С чего же начать знакомство с артхаусным кино? Рекомендуем фильм «Фаворитка» режиссера Йоргоса Лантимоса.
Когда мы говорим о кино, то в голове сразу возникает картинка: удобное кресло, попкорн в руках, захватывающая история, где главный герой спасает мир, а ты сидишь и жмешь кнопку «перемотка» на своей жизни. Для большинства это реально так — фильм превращается в отличное развлечение, своего рода затычка от серых будней, где дела находят себе уголок, а ты пускаешься в безумные приключения на экране.
Но вот что интересно: далеко не все фильмы — это веселые аттракционы. Иногда они, как настоящие художники, начинают копаться в душе зрителя, будто бы завели в такую сложную картину, что сам художник забыл, что там нарисовал. Есть картины, которые не просто повествуют о чем-то, а вскрывают такие вопросы, что перед экраном начинаешь чесать затылок, как будто пытаешься понять секрет успеха своего соседа, который всегда в шляпе. В таких лентах может быть столько вопросов, что после просмотра ты начинаешь сомневаться, не попадал ли случайно в иную реальность.
Так что, по большей части, когда идешь в кино, готовься к хорошему шоу, но не удивляйся, если за попкорном прячется философия!
Артхаусное кино – это такая волшебная страна, где правила, как на уличном футбольном поле: они есть, но все их знают только игроки, а зрителям остается только догадываться, почему мяч после удара вдруг завалился в кусты. Хэппи-энды здесь, как собака с летающим диском, – иногда появляются, но чаще всего просто лежат на диване и смотрят в потолок.
С героями тоже весело – один вроде бы хороший, а второй, на первый взгляд, тоже не кажется извергом ада, но при более внимательном рассмотрении выясняется, что у них обоих в кармане есть по паре трюков на пятых щичках. Сюжет зачастую запутан так, что без специальной карты и компаса вам, как всегда, придется ориентироваться на звезды, которые, к сожалению, оказались в облаках.
Артхаус, как зловещий карась в озере, не для всех. Тут нужны настоящие экстра полетчики, готовые лезть в глубь произведения и не бояться того, что фильм оставит больше вопросов, чем ваш двоюродный брат после воскресного обеда.
И да, бывает, что картина не сразу доходит до вас, словно скорая помощь, пришедшая поздно на праздник. Это не значит, что фильм плох – просто он, как острое блюдо, неожиданно выполз на ваш стол: вы сами захотели попробовать, а теперь не знаете, как привести чувства в порядок, когда язык уже в огне. Поэтому, выбирая артхаусный фильм, лучше решить, готовы ли вы к такой кулинарной авантюре, и не забыть сериал с легким сюжетом на всякий случай – чтобы не устроить себе шок от неожиданной гастрономической опыта!
Мой первый опыт знакомства с этим замечательным жанром – это вам не шутки, а настоящие каскадерские трюки на экране! Произошло это леттак назад, когда я, как истинная искательница приключений, решила посмотреть фильм греческого волшебника с камерой, который называет себя Йоргос Лантимос. Фильм этот звалcя «Лобстер», а не потому, что в нем много морепродуктов, а потому что я ощутила себя, как эта самая лобSTER – запутанной и в панике!
Все происходило на борту самолёта, где я, словно исследователь неведомых земель, металась в поисках чего-то странного и необычного. Вот только в тот момент я не подумала, что странное может значить ещё и «непонятное». О, как же я не справилась! Фильм так увлек меня своими странностями, что даже сюжет начал напоминать запутанный клубок из ниток.
Хоть лобстеры и имеют свои поклонники, у меня тогда не хватило ни сил, ни желания разглядывать, что же имел в виду этот режиссёр – возможно, он просто решил превратить кино в загадку для зрителей. Уж очень много было непонятных моментов! Я оставила это занятие с думами, что мне, может, не стоит разбираться, как именно штопают лобстеры и каким образом они гуляют по экрану. Главное, что я жива и могу дальше пробовать что-то более понятное!
Спустя какое-то время, когда я погрузилась в мир кино, начала с экшен-фильмов, потом думала, что на голливудском фаст-фуде нахлебалась, но коварный мир арт-хауса ждал меня за углом. И тут я поняла, что сложное кино — это не просто головоломка на уровне «где мои ключи», а целый лабиринт, нагрузка на мозг как у шеф-повара на свадьбе: что-то горит, что-то не успевает, а ты всё равно стараешься! И вот, изучая яркие примеры, я пришла к выводу, что Лантимос, как режиссер, — это не просто имя, это уже почти целая планета со своими климатическими аномалиями. Да, его фильмы порой сложно воспринимаются, словно азиатский шеф на гриле, но под этой интригующей дымкой зреют настоящие идеи и решения, о которых обычные зрители даже не догадываются. Смотрю, могу прочитать между строчек, что недоеденная картошка может рассказать о жизни!
