«Идеальный мужчина» (2015, Un homme idéal): Обманщик, обманщик.
Триллер «Идеальный мужчина» повествует о молодом грузчике, мечтающем стать писателем. Однако для достижения своей цели он делает ошибочный выбор. Начав карьеру с обмана, он вскоре оказывается втянутым в круговорот лжи, где каждое новое заблуждение оказывается ещё более серьезным, чем предыдущее.
Это первая совместная работа режиссёра Яна Гозлана и актёра Пьера Нинэ. Их следующим проектом стал также триллер под названием «Чёрный ящик» (2020, Boîte noire), в котором ложь занимает центральное место в сюжете. Однако на этот раз герой Нинэ стремится раскрыть правду, а не замалчивать её.
В обоих фильмах персонажа Пьера Нинэ зовут Матьё Вассёр (Mathieu Vasseur). Яну Гозлану очень понравился процесс работы с этим актёром, и он решил дать его героям одно имя, чтобы продемонстрировать, как разнообразно Нинэ может передавать разные состояния в зависимости от сценарных условий. Он способен превращаться в совершенно разных людей — как аморальных, так и благородных, несмотря на одинаковое имя.
Сюжет
Матьё Вассёр, которого играет Пьер Нинэ, 26 лет. Он живёт в Париже и работает грузчиком, освобождая квартиры покойников без близких родственников. В свободное время он стремится написать роман, который сможет привлечь внимание издательства. Его первая рукопись под названием «Грузчик» была отклонена, и причина отказа так и осталась неясной. Новые идеи постоянно ускользают, и Матьё сидит перед пустым листом с мигающим курсором, а вдохновляющее наставление Стивена Кинга: «Пиши каждый день по 2500 знаков» не приносит результата.
При очередной разборке старой квартиры, где требовалось убрать мебель и вещи, Матьё обнаруживает толстую тетрадь, тщательно исписанную и принадлежащую Леону Вобану. Внутри оказывается его военный дневник, датированный 1958 годом и посвященный Алжиру. Матьё решает забрать этот дневник с собой.
Дома он ознакомился с текстом и у него возникла мысль перепечатать работы Вобана и предложить их издательству. Так был написан роман «Чёрный песок», а на литературной арене появился талантливый автор Матьё Вассёр.
Проторенные ‘тропы’, которыми следует триллер “Идеальный мужчина”
Триллер “Идеальный мужчина” представляет собой смесь элементов из нескольких известных фильмов: он содержит черты “Талантливого мистера Рипли” (1999) Энтони Мингеллы, отсылки к “Матч-Пойнт” (2005) Вуди Аллена и некоторые аспекты “Слов” (2012) Брайана Клагмана и Ли Стернтала.
Мингелла демонстрирует, как рискованно использовать чужую личность и опыт для построения своей собственно истории и идентичности. На примере Тома Рипли видно, что без глубокого самопознания человеку остается лишь заимствовать черты других, что может привести к серьезным последствиям. Вуди Аллен размышляет о значении удачи в жизни, отмечая, что многие обстоятельства находятся вне контроля человека, и порой только везение способно прийти на помощь. Главный герой Крис Уилтон показывает, что даже запутавшийся человек, как он, может значительно выиграть за счет удачи. В драме Клагмана и Стернтала рассматривается вопрос выбора: становится ли этот выбор честным и благородным, придаёт ли он жизни смысл и как влияет на её качество.
В триллере Яна Гозлана главный герой Матьё Вассёр беззаботно присваивает чужую историю, присоединяя к себе переживания другого человека. Он легко переносит на бумагу слова и события, которые ему не принадлежат, даже не осознавая их истинного значения. По сути, он недооценивает опыт военного Леона Вобана, считая его просто набором слов, на которых можно извлечь выгоду. Судя по записям, иллюстрациям, вырезкам и фотографиям в тетради, Леон Вобан, похоже, сам намеревался представить свою рукопись в издательство, но что-то помешало ему завершить это дело. В отличие от него, у Матьё не было никаких сомнений относительно этой рукописи, особенно учитывая отсутствие связей и то, что его собственные тексты отклоняются без объяснений.
Литературный рынок, постоянно нуждающийся в талантливых авторах, с восторгом принял молодого писателя с его глубоким сюжетом и зрелым, резким стилем. Однако существует и другая проблема: оказывается, восемьдесят процентов посетителей мероприятий, посвящённых новым книгам, вовсе не читают. Как отмечает Элис Фурсак, возлюбленная Матьё Вассёра, это довольно печально. Тем не менее, удача всё же находит своего героя – ведь некоторым, даже среди равнодушных, всё же нужны качественные тексты. Для Вассёра удача особенно редка — он сам не много читает, не знает стилей других авторов и не имеет любимых тем для длительных обсуждений, но тем не менее оказался в литературной элите, проявив смекалку схимика. На его стороне оказался и молодой возраст, который резко контрастирует с событиями 1958 года в Алжире, описанными в его романе «Чёрный песок». Издателей просто поразил тот факт, что человек, которого не было на свете в те времена, смог так убедительно и точно передать переживания солдат.
Чужой текст превращается в уникальный шедевр, и с ним издательство подписывает самый выгодный контракт, о котором только можно мечтать. Все журналы стремятся взять у автора интервью, а его невеста Элис, настоящий литературный эксперт, вместе с родителями охотно восхищаются его успехом. Однако за этим восхитительным образом, составленным восторженными поклонниками, скрывается Матьё Вассёр — все тот же неумелый грузчик, который не в состоянии самостоятельно написать даже строчку. Он остался таким же мальчиком из рабочего класса, но теперь носит дорогие часы, щедро подаренные ему аристократкой невестой.
Хотя этот триллер не изобилует новыми идеями и оригинальными поворотами, он успешно захватывает внимание, заставляя зрителя с интересом следить за развитием событий. Матьё Вассёр наслаждался тремя годами жизни в окружении восхищения, но вскоре столкнулся с трудностями, когда издатель потребовал от него рукопись в обмен на щедро выплаченные авансы.
Первая часть фильма изображает путь Матьё к успеху за счёт присвоения чужих идей, тогда как вторая часть фокусируется на том, как его поступок порождает всё большее количество лжи. Каждые десять минут ситуация становится всё более запутанной, и на молодого человека накладывается всё больше проблем, в то время как его новая «семья» остаётся слепа к его истинной природе. Это вызывает интерес: когда же они поймут, что Матьё не так талантлив и честен, как им хотелось бы? Он не читает, не общается с коллегами, не пишет ничего нового и даже не делится мыслями о следующем романе, словно его просто нет. В действительности, его и нет: Матьё снова смотрит на пустой экран с мигающим курсором. Он не осознавал, что после выхода первого романа от него будут ожидать подобного второго. В результате ему пришлось импровизировать, чтобы сохранить свое хрупкое счастье на основе лжи.
Ян Гозлан сумел сохранить высокий уровень напряжения в своём триллере на протяжении всей истории. В нём отсутствуют ненужные сцены и лишние диалоги. Завершение романа отмечено сарказмом и остроумным юмором, напоминая стиль Вуди Аллена.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
«Даже грузчик с дорогими часами способен на триллер!»
«Грузчик с часами? Наверное, он в перерывах между搬家 пишет триллеры о покойниках! 😂📚»
«Грузчик с часами? Теперь понятно, почему триллеры такие захватывающие! Ложь — новая реальность!»