Выберите страницу

Самая мрачная история Средиземья не заключалась во Властелине колец.

Самая мрачная история Средиземья не заключалась во Властелине колец.

Профессор Толкин создал обширный мир Средиземья и других территорий Арды, однако при жизни он издал лишь небольшую часть своих трудов. Его сын, Кристофер Толкин, посвятил многие годы сбору и публикации тех историй, которые его отец не успел представить читателям. Даже после смерти Кристофера работа над этим наследием не прекращается — новые сборники продолжают выходить благодаря стараниям преданных исследователей творчества Толкина.

Интересно, что при жизни Дж. Р. Р. Толкин чаще привлекал внимание издателей своими более светлыми произведениями, в то время как его мрачные истории так и остались незадействованными. Если бы он жил в 1990-е годы, когда популярность таких эпопей, как «Игра престолов», достигла пиковых значений, его ранние произведения могли бы стать ещё более востребованными. Рассказ о Первой эпохе Арды значительнее мрачнее, чем «Хоббит», «Фермер Джайлс из Хэма» или даже «Властелин колец». Особенно выделяется печальная история о Хурине и его детях — одна из самых темных и трагичных в творчестве Толкина, которая не была адаптирована для кино.

Здравствуйте! Вы на канале ShadowTavern! Расслабьтесь и наслаждайтесь чтением!

===========

История Хурина, Морвен, Турина и Ниэнор

Сюжет о Хурине, его супруге Морвен и их детях, Турине и Ниэнор, является одним из самых тёмных и печальных сюжетов в творчестве Толкина.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

Хурин, персонаж из Первой Эпохи Средиземья, прославился своей дружбой с эльфами и храбростью в борьбе против Моргота — первого Тёмного Властелина, который в мифологии Профессора считается аналогом Дьявола. Во время Войны Гнева Хурин был захвачен в плен Морготом, стремившимся узнать о местоположении Гондолина — тайного города эльфов. Несмотря на жестокие пытки, Хурин не выдал своих товарищей, за что Моргот наклал на него страшное проклятие.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

С этого момента жизнь семьи Хурина погрузилась в бездонную бездну страданий. Проклятие Моргота несло с собой неизбежную гибель для его детей, Турина и Ниэнор, и их существование превратилось в череду трагедий, предопределённых этой зловещей судьбой. Первым, кто пал жертвой несчастья, стал младший ребёнок Хурина и Морвен, Урвен, который скончался от моровой язвы в возрасте пяти лет. Чтобы защитить Турина, своего старшего сына, от воздействия проклятия, Морвен решила отправить его в эльфийское королевство Дориат, надеясь, что там он найдёт безопасность. Однако судьба снова оказалась беспощадной.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

На пути в Дориат Турин едва не лишился жизни, но его выручил эльф Белег, ставший впоследствии его верным союзником. В Дориате Турина приютил король Тингол, но и здесь его не обошли стороной беды. В результате случайной трагедии Турин убил одного из советников Тингола, что вынудило его покинуть королевство. В изгнании он стал лидером банды разбойников, уверяя своих соратников убивать только орков, а не людей. Его судьба продолжала принимать неожиданные повороты и наполняться новыми несчастьями.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

В один из трагичных моментов Белег находит Турина, находящегося в плену у злого гнома Мима. Однако вместо спасения происходит ужасная трагедия: Турин по ошибке убивает Белега его же мечом. Этот роковой случай навсегда меняет жизнь Турина, заставляя его продолжать свои скитания в поисках покоя, который так и не удается найти.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

Он находит пристанище в эльфийском городе Нарготронд, где его тепло встречают, но даже там всё обернулось трагедией. Турин возводит мост через реку, что привлекает внимание злодеев, и в итоге город оказывается разрушенным драконом Глаурунгом.

В это время Финдуилас, эльфийка, которая влюбилась в Тури́на, была захвачена орками. Однако Турин, будучи введённым в заблуждение лживым видением, посланным Глаурунгом, уверовал, что его мать Морвен и сестра Ниэнор находятся в страданиях в их родном доме. Оставив Финдуилас на произвол судьбы, он ринулся на их поиски, но, к его ужасу, обнаружил, что дом пуст. Вернувшись в Нарготронд, он пришёл слишком поздно — Финдуилас уже была убита.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

Избегая своей судьбы, Турин нашёл укрытие в лесу Бретиль, где встретил молодую женщину, утратившую память и не способную говорить. Они связали себя узами брака, не подозревая о страшной правде. Лишь накануне своей смерти Глаурунг открыл секрет: эта женщина была его сестрой Ниэнор, чью память он сам и забрал. Узнав о горькой истине, Ниэнор не выдержала и покончила с собой, бросившись в реку. Поняв всю ужасность происходящего, Турин также решил уйти из жизни и завершил её на могиле Финдуилас.