У Лантимоса есть фильм, который станет идеальным стартом для тех, кто решил открыть для себя мир артхауса. Это «Фаворитка». Вот вам не просто фильм, а настоящая комедия о том, как на дворе у английской королевы Анны разворачивается битва за власть — не на жизнь, а на пирожок, как говорится. Режиссёр, словно попугай в клетке с разноцветными шарами, использует свой неповторимый стиль и уморительный киноязык, а сюжет так понятен, что даже кот соседей сможет его осилить. Здесь вам не просто драма, а целая порция сарказма и юмора, которая скажет: «Смеяться можно даже среди коронованных голов!» Держитесь крепче, там, в глубине зала, уже кто-то хихикает!
Давайте поразмышляем, почему «Фаворитка» Лантимоса — это как первый кусочек гурманского торта для тех, кто еще не пробовал артишоки. Ведь, знаете, что лучше всего подходит для первого знакомства с артхаусом? Правильно! Кино, где все радости и печали закатаны в роскошные платьица и шикарные перья.
В этой ленте сюжет так закручен, что даже бабушка на кухне со своей ниткой не справится — там интриги, как в многосерийном мыльном опере, сыгранной на голландской живописи! Вот, к примеру, женщины: такая борьба за любовь и внимание, что и лошади в карете, походу, с ума сходят от зависти. Стиль фильма — это не просто «давай я тебе расскажу историю», а «входите в мой мир, сидите на аттракционе и держитесь крепче, у нас тут поворот на 180 градусов!»
Так что, если вы хотите узнать, что такое артхаус, «Фаворитка» будет тем идеальным предлогом, чтобы не просто погрузиться в мир необычного, а улететь на нем до завтрашнего утра, с попкорном, который, надеемся, не получится свеклой. Готовы? Включайте!
О чем фильм?
Как же это интересно, когда история превращается в настоящую комедию! Вот, например, у нас есть королева Анна Стюарт — великая правительница и чуть ли не главная комета на небосводе своего времени. Она там правила, а самой было так весело — у каждой королевы, как известно, за спиной всегда находятся два человека: один шепчет, как она хороша, а другой — как её надо уговаривать, чтобы не взбесилась!
И вот Сара Черчилль, герцогиня Мальборо — такая себе королевская «правая рука»! Невозможно было пройти мимо без вопроса: «Сара, ты где такой шляпой собрала все модные хитрости?» А рядом ещё Абигейл Мешэм, баронесса Мешэм, которая, кажется, пришла в политику для того, чтобы выяснить, кто же из них на самом деле седло на королевском троне, а кто просто проклятый волосатый щенок, притаившийся в углу.
В общем, на этом историческом фронте за всеми этими дамами наблюдали хранилища великих секретов и тихие интрижки. В кино такой шикарный коктейль выходит, что смотришь и думаешь: «Кто запретил королям пить из одного кубка с королевами!»
И вот вы сидите, как зритель, захваченный этой исторической эксцентрикой, а ваши мысли уже давным-давно улетели к следующему интересному событию. Получается, что история — это не только даты и факты, но и настоящая драма с забавными моментами, вроде «как научиться делать туфли из картошки». Вот такие они, королевские забавы!
Итак, представьте себе, как Абигейл, девушка из знатной семьи, как будто сошла с картины, но вместо того, чтобы жить в роскоши, заглянула в мир тяжелой работы. Она такая — взглянула на свои старые наряды, потянулась к звездам, а попала в болото. Абигейл, конечно, не теряет надежды найти легкую жизнь, так что мчится к своей кузине Саре – которая, как выясняется, забыла, что к ней должен приходить не гостик, а богатый родственник.
Что же она видит? Сара встречает её с такими холодными глазами, будто из них снег уже успел растаял. А потом, представьте, говорит: «Слушай, дорогуша, будешь служанкой, работай тут за еду!» И тут наша героиня понимает, что её жизнь не просто перевернулась, а вдвое закрутилась на карусели без остановки.
Теперь ей предстоит копаться в грязи, поднимать тяжести и улыбаться, как курица, которой предложили половину зерна. Грубо, да? Вроде как «Работаешь – не жируешь, служишь – не как в сказке». Абигейл, кстати, одетая в лохмотья, а весь ее элегантный прошлый опыт — это теперь лишь анекдот в шляпе! Так и живут в этом дворце, кто-то – с короной, а кто-то – с метлой. Эти дворцы бывают разные, но в этой ситуации они скорее напоминают Зимний дворец с уборщицей, чем сказку с принцессами!
Сара, похоже, как рыба в воде, но только вместо аквариума — дворец! У королевы Анны здоровье такое же хрупкое, как старинное зеркало, поэтому при любой неосторожности она может просто треснуть. Анна целиком полагается на Сару не только в вопросах управления государством, но и в своих личных делах! Словно доверив ей ключи от своего шкафчика с секретами и замаскированного от всех денежного запаса.
А Сара, видите ли, извернула так, что использует это влияние не в благих намерениях, а чтобы устроить свою политическую династию. Её страсть – продолжение войны с Францией! Это как если бы у вас в парке завёлся соседский Шарик, который не даёт вам спокойно гулять, а Сара стремится приучить его к команде «Фас!» Чтобы, знаете, её муж, герцог Мальборо, мог в полном блеске командовать армией, не отвлекаясь на бытовые мелочи вроде шнурков. Ведь как же иначе!
Абигейл быстро схватывает, как устроена жизнь в замке — это вам не шутки с шашлыками на даче! Она решает, что для того, чтобы подняться по лестнице власти, сначала надо сломать пару ступенек. И где тут ступеньки? Правильно, у самой королевы!
Её план номер один — завоевать доверие жирненькой, но доброй королевы. И вот Абигейл замечает, что Анна страдает от подагры — бедняжка, явно не причесалась в этот день! Тогда наша хитроумная героиня решает, что может поиграть в современного Гиппократа, находит какие-то травы и готовит снадобье, которое барышням из соседних аптек и не снится!
После этого королева, словно кошка на солнышке, начинает расслабляться и с улыбкой доверяет Абигейл всё больше, словно та — её личный конфидент (и, возможно, единственный источник свежих чаёв). Забота Абигейл, как плавание в лужах на весеннем солнце, оказывается настолько трогательной, что Анна готова открыть все свои тайны — хоть о своих подружках, хоть о заветных конфетах из последнего бала!
И так любовь королевы к Абигейл растёт, как шапка-ушанка зимой — не остановить!
Когда Сара начинает разговор, у неё, похоже, в руках не только микрофон, но и дубинка! Она говорит с прямотой, как будто в её кармане скромно притаился ружьё, готовое «поправить» кого-то за невнятный ответ. Абигейл же, как пушистый котёнок в шарфике, подходит мягко — она, похоже, изучала, как завоевать доверие у пингвинов на льдине!
И вот, Анна заметила, что вместо того чтобы цапнуть Сару за уши, она вдруг начинает сближаться с Абигейл. Параллельная реальность: королева в окружении этой «умиротворящей силы», словно нежная бабочка, пытается обходить острые шипы роз. Так и выходит, что вместо булыжников у неё на пути — только конфетти и улыбки!
Леди Сара, заметив, что королева начала слишком близко дружить с Абигейл, прямо напряглась, как натянутый канат перед турниром. Она тут же обвинила Абигейл в чрезмерной фамильярности, словно та пытается заполучить коронные бублики на обед. Анна, уставшая от «праведного гнева» Сары, просто отвернулась и решила, что лучше послушать вентилятор, чем её упрёки. Сара, чувствующая, что теряет королевское влияние, начала действовать так, будто её не заметили на кастинге «Суперстар», и стала угрожать Абигейл, как будто та подложила её любимый капустный пирог в тёплый тир.
А Абигейл, как истинный мастер маневров, решила действовать хитро, как лиса в курятнике, и тайком подсыпала яду в чай Сары — верно, что с таких дел порой начинается новый тренд в мире чаепитий. В итоге Сара столкнулась с лошадью так, будто та была ей не подруга, а соперница в конкурсе «Забавный седло». Она не просто упала, а, кажется, устроила полёт космического корабля где-то среди деревьев, и на какое-то время из-за этого попала в «недосягаемое» здание леса, в котором был только она и её ранец с недовитым чаем. Корона на веселье!
Когда Сара куда-то пропала, Абигейл, как первая леди на помидорной бабушке на даче, быстренько заняла её местечко, расслабившись на троне, словно это её личная кровать! Теперь она не просто фаворитка королевы, а настоящая завхозка благополучия собственного «Я».
