Выберите страницу

“Ли” (2023, Lee): Жизнь в образах

“Ли” (2023, Lee): Жизнь в образах

Обновление от 4 октября: В локализованной версии название фильма представлено как «Великая».

***

«Ли» — это биографическая драма, посвященная жизни фотокорреспондента Элизабет «Ли» Миллер. В 19 лет она обрела известность в США, став девушкой на обложке журнала Vogue. Однако вскоре ей надоело быть просто моделью, и она захотела трудиться по ту сторону камеры. Это желание привело ее в Париж, где она встретила Мана Рэя и стала его ученицей, любовницей и музой.

“Ли” (2023, Lee): Жизнь в ‘картинках’
“Ли” (2023, Lee): Жизнь в ‘картинках’
Ман Рэй (Эммануэль Радницкий) – авангардный художник, визуальный мастер, фэшн-фотограф и портретист, который стал известным благодаря своим уникальным фотографическим произведениям. Его страсть к Ли Миллер, младшей на 17 лет, едва не свела его с ума и послужила вдохновением для создания ряда его самых знаменитых работ.
Их роман подошёл к концу, когда Ли вернулась в США, чтобы запустить свою фотостудию. Однако она и Ман Рэй продолжили оставаться друзьями.

Впервые я узнала это имя из антиутопического триллера «Падение империи» (Civil War), созданного режиссёром Алексом Гарлендом. В одной из сцен героиня Кирстен Данст, играющая Ли Смит, упоминает, что её назвали в честь Ли Миллер — известной военной корреспондентки. Эти две персонажа, Смит и Коллин, олицетворяют дань уважения одной из величайших военкоров США. Они обладают самоотверженностью, преданностью своему делу и бесстрашием, а также неким безумством, которое помогает им преодолевать страх. Игнорируя опасности, они ставят на первое место задачу донесения правды до общества.

“Ли” (2023, Lee): Жизнь в ‘картинках’

Режиссёром данной драмы стала Эллен Кёрас, а главную роль исполнила Кейт Уинслет. Кёрас известна прежде всего как оператор и пользуется признанием в этой области. С 1999 года она является членом Американского общества кинооператоров (ASC), а в 2022 году удостоилась почётной награды Lifetime Achievement Award, став первой женщиной-оператором, получившей эту награду. Она трижды становилась лауреаткой призов за лучшее операторское мастерство на кинофестивале Sundance за свои работы в фильмах «Обморок» (1992), «Анджела» (1995) и «Персональное ускорение» (2002). Среди её самых известных проектов можно выделить такие фильмы, как «Вечное сияние чистого разума», «Кофе и сигареты», «Фран Лебовитц. Ораторское искусство» Мартина Скорсезе, «Анализируй то» с Робертом Де Ниро и «Кокаин» с Джонни Деппом и Пенелопой Крус.

Режиссёр Эллен Кёрас активно трудится на телевидении, снимая эпизоды для различных сериалов в команде с другими режиссёрами, такими как «Академия Амбрелла», «Озарк» и «Изобретая Анну». Биографическая драма «Ли» является её первым самостоятельным художественным полнометражным проектом. Ранее она выпускала полнометражный документальный фильм 2008 года «Предательство» (The Betrayal – Nerakhoon), но в нём она работала вместе с другим режиссёром.

Концепция биографической драмы

Биографическая драма «Ли» предлагает интересную концепцию. В центре сюжета находится Энтони Пенроуз, сыгранный Джошем О’Коннором, который пытается разобраться в отношении со своей знаменитой и холодной матерью, Элизабет Миллер. Ли сама не верила, что сможет стать матерью, ведь врачи уверяли её в бесплодии. Тем не менее, когда у неё родился Энтони, она стала воспринимать его как источник своей боли, и впоследствии он всю жизнь испытывал чувство вины за то, что матери приходилось поддерживать дистанцию между ними. Ли Миллер родила своего единственного сына в 40 лет, но посвящала ему мало времени, поскольку страдала от депрессии и алкоголизма.

Его воспитывала няня, и первые воспоминания связаны именно с ней. Ли часто путешествовала, поэтому заботу о ребёнке взял на себя другой человек. Как отмечает Энтони, у Ли “не было обычного материнского инстинкта”. Он не подразумевал, что она была плохой, просто она была рассеянной и сосредоточенной на своих собственных делах. Позже он стал называть своих родителей по именам.
В реальной жизни Энтони Пенроуз отмечал, что одним из значительных достижений его матери стало самостоятельное избавление от алкоголизма. Она смогла достичь этого успеха, вернулась к трезвому образу жизни и заново открыла в себе талант кулинарии.

Фильм открывается сценой, где молодой человек готовится провести интервью с Ли Миллер, при этом сразу не уточняется, кто он. Действие происходит в 1977 году в доме Фарлис, расположенном в Восточном Суссексе, и, как указывает биография, именно в этом году Ли Миллер покинула этот мир.

“Ли” (2023, Lee): Жизнь в ‘картинках’

Ли предпочитает не углубляться в детали своей работы и избегает рассказов о себе. Однако, в конце концов, она, вроде бы в шутку, а может и всерьёз, предлагает “сделку” – интервьюер должен поделиться своими историями.

В течение своей жизни Ли Миллер постоянно утверждала, что не сделала ничего, достойного обсуждения. Её сын Энтони отмечает, что, когда её спрашивали о работе военным корреспондентом в журнале Vogue, она всегда отвечала, что почти ничего не произошло, это не имело значения и все материалы были уничтожены. Вместо этого она охотно делилась воспоминаниями о Пикассо, Мане Рэе и Париже 30-х годов.

В конце Ли показывает Энтони коробку с памятными вещами: локон волос после первой стрижки, первую книжку, которую она читала ему, и его первый рисунок. В этот момент становится ясно, что этот молодой человек — её сын. Энтони осознаёт, что мать любила его так, как могла, и большего у неё не было возможности дать: «Я не была хорошей матерью, но я старалась». На вопрос, почему она никогда не говорила ему об этом, Энтони не получает ответа. Он оборачивается в её сторону, но в комнате больше нет Ли — только множество старых фотографий и негативов, представляющих собой огромный архив её работы.

Если вернуться на несколько минут назад в этом эпизоде, можно заметить момент, когда Энтони, держа в руках негатив, смотрит вперед. При этом напротив него всё ещё сидит Ли, но его взгляд устремлён в сторону, как будто в пустоту. Сначала я не поймала этого, но после повторного просмотра пришла к выводу, что Энтони, возможно, всё это время был один в комнате. Он просматривал архив фотографий, которые помогли ему сложить представление о работе его матери — фотокорреспондента во время Второй мировой войны. Она побывала в Нормандии, где документировала работу полевых врачей, была в Париже во время его освобождения, а также вместе с коллегой Дэви Шерманом из журнала Time посетила лагеря Дахау и Бухенвальд, запечатлевая последствия нацистских зверств. Таким образом, для Энтони она всегда оставалась загадкой. Точного ответа он так и не получит, но теперь, собрав по крупицам воспоминания, он начинает понимать, кем была его мать и что она всё-таки любила его.

Версия того, что Энтони всего лишь воображал разговор с матерью, может оказаться правдой, учитывая, что титр в конце фильма сообщает о том, что он нашёл фотографии, спрятанные на чердаке, лишь после смерти Ли. Энтони оборачивается, чтобы взглянуть на комнату, где все поверхности усыпаны снимками, что визуально отражает финальные титры. Благодаря этим фотографиям он смог глубже понять свою мать.

На чердаке хранилось 60 000 негативов и фотографий. В результате Энтони Пенроуз создал в доме Фарлис, расположенном в Восточном Суссексе, музей и архив, посвящённые творчеству Ли Миллер и её мужа, английского сюрреалистического художника Роланда Пенроуза.

Слабое место драмы

Несмотря на увлекательную идею, в целом фильм выглядит как набор случайно подобранных сцен, которые просто перечисляют различные события из жизни. Без предварительного знакомства с Ли Миллер, моделью, ставшей фотокорреспондентом, мне было бы трудно разобраться в том, что происходит на экране. Безусловно, её мужество и сила бросаются в глаза, и очевидно, что кинематограф увековечивает ещё одну героическую женщину, отдавая дань уважения талантливой личности.

Мне кажется, что главной целью данного фильма была критика высшего государственного управления (вне зависимости от страны), и суть её заключается в том, что лидеры предпочитают замалчивать правду из-за чувства стыда.

В фильме эта мысль появляется ближе к финалу, когда фоторепортаж Ли Миллер о лагерях смерти Дахау и Бухенвальд в 1945 году не был опубликован в свежем номере журнала Vogue. Разгневанная Ли пришла в редакцию и начала рвать свои негативы, утверждая, что в них нет смысла, ведь никто их не увидит. Её подруга и редактор Одри Уитерс (в исполнении Андреа Райзборо) попыталась успокоить её, объясняя, что она прилагала усилия, чтобы убедить министерство в необходимости включить эти фотографии в журнал. Но ей ответили отказом, заявив, что людям нужен покой, они должны жить дальше, а эти ужасные изображения только расстроят их.

Ли Миллер, немного успокоившись, поделилась с Одри историей из своего детства, когда, в семилетнем возрасте, она стала жертвой сексуального насилия со стороны друга семьи. Когда её матери стало известно о произошедшем, она испытала сильное смущение и попросила дочь никому не рассказывать об этом. Рассказывая эту историю, Ли словно сопоставила действия министерства, правительства и других властных структур с поведением своей матери, которая предпочла игнорировать ужасный инцидент, хотя на самом деле это было страшным событием. “Это происходит постоянно, и им это сходит с рук”. Министерство, запретившее публиковать фотографии из лагерей, на самом деле лишь пыталось скрыть своё стыдливое отношение к тому, что подобное возможно. Таким образом, это не забота о восприятии читателей, а низкая попытка прикрыть собственные грехи, трусливое замалчивание. Этот эпизод оказался очень эмоциональным и впечатляющим, чего не хватало всему фильму.

“Ли” (2023, Lee): Жизнь в ‘картинках’
“Ли” (2023, Lee): Жизнь в ‘картинках’
“Ли” (2023, Lee): Жизнь в ‘картинках’

Хотя фильм носит имя Элизабет «Ли» Миллер, он не передаёт всех оттенков её жизни. Ли была не только моделью, но и талантливым фотографом, журналистом, верной подругой и матерью, хотя и с некоторым эмоциональным дистанцированием. Однако, лента фокусируется преимущественно на её участии в войне, где царят безразличие, разрушение и звуки снарядов. Вернувшись с фронта, она испытала глубокое разочарование и написала своему мужу: “Спокойствие в мире жуликов, лишённых чести, совести и стыда, – это не то, за что мы боролись” (Peace with a world of crooks who have no honour, no integrity and no shame is not what anyone fought for).

Если верить сюжету драмы, Энтони Пенроуз осознал, что его мать на самом деле любила его, что принесло ему утешение. Однако зрителю представлено довольно мало информации о ней как о личности.

Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers

Об авторе

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *