Огонь Прометея: эволюция фильма от Джона Спейтса к Дэймону Линделофу
«Прометей» — это фильм, который значительно взволновал поклонников «Чужого». Изначально он планировался как приквел, однако позднее превратился в отдельный научно-фантастический проект. Возникло множество вопросов о том, будет ли этот фильм связан с вселенной «Чужого».
Связь действительно оказалась непосредственной. Однако на этапе разработки всё было покрыто завесой тайны, что только подогревало интерес.
Здравствуйте! Вы на канале ShadowTavern! Сегодня мы обсудим, как образ Прометея менялся при переходе от одного сценариста к другому.
Устраивайтесь комфортно и наслаждайтесь чтением!
===========
В поисках истоков
Идея создания приквела к фильму «Чужой» появилась ещё в конце 70-х годов. В декабрьском номере официального журнала Alien за 1979 год рассматривалась возможность разработки предыстории, которая бы освещала жизнь Космического Жокея и завершалась бы на момент, когда экипаж «Ностромо» прибывает на место действия. Однако вскоре от этой задумки отказались, так как последующие сиквелы значительно изменили направление повествования, отдаляясь от этой загадочной фигуры.
Тем не менее, Ридли Скотт с самого завершения работы над первым фильмом мечтал глубже раскрыть историю «Чужого». В интервью журналу Omni’s Screen Flights/Screen Fantasies в 1984 году он выразил желание узнать больше о происхождении этого существа.
Чужой — это загадочное существо, которое вызывает множество вопросов о своем происхождении. Чтобы понять, откуда оно пришло, необходимо исследовать различные миры и цивилизации. Существует мнение, что Чужой мог быть представителем древней расы, возможно, одним из немногих оставшихся потомков вида, который сам себя уничтожил. Эта идея открывает множество возможностей для размышлений о том, как такие цивилизации могли существовать и что привело их к гибели.
В последующие годы Ридли Скотт неоднократно подчеркивал своё стремление вернуться к франшизе, чтобы глубже изучить персонажа Космического Жокея.
В комментариях к DVD-изданию «Чужого» в честь 20-летия фильма он продолжал размышлять о таинственной личности этого персонажа:
Я всегда мечтал вернуться в мир «Чужого», чтобы разобраться, кто такие Жокеи и как возникли яйцеклады. В моем представлении это был боевой корабль некой цивилизации, а яйца представляли собой грозное биомеханическое оружие.
Джон Спейтс и Чужой 01: Основной сюжет
После холодногоReception фильма Чужой: Воскрешение в 1997 году франшиза была надолго приостановлена. Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон и Сигурни Уивер изредка обсуждали возможность создания новых проектов, однако реальные шаги к разработке нового фильма начали предприниматься только спустя десять лет — в 2009 году.
В то время Джон Спейтс, автор сценариев к фильмам «Пассажиры» и «Тень 19», был приглашён на встречу с президентом компании Scott Free Майклом Костиганом для обсуждения возможных идей. В процессе беседы Костиган затронул тему приквела к «Чужому», который Ридли Скотт собирался снять, но не мог подобрать подходящий сюжет.
Спейтс вспоминает:
Я совершенно не ожидал такого вопроса, но как только он был задан, мне стало ясно, что у меня уже есть четкая мысль на этот счет. И я стал импровизировать.
В течение 30-40 минут Спейтс подробно рассказывал о неразрешимых загадках фильма «Чужой», включая тему Космического Жокея, которую как раз и намеревался исследовать Скотт.
Необходимо вернуться к разрушенному кораблю и к Космическому Жокею — мертвому великану с хоботом и костянистым телом.
После встречи Костиган попросил Спейтса зафиксировать его идеи (под названием «Чужой 01: Основной сюжет»), чтобы передать их Ридли Скотту. Уже через две недели концепция дошла до руководства 20th Century Fox и дала старт процессу производства фильма.