Решив, что замужний статус — это почти как подписка на бесплатный сыр, Абигейл связала себя узами брака с бароном Мешэмом. И что-то мне подсказывает, что это был не совсем удачный выбор для самого барона. Ведь теперь его жизнь стала похожа на роскошный тур на тропическом острове, но с вечно недовольной туристкой!
Начала она радоваться жизни так, как будто конфеты раздают, а бывшим недругам посылала намёки, чтобы они знали: мстить можно с шиком. Теперь-то уж не до смеха, когда ты делаешь из бывших обидчиков своих пирожков на вечеринке! Так что Абигейл наслаждается всеми благами, забирая у жизни всё, что ей причитается, и не забывает подмигивать, когда встречает тех, кто о ней смеялся. Вот такой вот Cinderella, только с более дорогими туфлями и блеском в глазах.
Сара, когда-то разгуливавшая по дворцу с важным видом и своим королевским блеском, решила, что настало время совершить триумфальное возвращение. Ага, думала она, как будто приходят в высший свет в вечернем платье, забыв, что с тех пор как она потеряла всю свою власть, даже собаки на улице стали её избегать. И вот она снова у ворот, как устаревшая реклама, которая кому-то разонравилась.
«Королева, у меня есть несколько сплетен, которые могут вам приукрасить жизнь!», — заявила она, делая вид, что у неё есть нечто ценное. Как будто у королевы в жизни не хватало веселушек с её любовными приключениями! Королева лишь отмахнулась от неё, явно не желая слушать старые анекдоты, которые и так все уже сто раз слышали.
«У меня на вас компромат! Вы ведь знали об этом, да?», — сдвинула брови Сара, как будто собиралась раскрыть секрет, о котором даже голуби на площади знали. А королева только перевела дух, вспомнив, что у неё есть адвокат, у которого тоже свои яйца в куличике.
В итоге, Сара оказалась в том самом положении – сама к себе попала на вилы. Королева уставилась на неё так, будто смотрела на зависшую над головой муху, и, наконец, поняла: дружбы не получится, если другая сторона уже запаслась попкорном для шоу. Сарин план распался, как старый матрац, и только ветер свистел в ушах, напоминая о том, как же скучно без власти.
Сара и её муж, как два бедных гусара, решили, что их уютный дворик — это, как минимум, ошибка природы. Каждый раз, когда они выходили на улицу, казалось, что солнце стирает с них последние остатки рассудка. Вот и нынче, отправляясь на прогулку, они со вздохом оставили за собой свой двор, словно оставляли ржавую шестерку – уже не нужно.
Сара смотрит на мужа: «Мы, конечно, как два корабля в проливе, но этот наш двор напоминает затонувший киты!» Муж только усмехнулся: «Ну да, как ему не потонуть, если там каждую весну шалтай-болтай за урожай борется?» Они ушли, оставив за собой двор, помня, что когда дети просят свежего воздуха, это чаще всего значит: «О, как же мы устали от ваших грядок!»
Ну вот, казалось бы, Абигейл – мечта любой селебрити! Королева её взлюбила, роскошь ей в зубах, власть, как у птички во сне! Аж завидно, правда? Только вот к концу фильма оказывается, что это не злая шутка судьбы, а больше похоже на фиаско: счастье её как старая шляпа – было, да и сдулось! Королева Анна, светская львица с характером бульдога, становится всё более капризной и эмоционально нестабильной. То ей мыло не так пахнет, то её модная шаль не лежит – просто какой-то королевский психоз! А наша Абигейл, мечтавшая сидеть на троне, вдруг понимает: хоть и на передовой, да всё равно как в клетке – ее амбиции сели за решетку, как неудачная попытка полета. Вот оно, «жила-была». Словом, власть – это вам не клубника со сливками, а скорее порция зеленого горошка на новогоднем столе!
Не просто дворцовые интриги
Фильм «Фаворитка» на первый взгляд может показаться чем-то вроде королевской драмы, где женщины спят и воюют за внимание королевы, как в старом анекдоте про двух бабушек в очереди за пирожками. Каждая из героинь, похоже, изобрела свой собственный способ пчёл на мёд заманивать. Но вот если приглядеться, вы заметите, что это не просто пародия на «Кто быстрее заберёт у королевы все лакомства». На самом деле, это не просто борьба за почётное место на королевском диване. Это глубже, чем кажется — не просто про то, кто из них хитрее, но и про то, что иногда в самой роскоши скрывается настоящая… безумная игра на выживание! Вот так, вместо того чтобы пировать под охоту, они как в шары сбивают друг друга со счетов!
Одна из изюминок этого фильма — это такая непонятность, что даже ученые с формулами все равно не поймут, что же происходит. Режиссёр, видно, решил поиграть в «угадайку» с персонажами — они так блуждают по сюжету, как мышь по лабиринту, и, похоже, не очень понимают, куда ведёт их этот безумный мир. Загадочные открытия, недосказанные реплики и неожиданные повороты сюжета: зритель сидит в ожидании, когда же кто-то скажет «А вот кто я, а вот где я!» — но вместо этого получает лишь солидную порцию загадок. Это фильм, где даже GPS не решит, куда ехать, потому что все дорожные знаки стерты стиральной машиной! В общем, полный абсурд, и завязочка так завязывается, что развязать её сможет только член тайного общества «кто готов поспорить с случаем».
Сара — та еще загадка, она словно шифровка с секретным доступом к жестокости. Сначала кажется, что ее суровость — это, знаете, как у медведя на уколе: и в принципе, не против, но лучше бы… Так вот, она может быть груба с королевой, а порой и плеснуть немного жестокости в чашку с чаем. Но, оглядываясь ближе к финалу, осознаешь, что эта жёсткость — её личный способ управления нервами в мире, где доброе утро, как правило, начинается с драки за электричку.
Сара вовсе не из тех, кто стремится заполучить троны и короны только для себя — нет, она заботится о королеве по-своему. И, поверьте, забота эта не из разряда «как дела, хватит ли хлеба?» В её понимании любви — это «поел — и к черту с тебя, ты ведь не хрустальная ваза». То есть, её жестокость — это, по сути, такая особенная форма привязанности, которая хорошо подходит для безжалостного мира, в котором они живут. В общем, она как мама, только вместо компота — жёсткие уроки жизни.
Абигейл – это вам не просто молодая леди, это настоящая загадка! Сначала кажется, что ей в жизни нужно только одно – оставаться на плаву. Да, она выживает, как рыба в аквариуме с хищными рыбками, только вот аквариум этот не даёт возможности проверить, кто из них в семье, а кто с завтрашнего дня разложит на ужин. Постепенно абигейловский характер начинает распускать свои перья, как индюк перед Днём благодарения: хитрая, умная, но так и не нашедшая себе команды. За своё место в дворце ей приходится драться, как будто это последний кусок торта на праздничном столе.
Но смотришь на неё, и понимаешь: побеждает не от счастья, а от отчаяния. Глаза её полны печали – будто она находит доказательства своей неудачи где-то на дне чайника. И вот, когда она, наконец, хватает этот заветный успех, обухом по лбу – разочарование! Как же так? Это как если бы вы купили последний чёрный шоколад, а он оказался… с изюмом! Жизнь, ребята, умеет подкидывать сюрпризы, только они обычно такие, что смеяться уже не до смеха.
Королева Анна — это тот самый персонаж, который на первый взгляд напоминает недовольную кошку, которая поймала хозяина за ногу в момент, когда он собирался погладить её пузико. Слабая и капризная, как капризный клиент в кафе, где единственный способ угодить — это подбросить несколько конфет, чтобы отвлечь от кучи недовольств. Её здоровье похоже на крепость, которую осадили все болезни мира, и даже эмоции чешутся, как каша на зубах после встречи с маминой ложкой!
Она просто жаждет любви, как турист за границей жаждет кофе, но стоит только поднести к ней внимание — и, чур-ка, счастья не прибавилось, а просто головная боль от всех этих эмоций! О, несчастная королева! Её горести не только из-за придворных интриг, которые гадят и заваливают электрических елей. Причина глубже: потеря 17 детей — это вам не просто так! Это как если бы у вас не выходила ни одна партия в любимой игре. А жизнь — это как несчастный танец со стенами, полными боли и одиночества, где каждый шаг — борьба с тем, чтобы не наступить на хвост своему настроению.
Так что, глядя на королеву, не спешите выводы делать — иногда даже корона становится тяжёлым бременем!
Сара и Абигейл устроили настоящую борьбу за сердце Анны, как на рынке, где все кричат: «Кабачки, редиска, давай!» А Анна в это время сидит, как пустая бочка, и думает: «Кто бы мне все это объяснил?» Никакие хитросплетения не могут заткнуть тот вакуум, который внутри неё. Порой складывается впечатление, что королева находит тайные пути, как сбежать от самой себя, вроде гимнастки, выполняющей акробатический номер с грацией танцующей утки. Режиссёр эту чудесную беготню передает не словами, а через поведение Анны, её взгляды, которые можно трактовать как секретный код, и, конечно, через её колкие выходки, которые могли бы вызвать смех даже у самой Зазнайки!
Режиссёр Лантимос — это как мастер спорта по показу людей, которые не успели определиться, кто они: герои или злодеи. Он просто ставит их на сцену, а они уже сами решают, как играть в жизнь: кто-то на турнире по саморазрушению, а кто-то в категории «ни в чем не виноват». И вот, каждый персонаж словно зашёл в кафе — у него своя история и своя правда, но все почему-то заказывают одно и то же: «Как бы не стать идеальным, но и не свалиться в ужас».
Сара, например, сражается за власть, словно это последний кусок шоколадки на корпоративе — боится, что если отпустит контроль, то станет никем, как тот офисный чай, который забыли сделать. Абигейл же лезет на рожон за выживание, потому что однажды уже проиграла в эту игру и знает, каково это — быть без штанов на холоде. А королева Анна мечтает о любви, но попадает в замешательство, когда её начинают обнимать: «Так, а что теперь делать с этой любовью? Она же не в инструкции!»
И вот так, в этом фильме все герои оказались в захватывающем водовороте жизни, где каждый тянет одеяло на себя, но от этого ни одному не становится теплее. Смешно и грустно — вот она, многогранность человеческих отношений!
Знаете, я смотрел этот фильм и вдруг понял: главная эмоция, которую он оставил у меня в душе, — это разочарование. Можно подумать, что сценаристы явно зашли в кинотеатр за попкорном, а вышли с тараканами в голове. Всё так предсказуемо, что не удивлюсь, если в конце появится реклама по продаже лотерейных билетов! Разочарование — это как когда ты ждёшь в гости тёщу с пирожками, а она приходит с пустым подноsom. В общем, фильм оказался как пыльный шкаф: много ожиданий, но открываешь — и там одни разочарования. В следующий раз буду брать с собой горчицу, чтобы хотя бы было чем заправить.
Сара, понимая, что Анну она потеряла безвозвратно, как носок в стиральной машинке, начала осознавать, что управлять её жизнью — это всё равно, что пытаться поймать ветер в руках. Это просто невозможно, тем более, когда у ветра на диване уже целая компания.
Абигейл, глядя на свою жизнь с высоты карьерного олимпа, вдруг поняла, что даже обладая знаком «всё включено», счастья ей не хватает, как соли в борще — вроде бы и все есть, но без этого важного ингредиента никуда. Ужин с цыплёнком под соусом стал подобием привыкшего к однообразию меню в столовой.
Королева Анна, сидя на своём троне из нежности и зависти, вдруг осознала, что все дамы, что рвутся за её вниманием, как щенки к колбасе, по сути, не могут её сделать счастливой. Да и кто может? Даже если один из них прилетит на дельтаплане с пледами и шоколадом, это счастье будет кратким — тут дельтаплан ещё уронит.
Это фильм про людей, которые, как никто другой, знают, что такое «блуждать по жизни» — не в метафорическом, а в прямом смысле. Они, кажется, вышли за хлебом, а вернулись из другой галактики! Эти искатели сами не понимают, что ищут: ни разу не спрашивали друг друга, не пробовали ли они задать вопрос себе. Да и зачем? Лучше проскользнуть по дебрям своих страхов и разочарований, обходя острые углы одиночества, как по минному полю. Вот и собираются они, как маргаритки в лунный свет, искренне надеясь найти не ответы, а много новых вопросов. Смешно, правда? Одни из них всё время ищут подсказки, а другие, кажется, забыли, где оставили свою счастье, и теперь довольствуются газетными вырезками.
Визуальный ряд
На первый взгляд, это как типичное историческое действо с шевелящимися коронованными особами, закулисными интригами и слабым духом в замках, но вот только что-то в этом фильме вызывает легкое беспокойство, словно вы пришли на пир, где вместо еды — загадочные вещества. И это не просто так! Наш режиссер — профессионал в создании миров, где все немного не так. У него, как у хорошего повара, рецепты особые: вместо соли — щепотка абсурда, вместо сахара — море странностей. Его фильмы отдают не только историей, но и лёгким беспокойством: ты смотришь и думаешь, а не его ли шляпы на двенадцатом этаже заблудились? В общем, удовольствие от просмотра с привкусом «что-то здесь не так».
