“Схватка” (1995, Heat): На грани закона с каждой стороны
Фильм «Схватка» Майкла Манна, который не только режиссировал, но и написал сценарий, представляет собой захватывающую историю борьбы между полицией и преступниками, где не так просто определить, кто из них хороший, а кто плохой. Примечательно, что, хотя это экшн, «Схватка» исследует жестокую реальность с разных сторон — помимо динамичных погонь и перестрелок, киберзахватов и предательства, она также затрагивает трудности в создании семейного уюта. Неважно, лейтенант это или вор, их врождённая природа столь сильна, что преодолеть её им не под силу.
Уникальность сюжета Манна заключается в том, что на фоне криминальных разборок он умело вплетает истории любви. Эти романтические линии не выглядят неуместно, а, напротив, гармонично дополняют основной сюжет, иллюстрируя, насколько уязвимы и полицейские, и преступники, оказываясь под влиянием своих половинок.
Сам Майкл Манн не рассматривает «Схватку» как криминальный фильм: «Я не уделяю особого внимания жанрам. Для меня ‘Схватка’ всегда была многослойной реалистичной драмой».
Реализм в этом произведении не является метафорой, так как сюжет основывается на подлинных событиях – встрече полицейского и преступника в кафе, а также их разговоре, которые были заимствованы из реальной жизни. Кроме того, герой Нил МакКоли является настоящим вором, а образ Винсента Ханны создан на основе реального полицейского по имени Чак Адамсон.
Сюжет
В Лос-Анджелесе, на бульваре Венеции, группа из четырёх преступников под руководством Нила МакКоли, сыгранного Робертом Де Ниро, осуществила ограбление инкассаторского автомобиля. Они сумели украсть облигации на предъявителя на общую сумму 1,6 миллиона долларов, при этом не тронув наличные деньги. В результате инцидента погибли трое полицейских.
Лейтенант Винсент Ханна, исполненный Аль Пачино, из отдела расследования убийств и грабежей сразу же понял по характеру преступления, что это дело рук настоящих профессионалов, а не рядовых преступников, поэтому решил взяться за его расследование.
Таким образом, в борьбу вступили специалисты, каждый из которых является экспертом в своей области.
Преступники как люди: Две стороны одной медали
Боевик «Схватка» Манна вызывает у меня ассоциации с французским фильмом «Набережная Орфевр, 36» (2004, 36 Quai des Orfèvres) Оливье Маршаля. Оба фильма основываются на сильной эмоциональной связи между главными героями. В картине Маршаля противостоят друг другу два комиссара из разных уголовных бригад — Лео Вринкс и Дени Клейн, в то время как у Манна встречаются две противоположные силы: правопорядок и преступность, представленные лейтенантом Винсентом Ханной и опытным вором Нилом МакКоли. Актёрские тандены в обоих произведениях впечатляют: Даниэль Отой и Жерар Депардье создали легендарное сочетание во французском кино (шесть фильмов вместе), так же как Аль Пачино и Роберт Де Ниро в американском (четыре совместных фильма).
Хотя оба фильма метафорически отображают две стороны одной медали, у Майкла Манна мы видим параллельные линии, связанные с личной жизнью героев. Лейтенант Винсент Ханна переживает сложности в третьем браке, который не выдерживает давления его работы. Члены банды МакКоли также страдают из-за любви к своим половинкам, а сам МакКоли, глядя на них, пытается наладить свою жизнь, но оказывается втянутым в преступный мир, где его приоритетом становится собственная безопасность. Он говорит: «Ты должен быть готов всё оставить за тридцать секунд, если запахнет жареным». В фильме Оливье Маршаля полицейские и преступники противостоят друг другу, а «нервным центром» сюжета является Камиль Вринкс — жена Лео, которая любит мужа, но в прошлом имела связь с Клейном. Клейн же холоден с женой, полностью поглощён работой и готов пожертвовать всем ради карьеры.
Связь между этими двумя сторонами настолько крепка, что очевидно одно – они не могут существовать друг без друга.
