Обзор триллера «Пила. Джокер» (2024, DarkGame)
Сразу отмечу, что этот фильм не произвел на меня позитивного впечатления. Я нахожу его полностью вторичным и лишенным интереса. Поделюсь здесь краткой и немного беспорядочной записью, скорее напоминающей жалобу, о своих впечатлениях.
Триллер Ховарда Дж. Форда, посвящённый преступлениям в даркнете, неожиданно получил в переводе название «Пила. Джокер». Сразу стало ясно, что в сюжете можно ожидать что-то, отдалённо напоминающее действия Джона «Пилы» Крамера, что, возможно, и повлияло на выбор первого слова в локализации. Однако, каким образом здесь оказался Джокер? Между ними нет ничего общего. Почему просто не назвать фильм «Тёмная игра»?
Фильм оказался весьма странным, и уже через 26 минут я начала скучать. Я четко запомнила этот момент, после которого только ужасалась от мысли, что до конца ещё очень долго.
Сюжет
В Портленде исчезают случайные люди, не имеющие между собой никаких связей, и вскоре их можно увидеть в трансляции садистского шоу «Русская Рулетка» в даркнете. Эксцентричный организатор и ведущий этого шоу, известный как The Presenter (в исполнении Эндрю П. Стивена), носит маску с орлиным клювом, прикрывающую верхнюю часть его лица, а оператор акцентирует внимание на его постоянно влажных губах. Это, вероятно, художественный прием, добавляющий отвратительности его образу. Презентер заставляет своих жертв участвовать в играх, таких как камень-ножницы-бумага, рулетка или бросание тяжелых мячей друг в друга. Проигравший в этих ужасных состязаниях подвергается жестоким наказаниям, которые фактически могут завершиться казнью. Способ исполнения наказания выбирается одним из зрителей, предложившим самую высокую ставку.
Расследование ведёт упорный, нервный и сдержанный детектив Бенджамин Джейкобс, которого играет Эд Вэствик. Он совершенно погружён в свою работу и практически не обращает внимания на свою беременную жену, верящую, что их дочь с нетерпением ждет появления в этом чудесном солнечном мире. Однако её супруг постоянно уходит из спальни по первому звонку коллег, даже когда она просит его не отвечать на рабочие вызовы. Для него работа важнее, чем семейные дела, что наглядно показывает, что этот светлый мир на самом деле не существует, и жизнь их ребёнка под угрозой. В окружении, где нельзя доверять никому – ни коллегам, ни полиции и ФБР, которые непонятно чего защищают, ни локализаторам, переводящим названия фильмов без должной тщательности.
Как я поняла идею фильма
Смысл фильма заключается в том, что жестокость имеет циклический характер, и люди зачастую тянутся к ужасным событиям, влияющим на тех, кто им незнаком. Они с удовольствием наблюдают за трансляциями откровенной, бессмысленной жестокости, развертывающейся перед их глазами. Эти сцены изображаются с особой отталкивающей грубостью, чтобы подчеркнуть этот контраст – личные встречи становятся несущественными, стол в ресторане может подождать, а спокойный семейный вечер уступает место нечто удивительному на экранчике. Презентер называет это «экраном страха», акцентируя внимание на том, как это захватывает зрителей.
Фильм также подчеркивает, что в сознании зрителей существует некая уверенность: всё, что происходит на экране, — это всего лишь актерская игра. Никто не умирает на самом деле, а проливающаяся кровь — всего лишь кетчуп. Эта вера в постановочность событий служит своего рода оправданием для повышенного интереса и продолжения просмотра.
Но сам фильм оставляет удручающее впечатление
Однако весь фильм оказывается совершенно ужасным и невыносимо скучным. Детектив Бенджамин Джейкобс проявляет такую настойчивость, потому что сам стал жертвой маньяка. В 14 лет он пережил ужасную трагедию: его мать и сестра были жутко убиты тогда еще действующим преступником Барри Бэйли. Теперь он, естественно, настроен устранить любого, кто посмеет угрожать невинным людям.
Презентатор испытывает огромную страсть к шоу и спектаклям, что является его личной прихотью. Он стремится привлечь как можно больше зрителей, и в фильме не раскрываются более глубинные причины его жестокости. Хотя можно было бы сделать отсылки к какому-то травмирующему событию из его детства, которое могло бы объяснить его склонность к насилию, превратившему его в конферансье на этом «балу жестокости». Удивительно, что у маньяка отсутствует логика в его поступках – жертвы случайны, и он ничем не заинтересован в них, они не имеют никакой связи между собой. Тем не менее, он задаёт им вопрос о том, почему их жизнь имеет такое значение, намекая, что они настолько незначительны, что не стоит бороться за своё существование.
Заключённый Реннир Ларч (в исполнении Рика Йейла), которого полиция обращает за помощью, стремится занять место нового Лектера или Эда Гейна, но в мире киберпреступности. Этот Ларч, пойманный Беном Джейкобсом три года назад, является выдающимся специалистом в области IT, легко ориентируется в даркнете и с удовольствием дразнит Джейкобса, нажимая на самые больные места – что явно отсылает к играм Ганнибала с талантливой Клариссой Старлинг.
В «Пиле», откуда заимствованы идеи наказаний, присутствовал определённый смысл. Джон Крамер не просто мстил за безответственность; он старался научить урок тем, кто с ним поступал неблаговидно. Потеряв здоровье, Джон стремился показать людям, как глупо они тратят свою жизнь на наркотики, преступления, измены и мошенничество. Он сам уже не мог планировать своё будущее, в то время как другие, имея такую возможность, не ценили свою жизнь. В DarkGame же Презентер просто развлекает себя и зрителей. За маской с орлиным клювом нет ничего глубокого (по крайней мере, это не было раскрыто).