Знаете, у нашего друга Лантимоса есть особая слабость к широкоугольной съемке! Это как если бы он решил, что пространство в комнате – это не карта, а полотно для художника, который забыл, что у него есть рамка. Вот, например, в фильме «Фаворитка» он поливает зрителя такими кадрами, что кажется, будто комната взъерошилась и решила, что она – это обаяшка с зефиром. Камера стоит посреди комнаты, будто бы она — любитель общественных мест, и тут тебе и потолок с люстрой в виде кальмара, и стены, которые представляют собой ловушку для ностальгии, и, конечно же, пол, на котором можно разбить банк, пройдя через все эти миллионы квадратных метров.
И тут ты смотришь на эти королевские апартаменты и думаешь: «Эй, а где тут подушки?». Честно, казалось бы, они должны быть уютными, а на деле – хранилище одиночества и неподходящей обстановки для вечеринки с друзьями! Эти широкие углы, как будто стараются обнять героев, а получается так, что они только чувствуют хвост одиночества, распустившийся в этих огромных и пустых залах. Ты смотришь, понимаешь, что у них на счету — такие замки, а они совсем не веселятся, а лишь только и делают, что теряются в своем великолепии. В общем, да, королевский дворец – это место, где даже кролики в шляпах становятся грустными!
Лантимос, похоже, решил, что камера — это не просто гаджет, а загадочный чародей. В обычных фильмах она так и ползает на уровне глаз, как улитка, ищущая свою капусту. А тут? Тут камера ведет себя как неуемный художник, расписывающий мир под странными углами. Сверху, снизу, по диагонали — ее воображение разгулялось, как у кота, который обнаружил клубок ниток. И зрителя начинает мучить вопрос: что вообще происходит? Этот мир кажется слегка перевернутым, как если бы все вокруг решили чуть-чуть покачнуться после затяжной вечеринки. В общем, прошу заметить, всё выглядит так, будто кто-то надел штаны задом наперед и даже не заметил!
Знаете, у нас есть такая странная особенность: когда смотришь на костюмированные драмы, кажется, что в мире только что закончился чемпионат по покраске. Трава такая зеленая, что даже светофоры позавидуют – просто отдохни, природа! А небо? Синее, как будто кто-то запустил в него целую бочку ультрамарина. Перепутали с красками, что ли? Смотрим, и у нас складывается впечатление, что весь этот мир – это просто ковер, который натянули на каркас из легких, как наши мечты о тихом вечере. Вот и создается чувство, что ты заблудился в каком-то зазеркалье, где всё слишком ярко и жизнерадостно, а вокруг, кажется, только ты и твои невыполненные планы. Да так и хочется сказать: «Люди, а где же моя чаша с буднями?»
Музыка в Фаворитке — это что-то с чем-то! Звучит порой так резво и тревожно, что хочется зажать уши в надежде, что скрипка не решит вас удивить, когда вы собираетесь к королевскому балу или на званый ужин. Кажется, Лантимос специально ставит такие мелодии, чтобы нам не было ни тепло, ни уютно. Смотрим на роскошь, а на фоне такая музыка, что хоть стой, хоть падай — все равно не знаешь, как нужно реагировать. То ли закусить канапе, то ли прыгнуть в кусты от переживаний. В этом контрасте, кажется, позабыли добавить в меню «комфорт» — да кто ж его тут ест?! Вот так и живем: пальцы в ушах, салфетка на коленях, а внутри целый оркестр тревожных нот!
Знаете, уважаемые зрители, есть такая замечательная ситуация, когда высокопоставленные лица начинают вести себя, как будто они в детском саду, где куклы не хотят идти на обед. Эти дорогие люди, которые обычно сидят на троне и решают судьбы народов, вдруг могут закатить истерику из-за чашки кофе с неправильной пенкой! Можно подумать, что у них вместо биографии стоит ценник на игрушечную машину.
Когда они начинают кричать, указывать друг на друга пальцем и даже драться, то напоминают не тех, кто сам себе на уме, а скорее малолеток на праздник мороженого, присевших на унитаз в клубе «Мир взрослых». На первый взгляд, их потасовки кажутся смешными, но за этим весельем скрывается настоящая драма: оказывается, даже у самых богатых и власть предержащих, несмотря на их статус и космические счета в банке, под платьем или смокингом может пульсировать та самая человеческая беспомощность.
Так что, когда вы видите, как очередной «умудренный жизни» политик упакован в дорогую одежку и устраивает скандал, вспомните: это вам не бизнес-ланч, а настоящая трагикомедия с элементами детского театра!
