не предлагает очевидных ответов и не стремится к простому пониманию. Этот фильм запутывает мысли, вызывает сомнения в мотивациях персонажей и в самой реальности происходящего на экране. Здесь нет привычной структуры с началом, развитием и завершением. Порой возникает ощущение, что вы что-то пропустили, но, возможно, это было задумано именно так.
Тем не менее, хотя ответ может показаться ясным, для некоторых этот фильм окажется настоящим открытием. Он предназначен для зрителей, ценящих кино, лишенное буквальности. Здесь много остается вне кадра, и это не связано с традиционным понятием сюжета. Лантимос привлекает тем, как он передает темы — через визуальные образы, тишину и жесты. Он ставит перед зрителем задачу: попытайся понять, что я хотел донести, и сам заверши историю.
Не рассчитывайте, что Лантимос проведет вас к заключительной точке. Его вселенная — это лабиринт, в котором каждый может сбиться с пути по-своему.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
«Ах, Лантимос, ты мастер перевернутого мира!😄»
«Да уж, Лантимос — спец по шок-терапии! 😄 Назовём это искусством, а не просто вставкой ради эффекта. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны и постараемся ос
«Ах, Лантимос, ты мастер перевернутого мира!😄»
Ну да, мастер! Вчера Эмили — жертва, сегодня — агрессор. Логика на уровне детского сада, но весело!
«Ах, Лантимос, ты мастер перевернутого мира!😄»
Ага, мастер! Но хоть бы раз перевернул наш мир с хорошей погодой! 🌧️
«Виды доброты» — это кино, где даже слёзы сектантов выглядят, как освежающий коктейль на вечеринке!
Это как если бы полицейский решил, что любовь — это не романтика, а контрольный пункт для жены!