В какой-то момент расследование начинает выглядеть весьма абсурдно, и, вероятно, это связано с недостатком мастерства режиссера. Зрителям демонстрируется выпуски «Русской рулетки», где участники играют в камень-ножницы-бумага, и эта запись оказывается в руках полиции. Стражи порядка в страхе наблюдают за происходящим. Затем снова показывают эфир с последующими зверствами под управлением Презентера, и полицейские продолжают следить за происходящим. Весь фильм сводится к подсчету жертв, потерянных полицейскими, так как действия периодически прерываются эфирами и просмотрами. Настоящего расследования, за которым было бы интересно наблюдать, по сути не происходит.
Вопросы к сценарию
Шоу в прямом эфире «Русская рулетка» транслируется в даркнете, однако его смотрят зрители со всего мира, как будто это обычное телешоу. Его аудитория разнообразна: взрослые, подростки и даже дети, которые тайком следят за трансляцией из своих кроватей. Это вызывает вопрос: как же именно осуществляется доступ в даркнет? Как столько людей смогли подключиться к эфиру? Неужели они все входят в одну закрытую группу — это кажется невозможным из-за такого большого числа зрителей. Сначала сообщается, что 238 участников делают ставки, а затем Презентер с удивлением отмечает, что численность зрителей выросла до десяти миллионов. Интересно, откуда же они все взялись?
Специалист по IT в полиции (всего один) и присоединившиеся к расследованию представители ФБР не могли определить местоположение по доступным данным, в то время как обычные граждане по всему миру смотрят шоу на своих устройствах. Неужели это не вызывает противоречия? В фильме упоминается, что видео публикуется через прокси-сервер в даркнете. Полицейские просматривают каждый эфир после его отслеживания IT-отделом, в то время как другие люди имеют доступ к этим трансляциям без ограничений. Это вызывает у меня недоумение.
У меня остался главный вопрос о том, каким образом полиция получила сигнал о местоположении студии, где снимается шоу «Русская рулетка». Катя Волкова, которую сыграла Наталья Цветкова, успешно завершила свой первый рабочий день в ювелирном магазине, после чего управляющая подтвердила её соответствие требованиям.
В конце рабочего дня коллега Кати, Софи, пригласила её в бар, чтобы отметить успешное прохождение испытания. В заведении Катя поделилась, что живёт в Америке уже год, сбежав от жестокого мужа из Москвы, и у неё есть сын Лев, которого она affectionately называет котёнком. После того как девушки разошлись, Катя стала жертвой нападения и оказалась запертой в неком бункере, где ожидают своей судьбы жертвы Презентера. Там же стало известно, что за эфиром наблюдает полицейское управление Портленда, и Презентер каким-то образом знал, как Катя называет своего сына, хотя сама она этого не упоминала. Осознав, что полиция следит за шоу, Катя решила подать им сигнал о помощи. Презентер всегда задаёт вопросы своим жертвам, и когда очередь дошла до Кати, она перечислила тех, кто ей по-прежнему дорог, включая своих коллег.
В своей речи она упомянула, что «скучает по коллегам». Бенджамин, несколько раз переслушав запись, наконец-то заметил эту фразу и сложил два плюс два – Катя проработала всего один день и не могла скучать, следовательно, это был сигнал. В ювелирном магазине Бенджамин встретил Софи, которая очень ловко скрывала свои намерения. Она обманула его, заявив, что у злоумышленников есть её сын, и указала адрес склада, где производится эфир.
Самое удивительное для меня, что в такой стрессовой ситуации Катя связала свои случайные встречи с Софи, которой она доверила личные сведения, с произошедшими событиями. Она осознала, что Софи может взаимодействовать с Презентером?
В таком случае теряется логика в отборе жертв для шоу. Если до этого похищались случайные люди, не имеющие ничего общего, то почему именно Катю выбрала Софи? И где же находилась Софи во время других похищений?
Почему только у Кати выжгли клеймо с логотипом шоу на ляжке, а остальные участники не упоминали об этом? Это наводит на мысль, что у Презентера существует какой-то свой принцип.
Финал триллера оставляет ощущение, что история продолжится. Полиции так и не удалось разоблачить Презентера — он мастерски их обманул. Этот фильм полностью запутал меня.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Этот Ларч — просто гений IT, с юмором Ганнибала!
«Ларч — гений, точно! Как он узнал про Катю? Может, Портлендская полиция тоже в его фан-клубе? 😂»
«Ну, если Ларч — гений, то я, видимо, Джокер! Однако, каким образом здесь оказался Джокер? Между ними нет ничего общего. Почему просто не назвать фильм «Тёмная игра»? Хотя,
Как я поняла идею фильма: жестокость, как пирожки на уличной ярмарке, всегда привлекает зрителей!
«Да, жестокость, как пирожки! А Бенджамин, похоже, просто не заметил, что это не ювелирка!»
Катя скучает по коллегам? Да она их всего один день видела! Неужели Бенджамин не в курсе?
Как же в даркнет попасть? Там, похоже, только один IT-шник и миллион зрителей — это как в сказке!
Да, похоже, даркнет — это как закрытая вечеринка для всех! Вход только по паролю от Wi-Fi. 😂