Весь этот мир, показанный в фильме, словно решето — дырявый и немного искривленный, как у бабушки на кухне старый чайник, из которого сам чай уже давно вылился. Это отражает внутренний уют и комфорт героев: у каждого из них своя маленькая травма, как у шнурков, которые вечно запутаны. Они все, как это модно говорить, не совсем в себе — сломанные, неуравновешенные, словно после боя в шале на лыжном курорте в компании сумасшедших лыжников. А визуальный стиль фильма — это как прическа у деда, который не стригся с 1985 года. Оно все указывает на то, что жизнь героев — это настоящий киношный «вот вам и счастье», берите с собой и не забудьте спросить, где тут туалет!
Подводя итог
Фильм «Фаворитка» — это такой коктейль, который не подадут в обычном баре: слишком ярко, слишком весело и с примесью странности! Знаете, как бывает, когда на вечеринки приходи не только сосед, который играет на баяне, но и принцесса, у которой не хватает места на короне от всех её амбиций? Так вот, здесь такого хватает!
Режиссёр Йоргос Лантимос явно решил, что скучные костюмированные драмы — это для пенсионеров. Он надел всем перчатки, завязал шнурки и пустил в бой комедию и трагедию одновременно! Смешное и грустное — это как чай с лимоном: оба одновременно, и ни один из них не легко оторвать от любви к сахарному диабету. Так что если вы хотите увидеть, как красивое с странным идет на свидание, не раздумывайте — берите попкорн и готовьтесь к смеху!
Главное отличие этого фильма от прочих — его стиль. Обычно в исторических драмах все напоминает модный журнал: костюмы причесаны до блеска, интерьеры сверкают как новогодняя ёлка, а герои ведут себя так благородно, что порой даже думаешь: «Какое счастье, что я не в их обществе!» Но вот «Фаворитка» — это как раз тот случай, когда привычные стереотипы берут и скидывают с корабля на мель. Здесь вместо строгих костюмов и величественных манер — масса неожиданных поворотов, сплошное веселье и чуть-чуть двусмысленности. Словно решили проверять, кто из героев выдержит соревнование на самую неординарную реакцию!
В этом фильме юмор льется рекой, хотя его не так просто поймать, как щуку на удочку. Смех тут не от шуток с заготовленными концовками, а от того, как персонажи, обладая высокими титулами, ведут себя как отпускники на даче. Представляешь, жадные, завистливые и, порой, такие глупые! Особенно наглядно это проявляется в образе королевы Анны — прекрасного правителя, которому не хватает элементарной силы воли. Она так капризничает, словно у неё очередная игрушка сломалась, а её фаворитки, вместо того чтобы помочь, прыгают вокруг, как клоуны, то угождая, то манипулируя, словно у них в руках пульт управления! И вот они все вместе, в этой цирковой палатке, ведут свои интриги, а ты сидишь на первом ряду и не можешь сдержать смех.
Если есть подвиг, который достоин того, чтобы о нём поговорить, то это, конечно, актёрская работа в «Фаворитке». Оливия Колман, исполняя роль королевы Анны, заставляет вас почувствовать целую симфонию эмоций. Ты то жалостно вздыхаешь, смотря на её одинокую жизнь, то злишься от её капризов; просто не знаешь, то ли плакать, то ли хихикать! Это как если бы принесли десерт, а он оказался с таким вкусом, что слёзы и смех переплетаются, и ты уже не понимаешь, что у тебя на языке — сметана или слёзы.
А рядом с ней её фаворитки, Эмма Стоун и Рэйчел Вайс — настоящие интеллигентные хищницы. У них в арсенале не просто романтические привязанности, а целый набор хитростей! Они, как две лисы в курятнике: одна солирует, другая прикрывает, и всё ради достижения своей цели. Не удивлюсь, если в следующей серии они заведут себе собственный бизнес по продажам «Советов на все случаи жизни» — с таким умом, как у них, только рекламный слоган придумать, и можно на иглу не сесть, а на трон!
Если вы любите фильмы, которые, как хорошая шаурма, одновременно и странные, и смешные, то «Фаворитка» — это то, что нужно! Этот фильм — настоящая находка, ведь в нем как ни странно, но настоящая история рассказывается так, что сидишь и думаешь: «Вот это поворот!» Так что, если хотите подкинуть себе настроение и узнать, как можно по-новому подготовить старую сказку, обязательно включайте!
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Абигейл – это как мама с жестокими уроками вместо компота: выживает в аквариуме хищников!
Абигейл – это как острое блюдо: попробовал – а теперь язык в огне! Готовься к кулинарным шокам!