От Чужого: Инженеры к Прометею
О начале работы над приквелом к «Чужому» впервые сообщил Тони Скотт, брат Ридли. В мае 2009 года, в интервью для Collider, он отметил, что режиссером проекта станет Карл Ринш, который является одним из рекламных режиссёров студии Scott Free.
В конечном итоге режиссёром был назначен Ридли Скотт. 20th Century Fox изначально испытывали сомнения относительно успеха проекта без его участия, и именно возобновившийся энтузиазм Скотта сделал этот выбор очевидным.
Джон Спейтс завершил первый черновик сценария за три с половиной недели, что стало его личным достижением. В течение следующего года он разработал ещё четыре значительно переработанные версии, а также множество промежуточных вариантов. К апрелю 2010 года Спейтс работал над четвертой версией, получившей название Чужой: Инженеры. Именно она впоследствии утекла в интернет, и многие статьи, которые можно найти на моем канале, были написаны на основе этого варианта.
Когда сценарий стал доступен, портал Alien vs Predator Galaxy провёл интервью со Спейтсом, который подтвердил, что это был один из последних, но не окончательных вариантов. В дальнейших версиях сценария было исключено множество сцен с персонажем Вейландом и подводными раскопками остатков древних цивилизаций.
После того как Дэймон Линделоф присоединился к проекту в середине 2010 года, сценарий начал называться «Чужой 0».
В фильме «Чужой: Инженеры» главные герои — Уоттс (впоследствии ставшая Шоу) и Холлоуэй — находят доказательства инопланетного влияния на эволюцию Земли и человечества. Они убеждают Вейланда выделить средства для экспедиции на планету, которую считают родиной этих Инженеров.
На LV-426 они обнаруживают терраформирующие станции и лаборатории, где наталкиваются на прототипы Чужих, а также на классических ксеноморфов, скрывающихся в грузовом отсеке корабля Джаггернаут.
В ходе создания приквела название менялось несколько раз: от «Чужой: Инженеры» и «Чужой: Гробница богов» до «Рай» и «Прометей». В документальном фильме на Blu-ray-версии «Прометея» Спейтс уточнил, что окончательное название было выбрано потому, что основной акцент сюжета стал сделан на Инженерах, в то время как Чужие отошли на задний план.
В конечном итоге космический корабль Магеллан получил новое имя – Прометей, что подчеркивает его связь с мифологией.
Инженеры и человечество
В процессе работы над фильмом Ридли Скотт выдвигал различные идеи, которые Спейтс старался гармонично интегрировать в сценарий. Одним из центральных замыслов стало глубокое взаимодействие сюжета Космического Жокея с историей человечества.
Спейтс акцентировал внимание на том, что для того, чтобы сделать историю Жокеев увлекательной и эмоционально насыщенной, необходимо установить связь с людьми. В документальной картине он отметил:
Они не должны быть лишь чуждыми созданиями из других миров. Их прошлое должно помочь нам познать самих себя.
Эта идея легла в основу фильма, в котором переплетаются темы создания и эволюции: инженеры, человечество, Чужие и синтетическое существо Дэвид 8.
LV-426, Джаггернаут и новые формы жизни
Хотя основы сценария Спейтса остались неизменными, в процессе работы Линделофа произошли значительные изменения в деталях. Например, первоначально события происходили на LV-426, но позже локация была изменена на LV-223. Кроме того, изменились роли пирамид и космического корабля.
В ранних версиях экспедиции Магеллана экипаж наткнулся на тот же маяк, что и Ностромо спустя много лет, и приземлился на LV-426 для изучения wreckage корабля. В ходе исследовательской миссии команда находила останки Инженеров и одного выжившего члена экипажа, наряду с предками ксеноморфов.
Позже пирамиду совместили с заброшенным судном, которое было укрыто под землёй и получило название Джаггернаут.
Приход Дэймона Линделофа
Когда Спейтс завершил четвертую редакцию сценария (около апреля 2010 года), стартовал процесс подбора съемочной группы и началась активная работа над оформлением фильма.
Он регулярно посещал художественную студию, где обсуждал с мастерами различные сцены, а на следующий день мог увидеть их визуализацию, что вдохновляло его на дальнейшую работу над проектом.
Майкл Элленберг, исполнительный продюсер фильма «Прометей», в документальном проекте «Разгневанные боги: завоевание рая» подметил, что разработка концепции фильма была похожа на создание сценария, и этот процесс происходил одновременно с написанием нового текста.
Когда к проекту присоединился Дэймон Линделоф, команда уже находилась в процессе подготовки к съемкам. Несмотря на то, что Спейтс создал первоначальный вариант сценария, студия решила привлечь более именитого сценариста для его доработки. Линделоф, который стал известен благодаря сериалу «Остаться в живых», вошел в проект в тот момент, когда студия приняла решение акцентировать внимание на Инженерах и уменьшить значимость ксеноморфов в сюжете.
В интервью Том Ротман, CEO 20th Century Fox, отметил, что именно его настойчивость в изменении направления сценария сыграла ключевую роль, так как создать очередной фильм о Чужих было бы слишком просто.
Студия стремилась создать нечто новое и оригинальное, что лучше отражало бы обширные идеи Ридли Скотта.
Новое видение
Когда Линделоф ознакомился с последней версией сценария Спейтса, он увидел, что фильм всё ещё слишком сильно полагается на традиционные составляющие франшизы, такие как ксеноморфы и сцены с грудоломами. Линделоф предложил переключить внимание на новые идеи и персонажей, а также значительно расширить роль Инженеров. В своём ответном письме Скотту он отметил, что в сценарии Спейтса есть множество удачных моментов, но важно акцентировать внимание на оригинальности, избегая повторения устаревших тем.
После этого Линделоф провел встречу с Ридли Скоттом и другими продюсерами, на которой поделился своими мыслями. Они приняли его предложения, что стало отправной точкой для новой стадии работы над сценарием.
Прометей обретает форму
В течение следующих недель Линделоф проводил несколько часов в день, обсуждая с Ридли Скоттом нюансы сюжета. Одной из центральных концепций, которую стремился реализовать Скотт, была многозначность фильма, в котором многое оставалось бы на усмотрение зрителей. Именно этот подход сделал Линделофа известным благодаря «Остаться в живых», и, по его собственным словам, именно он стал определяющим фактором для выбора его на работу над «Прометеем».
К осени 2010 года Линделоф завершил свой вариант сценария, сохранив множество основных элементов работы Спейтса, но исключив традиционных Чужих, оставив только намёки на их присутствие. Фокус сценария сместился на Инженеров, их историю и процесс создания человечества.
===========
На этом у меня все на сегодня. Благодарю вас за внимание! Если вам понравился выпуск, не стесняйтесь делиться ссылкой с друзьями, подписываться на канал и нажимать кнопки под статьей 🙂
Не забудьте подписаться на мой Telegram-канал! Там вы найдете фотосессии, кадры со съемок, актуальные новости и многое другое!
Жду встречи в следующем выпуске! До свидания!
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Слушайте, а вдруг этот Чужой — просто очень продвинутый турист, который слишком увлёкся исследованием галактики и забыл вернуться домой на обед? И теперь Ридли Скотт,
Конечно, он просто заблудился! «Где мой обед?» — вот и весь сюжет! Чужой — турист с амбициями! 😂
Космический Жокей с хоботом — это как раз то, чего не хватало в моём утреннем кофе!
Ну да, космический жокей с хоботом — это прям must-have для кофе! 😄 Не забудь ссылку друзьям скинуть!
Линделоф, как настоящий инженер сюжета, решил, что старые темы — это не для его «Прометея»!
Ридли, ты как космический Жокей — загадочный, но яйца у тебя точно не биомеханическое оружие!
В «Чужом: Инженеры» герои нашли инопланетные секреты, а я нашёл отличный повод для попкорна!