В конечном итоге Моргот отпустил Хурина, дав ему возможность вернуться к себе домой. Однако, вернувшись, он обнаружил умирающую Морвен, увидел судьбу всех своих детей и, охваченный горем, бросился в море.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

Эта история, впервые представленная в Сильмариллионе (1977), была дополнена и переработана в Неоконченных сказаниях (1980) и в многотомной серии Истории Средиземья. Полноценная романная версия вышла в 2007 году под широко известным названием Дети Хурина, отредактированная Кристофером Толкином. В центре повествования находятся темные аспекты мифологии Толкина, которые подчеркивают тяжелую судьбу его персонажей, обреченных на трагедию, оставляющую им ни надежды, ни шансов на спасение.

Мифы и легенды, стоящие за Детьми Хурина

Толкин черпал идеи для «Детей Хурина» из различных мифов и легенд, которые придавали этому повествованию его темный и трагичный характер. В письме к своему издателю Милтону Уолдману он выделил три центральных мифа, оказавших влияние на сюжет: скандинавскую и германскую легенду о Сигурде Вёльсунге, греческий миф об Эдипе и финскую эпопею о Куллерво из «Калевалы».

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

Сказание о Сигурде Вёльсунге содержит сюжет о том, как он убивает дракона Фафнира, а также их финальную беседу — детали, которые перекликаются с конфликтом Турина и Глаурунга. В обоих случаях дракон выступает не только как реальная опасность, но и как символ глубоких психологических травм для главного героя.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

Смерть друга Турина, Белега, также перекликается с рядом мифологических сюжетов. Это похоже на историю о сэре Балине и его брате Балане из артуровского цикла, где братья убивают друг друга в бою, не распознав друг друга. В данном контексте можно также отметить, что поединок между братьями-гвардейцами в «Доме дракона» отсылает к тому же источнику.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

Эдип и Куллерво, подобно Турину, сталкиваются с трагическими последствиями брака между близкими родственниками, возникающими в результате недопонимания или заблуждений. В греческом мифе Эдип, узнав о предсказании, что он убьёт своего отца и женится на матери, пытается избежать своей судьбы, но в конечном итоге непреднамеренно выполняет его. Его мать Иокаста кончает жизнь самоубийством, а сам Эдип калечит себя, испытывая тяжёлое раскаяние. Из финского эпоса «Калевала» Куллерво также не осознаёт, что соблазняет свою потерянную сестру, и, узнав правду, оба покидают этот мир. Эти трагические истории находят отражение в судьбе Турина и его сестры Ниэнор, которые, не зная о своей кровной связи, также погибают, столкнувшись с ужасной истиной.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

Король Артур и его сестра Моргауза тоже стали жертвами этого союза, который привел к рождению Мордреда — их сына, восставшего против Артура и ставшего причиной их гибели. Эти события, вместе с последними минутами жизни Турина, подчеркивают неизбежность судьбы, преследующей героев мифов и легенд, несмотря на их попытки противостоять своей судьбе.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

Стоит также отметить влияние древнеанглийской поэмы «Беовульф» на творчество Толкина. В этой поэме финальная битва Беовульфа с драконом происходит в конце его жизни, что схоже с судьбой Турина. Кроме того, Толкин заимствовал структуру древнеанглийской поэзии, включая аллитерацию и полустрофы, когда создавал ранние версии рассказа о Турине и Глаурунге, написанные в период с 1918 по 1924 годы. Эти произведения позже были включены в сборник «Песни Белерианда».

Последние моменты жизни Хурина, когда он прыгает в море, напоминают миф о Тесее и его отце Эгее. Когда Тесей, вернувшись с победой над Минотавром, по ошибке использует черные паруса вместо белых, Эгей, увидев это, считает, что его сын погиб, и бросается в море, которое с тех пор стало носить его имя. Хурин, переживший утрату всех своих родных, также заканчивает свою жизнь трагически, подчеркивая неизбежность трагедии, накрывающей его существование.

Жизнь и влияния на Толкина

Одной из основных причин трагичности истории Хурина и его семьи является личный опыт Толкина, который создал этот рассказ, испытывая глубокие психологические переживания. Сказание о Турине — одна из самых ранних легенд Средиземья, и его написание началось примерно в 1918 году, когда Толкин все еще находился под влиянием последствий Первой мировой войны.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

С июня по октябрь 1916 года он проходил службу на фронте, принимая участие в битве на Сомме — одном из самых смертоносных боев в истории. Этот опыт, несомненно, оказал значительное влияние на его восприятие мира и творчество.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

В 1944 году, на фоне Второй мировой войны, Толкин направил письмо своему сыну Кристоферу, служившему в ВВС. В этом письме он делился воспоминаниями о том, как он смог справиться с ужасами войны в 1916 году.

