Фильмы, которые столкнулись с ужасающими испытаниями космоса.
Космос в кино – это захватывающе: он прострелен до предела яркими красками, и здесь можно устраивать грандиозные сражения с лазерным оружием. Что ещё необходимо для счастья? Однако существует одна проблема: космос, как мы все прекрасно понимаем, безмерен. Он настолько велик, что если вы решите отправиться в путешествие (не считая нескольких ближайших планет, где и не с кем повоевать), к моменту вашего прибытия вас уже не будет в живых.
Можно было бы предположить, что достаточно разогнаться вдоволь, и вот вы на месте, целы и невредимы. Однако здесь возникает проблема. Эта проблема, как учил нас Альберт Эйнштейн, заключается в скорости света.
Приветствую вас на канале ShadowTavern! В этом выпуске мы обсудим фильмы, которые смело покоряют космические просторы!
Устраивайтесь комфортно и наслаждайтесь чтением!
===========
Вернемся к теме скорости. В вакууме свет движется со скоростью почти 300 миллионов метров в секунду — этого достаточно, чтобы достичь Луны всего за чуть более чем секунду. Теперь представьте, что вы движетесь за светом со скоростью 150 миллионов метров в секунду. Если вы измерите скорость света, то увидите, что он всё равно отдаляется от вас со скоростью почти 300 миллионов метров в секунду. А если кто-то будет наблюдать за вами и светом, то заметит, что луч света удаляется от него с той же скоростью в 300 миллионов метров в секунду. Скорость света остается постоянной для всех, но для этого время должно протекать по-разному.
Этот феномен имеет два ключевых последствия. Первое: вы не сможете достичь скорости света. Второе: по мере того как вы приближаетесь к этой скорости, время для вас будет течь медленнее.
Большинство фильмов решают эту проблему с помощью таких концепций, как гиперпространство, варп-двигатели, квантовые скачки, двигатели невероятности и невообразимые измерения. В качестве более реалистичного подхода астронавты могут просто заснуть на долгие годы в процессе межзвёздного путешествия.
Лишь небольшое количество фильмов (удивительно малое) решилось заглянуть Эйнштейну в глаза и принять последствия, связанные с приближением к пределу скорости во вселенной. Давайте рассмотрим, как они справились с этой задачей.
Планета обезьян (1968)
Одним из первых фильмов, исследующих тему релятивистских космических путешествий, можно считать «Планету обезьян». В этом фильме вместо Эйнштейна представлена теория времени доктора Хаслайна. В начале картины персонаж Чарлтона Хестона поясняет, что из-за высокой скорости их космического корабля время для астронавтов будет течь медленнее, чем на Земле. Это в свою очередь приводит к главному сюжетному повороту: планета, на которую они приземляются — это Земля, только в далеком будущем, где три знакомых нам вида обезьян и homo sapiens общаются на отменном английском языке.
Этот сюжетный элемент объясняет, почему релятивистские космические путешествия так редко встречаются в кино. С одной стороны, перемещение со скоростью 99,9999999% от скорости света теоретически возможно и может свести к минимуму время полётов между звёздами в нашей галактике, сравнимое по длительности с морскими путешествиями под парусом, вместо ожидания смены целых цивилизаций. Но с другой стороны, это может показаться неоправданно сложным. Ваше повествование о космических путешествиях сразу же становится рассказом о путешествиях во времени. И не в том весёлом ключе, где вы возвращаетесь в прошлое, чтобы спасти эрцгерцога и предотвратить несколько войн. А в том более грустном свете, где все, кого вы знали, стареют и умирают в мгновение ока, а мир, оставленный вами, меняется до неузнаваемости.
Тёмная звезда (1974)
В этом фильме, созданном Джоном Карпентером по сценарию Дэна О’Бэннона, временные искажения не являются центральной темой сюжета. Упоминается лишь то, что за две десятилетия своей миссии по уничтожению планет-изгоев экипаж постарел всего на три года. Фильм использует недостатки релятивистских путешествий и превращает их в свои плюсы. Временная дилатация становится ещё одним ударом для героев, которые уже терзаются от изоляции. Их оторвали от близких и своих домов, чтобы выполнять рискованную и бессмысленную работу на корпорацию, которой нет до них никакого дела, и теперь к моменту их возвращения семьи и социальные связи также изменятся необратимо.
Многие считают, что «Тёмная звезда» послужила вдохновением для создания «Чужого». В этом фильме также присутствует внеземная форма жизни, которая передвигается по кораблю, хотя выглядит она как надувной мяч с ногами.
Чужой (1979)
«Чужой» — яркий пример того, как Голливуд обходит вопрос времени, прошедшего во время космических путешествий. В начале фильма показано, как экипаж пробуждается от гиперсна. Суть этого момента очевидна: это недорогие рабочие, которых их руководство без колебаний отправляет в космос на многие годы, передвигаясь со скоростью, уступающей скорости света.
В режиссёрской версии фильма «Чужие» становится ясно, что Рипли отправилась на миссию с надеждой вернуться к 11-летию своей дочери. Однако такое обещание трудно выполнить, если не игнорировать законы физики. Причина этой ситуации проста: Голливуд неохотно принимает сценарии, которые предполагают, что технологии будущего могут изменить человеческие отношения, особенно в семье, так как такие фильмы труднее продать зрителям. Хотя на протяжении всей истории человечества подобные изменения происходили с удивительной регулярностью.
Полёт навигатора (1986)
«Полёт навигатора» — это фильм, посвящённый изменениям в семейных отношениях, возникающим в результате космических путешествий с релятивистскими эффектами.
Один из самых удачных фильмов, стремившихся повторить успех «Инопланетянина», рассказывает историю юного Дэвида Фримена, похищенного инопланетянами и вернувшегося спустя много лет, оставаясь при этом таким же молодым. Его школьные друзья уже отпраздновали свои 40 лет, младший брат стал старшим, а родители восемь лет скорбели о сыне, которого, возможно, уже воспринимали как жертву маньяка. Музыка, некогда занимавшая верхние позиции в хит-парадах, уступила место бесформенной какофонии.
Итак, перед нами снова сюжет о путешествиях во времени, замаскированный под космическую одиссею. Фильм рассказывает о приключениях Дэвида и инопланетного робота, которые путешествуют по Америке, открывая для себя истину о человечности и дружбе. Однако, чтобы зритель получил желаемый хэппи-энд, столь привычный для Голливуда, «Полету навигатора» приходится немного изменить научные реалии. Дэвид не может просто адаптироваться к новому времени и новой семье. Для восстановления прежнего порядка Макс, управляя кораблем, преодолевает опасные молнии, чтобы вернуть Дэвида в тот самый момент, когда он исчез.
Интерстеллар (2014)
Фильм Кристофера Нолана о космических исследованиях является, вероятно, самым известным примером иллюстрации замедления времени. Стоит отметить, что создатели картины потратили немало усилий на реализацию этой идеи. В фильме для межзвёздного путешествия используется кротовая нора, и благодаря колоссальным скоростям и влиянию сильных гравитационных полей, на Земле проходят десятилетия, в то время как на борту космического корабля лишь несколько месяцев. «Интерстеллар» не только демонстрирует принципы замедления времени, но и представляет собой одну из наиболее точных с научной точки зрения визуализаций чёрной дыры на сегодняшний день.
Кроме того, фильм не использует банальный прием путешествия во времени, чтобы всё вернуть на свои места. В финале Мэттью Макконахи воссоединяется со своей дочерью, которая уже доживает свои годы, и темы волшебного обращения времени в обратном направлении или искупления тут отсутствуют. Тем не менее, благодаря научно обоснованной черной дыре, Макконахи может отправить сообщение в прошлое, в детство своей дочери, ведь космическая сила любви — или нечто подобное — придаёт сюжету форму парадокса самозарождения.
Базз Лайтер (2022)
Несмотря на то, что это мультфильм Pixar, который, по сути, является вымышленным фильмом, вдохновившим на создание игрушки из другого мультфильма этой компании, Базз Лайтер предлагает удивительно реалистичное представление о замедлении времени при движении с большой скоростью. Это действительно недооценённый фильм, который так и не нашёл своего зрителя: фанаты научной фантастики посчитали его детским мультфильмом и не стали его смотреть, а зрители детских анимаций едва ли смогли уловить суть происходящего.
Итак, Базз Лайтер — пилот, который вместе с командой вынужден создавать колонию на враждебной планете, куда приземлился их корабль. Его привлекают к роли пилота-испытателя для оптимизации двигателя, который поможет колонистам вернуться на Землю. Однако, из-за того, что он летит с релятивистской скоростью, каждый его полет к ближайшей звезде и обратно переносит Базза на месяцы, годы, а затем и десятилетия вперёд во времени.
Если вы ожидаете, что скоро начнется мир научной фантастики, вас приятно удивит тот факт, что на этот раз Базз не находит способа вернуться назад и всё исправить. Вместо этого его злой двойник из альтернативной временной линии вмешивается, заставляя Базза сражаться с мрачным отражением самого себя из будущего. Однако можно ли создать качественный фильм, в котором были бы учтены принципы теории относительности, не вызвав при этом недовольства учёных своими выдумками о путешествиях во времени? На данный момент – нет. Но попытки существуют.
Достойны упоминания
Студия MGM только что объявила дату релиза экранизации романа Энди Вейра «Проект Ave Maria», автора «Марсианина». Режиссёрские функции будет выполнять дуэт Фил Лорд и Крис Миллер. Главной звездой фильма станет Райан Гослинг. Сюжет сосредоточен на астронавте, который отправляется к ближайшей звезде в поисках источника загадочной космической сущности, способной затмить наше Солнце.
Замедление времени в этой экранизации не является ключевым элементом сюжета (за исключением того, что оно акцентирует изоляцию главного героя), однако в книге этот аспект упоминается и занимает значительное место в развитии событий.
Помимо кино, следует обратить внимание и на видеоигры. Команда разработчиков, создавшая знаменитую серию Mass Effect, недавно представила свою новую RPG под названием Exodus.
Создайте научно-фантастическую космическую оперу, в которой игрок столкнется с феноменом замедления времени при путешествии между звёздными системами. На Земле могут проходить целые эпохи, в то время как наш герой всё ещё находится в пути. Возможно, именно видеоигры смогут более эффективно реализовать столь сложную концепцию замедленного времени, чем кино. В конечном итоге, создание успешного фильма, который бы не противоречил законам физики, кажется практически недостижимой задачей.
Безусловно, множество фильмов о космических путешествиях по-прежнему используют гипердвигатели. Однако, учитывая известные законы космоса, соблюдение этих правил не только позволит показать зрителям персонажей, вернувшихся в значительно изменившийся мир, но и продемонстрирует, насколько необычным и загадочным может быть пространство-время.
Кроме того, такие фильмы могут напомнить, как велика наша Вселенная.
===========
На сегодня это всё. Если вам понравился выпуск, не забудьте поделиться ссылкой с друзьями, подписаться на канал и нажать на кнопки внизу статьи 🙂
Не забудьте подписаться на мой Telegram канал — там вас ждут фотосеты, закулисные кадры со съемок, свежие новости и многое другое!
До новых встреч в следующем выпуске! Пока!
Конечно! Пожалуйста, предоставьте текст, который вы хотите адаптировать, и я помогу вам с ом.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Замедление времени в экранизации – не главный герой, но в космосе с Exodus меня точно зацепит!
Ну да, время замедляется, но 300 миллионов метров в секунду – это ж не шутки! Как там, за светом?😄
«Да, в космосе время летит, как твоя надежда на нормальную экранизацию! Удачи с Exodus!»
А если кто-то за вами наблюдает, то свет, как в кино, мчит с 300 миллионов, а вы, как всегда, опаздываете!
Если бы я смог достичь скорости света, то успел бы выпить чай, пока время замедляется!
Вот вам и причина, почему Голливуд не понимает, что космос – это не только звёзды, но и семейные разборки!
Если бы я мог летать со скоростью света, я бы уже успел заскочить в магазин за пивом, пока время текло медленнее!