В фильме Майкла Манна есть ключевая сцена, которая задаёт тон всему произведению. Это беседа между Винсентом Ханной и Нилом МакКоли. На первый взгляд, это обычный разговор, словно два старых друга встретились за столиком в кафе. Тем не менее, вокруг этой сцены развивается трёхчасовой сюжет, наполненный напряжением: погоня за бандой грабителей, ограбивших инкассаторский автомобиль, конфликты с недовольными жёнами и преданность работе, проявляемая героями.
Эта встреча действительно произошла между реальным преступником Нилом МакКоли и детективом Чаком Адамсоном (в фильме его имя изменили на Винсент Ханна). Их разговор был практически дословно перенесен в кино. Между ними возникло глубокое взаимопонимание: Чак Адамсон ценил профессионализм МакКоли и восхищался его криминальной репутацией и осторожностью, не склонной к излишнему риску. Оба мужчины осознавали, что в определенных обстоятельствах один из них мог бы убить другого без колебаний.
Истинная встреча между полицейским и преступником, ставшая источником вдохновения для создания знаменитой сцены, имела место в 1964 году. В действительности это произошло в Чикаго, однако в кино этот город заменили на Лос-Анджелес.
Во время съемок «Схватки» Чак Адамсон выступал в качестве консультанта.
Нил МакКоли против Винсента Ханны
Нил МакКоли пытается стать семейным человеком, насколько это возможно в его ситуации. Он сближается с девушкой по имени Иди, продавщицей из книжного магазина, которая мечтает накопить деньги для открытия собственного бизнеса в области графического дизайна. Основной конфликт заключается в том, что для Нила важнее его принцип «бежать, когда начинается что-то опасное». При этом он не откровенен с Иди, давая ей ложные надежды, что краткосрочные связи ему не интересны, и продолжает поддерживать с ней отношения.
Винсент Ханна старается быть заботливым мужем для Джастин, своей третьей жены. Ещё до их свадьбы он откровенно сообщил Джастин, что его работа связана с полицией, и она согласилась с этим. Винсент стремится не только быть хорошим мужем, но и заботится о своей падчерице Лорен, дочери Джастин от предыдущего брака. Лорен в этой истории символизирует абсолютную невинность и становится жертвой равнодушия взрослых, которые часто ставят свои интересы выше потребностей своих детей.
Винсент Ханна превосходит Нила МакКоли тем, что он искренен как с самим собой, так и с окружающими, в то время как Нил проявляет честность только по отношению к себе. Тем не менее, это подчеркивает, что оба персонажа являются глубокими и эмоционально сложными личностями.
Если бы персонажи были однобокими – лишь преступниками или исключительно представителями закона, их образы вызвали бы меньше интереса и симпатии. Я испытывал жалость к каждому из них по-своему. Хотелось, чтобы Винсент нашёл выход из сложной ситуации с Джастин, чтобы Нил, сбежав с Иди, наконец-то нашёл душевный покой. Однако Майкл Манн не искал места для чудес в своём сценарии; он сделал его жестоким и реалистичным. В итоге история сводится к тому, что, несмотря на все попытки преступников и полицейских строить свою жизнь вне работы, именно они остаются ближе друг к другу. Финальная сцена, где Нил протягивает руку Винсенту, вполне это подтверждает.
Они сидели за столом в кафе и смотрели друг другу в глаза. Им было известно о всех особенностях работы друг друга, и они никогда не строили иллюзий. Они понимали, что по сути никто не выходит победителем.
Когда боевик «Схватка» вышел на экраны в 1995 году, он произвёл значительное впечатление на настоящих преступников. Они стали подражать стилю ограблений, показанному в фильме через банду Нила МакКоли. Примечательный случай произошёл в Лос-Анджелесе в 1997 году, когда группа грабителей вступила в боестолкновение с полицией. Очевидно, что Майкл Манн не стремился к такому исходу своей истории, но это наглядно демонстрирует, как искусство способно влиять на реальность (и наоборот).
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Винсент и Нил, как два старых друга, а вокруг — жесть! Напряжение, как в очереди в аптеке!
«Да уж, как в аптеке! Главное, чтобы у них не закончился ‘жареный’ запас! 😂🔥»
«Да, Винсент и Нил — как два старика на лавочке, а вокруг — разруха! Лорен, держись, взрослые не в курсе!»