Я работал над созданием Моргота, погружаясь в хижины, наполненные богохульством и непристойностями, или же под светом свечи в палатках и даже в блиндажах во время артиллерийского обстрела.

Таким образом, мрачная и безысходная реальность, с которой столкнулся Толкин на фронте, отразилась в мифологии Средиземья и в персонаже Моргота — первоисточника зла.

Толкин заболел траншейной лихорадкой, которую принесли вши, и был вынужден вернуться в Британию. Несмотря на то что его убрали с фронта, болезнь продолжала преследовать его до конца войны. В этот период он начал работать над историей Турина, и военные испытания, которые сопровождали его жизнь, глубоко повлияли на содержание этой истории. Глубокая трагедия Турина и его семьи становится ещё более ощутимой, когда учитываем, что Толкин, оставаясь на службе в армии, сталкивался не только с физическими и эмоциональными последствиями войны, но и создавал мрачный мир, отражающий его внутренние переживания.

О волшебной сказке

Лекция Толкина под названием «О волшебной сказке» стала такой же знаковой, как и его размышления о «Беовульфе». В этом произведении Толкин оспаривает prevailing мнение начала XX века, согласно которому волшебные сказки предназначены исключительно для детей. Литературные критики той эпохи считали, что дети увлекаются сказками из-за их примитивных вкусов, унаследованных от древних предков. Однако Толкин решительно отвергает эту точку зрения, утверждая, что нам почти ничего не известно о тех дальних временах, и что любовь к сказкам вовсе не связана ни с возрастом, ни с незрелостью.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

В своей лекции Толкин говорит о том, что его увлечение фэнтези связано с любовью к поэзии и стремлением к эскапизму — желанием избежать суровой реальности, которая особенно остро проявилась в его жизни во время Первой мировой войны. Для Толкина фантастические сказки и волшебные миры служили не только средством преодоления личных трудностей, но и способом соединить читателя с глубокими мифологическими истоками, от которых, по его мнению, человечество никогда не отдалялось.

Толкин справедливо утверждал, что элементы фантастики пронизывают всю мировую литературу, начиная с древних мифов и заканчивая шекспировскими пьесами, полными магии и сверхъестественных явлений. Хотя в его время фэнтези зачастую воспринималось лишь как детская литература, уже к середине XX века, благодаря его усилиям и трудам сына Кристофера, наблюдался рост интереса к взрослому фэнтези. В этом жанре центральные темы касаются войны, смерти и тяжелых испытаний — это особенно заметно в поджанре grimdark, который акцентирует внимание на мрачной и циничной стороне фэнтезийных миров.

Он создавал свои знаменитые произведения в период перехода от XIX к XX веку, когда издательства в основном ориентировались на детскую литературу. Поэтому «Хоббит» вышел в качестве детской книги, а «Властелин колец» был выпущен как её продолжение, хотя на самом деле стал эпической сагой, далекой от простых сказок.

Самая мрачная история Средиземья была не во  Властелине колец

Безусловно, Толкин не сосредотачивался только на мрачных сюжетах — в его произведениях имеют большое значение темы эмпатии, утешения и побега от реальности, которые он хотел предложить каждому читателю, о чём сам говорил в своих лекциях.

===========

На сегодня это всё. Благодарю вас за просмотр! Если вам понравился этот выпуск, не стесняйтесь делиться ссылкой с друзьями, подписываться на канал и нажимать на кнопки под статьей 🙂

Не забудьте подписаться на мой канал в Telegram! Там вы найдете фотосеты, закулисные кадры со съемок, новости и массу другого интересного!

До скорой встречи в следующем выпуске! Пока!

Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers

Об авторе

7 комментариев

  1. nikita

    Хурин, конечно, тот ещё крепкий орешек, раз даже перед Морготом не прогнулся, хотя, возможно, он просто не знал, где находится Гондолин, но зато получил от него шикарный «

    Ответить
    • artem

      Хурин, конечно, не прогнулся, просто не знал, что Моргот — это не пицца на вынос! 😂

      Ответить
    • natalia

      Ну да, Хурин крепкий орешек, только орехи иногда в моровую язву превращаются! Смешно, да? 😄

      Ответить
  2. timur

    Какой же Толкин молодец, даже с фронта смог создать легенду, а я после пробежки только чипсы!

    Ответить
    • viktor39

      Толкин, да, молодец! А ты, видимо, вдохновляешься чипсами, как Тесей — черными парусами!

      Ответить
  3. natalia

    Сказание о Турине — это как если бы Толкин взял свою войну и превратил её в эпическую сказку!

    Ответить
  4. konstantin

    Толкин, как истинный мастер, заимствовал мифы и аллитерацию, чтобы наши уши радовали и смеялись!

    Ответить

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *