“Чёрный ящик” (2020, Boîte noire): Звук истины сквозь дымку иллюзий.
Детективный триллер «Черный ящик» от Яна Гозлана исследует тему того, как истина скрыта в деталях, зачастую настольких мелких, что большинству людей не хочется на них обращать внимание. Фильм поднимает вопросы о том, как опасно существовать в мире, где стремление к максимальной прибыли и опережению соперников становится важнее человеческой безопасности. Также в картине затрагиваются аспекты технологий: играют ли они положительную роль для пилотов в полете или же наоборот — становятся помехой.
Главную роль в этом триллере исполнил французский актёр Пьер Нинэ, знакомый зрителям по образу Эдмона Дантеса. За исполнение роли аналитика BEA Матьё Вассёра он был номинирован на премию César в категории «Лучший актёр», что является французским аналогом Оскара. Всего у Нинэ пять номинаций на эту престижную награду, и он стал обладателем César за свою роль Ива Сен-Лорана в биографической драме 2014 года «Ив Сен-Лоран». В этом году он был самым молодым лауреатом церемонии, получив награду в возрасте 26 лет.
Триллер «Черный ящик» стал вторым совместным проектом режиссёра Гозлана и актёра Нинэ. Их первое сотрудничество состоялось в драме «Идеальный мужчина» (Un homme idéal) 2015 года. В 2024 году стало известно, что они планируют создать третий фильм под названием «Gourou». Сюжет пока остаётся в тайне, однако известно, что история будет посвящена токсичному коуче, который вдохновляет людей на достижение целей.
Сюжет
Восьмого октября 2020 года в французских Альпах произошла авиакатастрофа: разбился самолёт, следовавший из Дубая в Париж. В результате трагедии погибли 300 пассажиров и 16 членов экипажа.
Матьё Вассёр, аналитик Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA), провел начальный анализ данных с бортового самописца и предположил, что произошел теракт, организованный одним из египтян, находившихся на борту. В дальнейшем в его компьютере были найдены файлы, содержащие призывы к джихаду, что стало дополнительным подтверждением версии о преднамеренной катастрофе.
Однако, по мере углубления в расследование, Матьё начинает сомневаться в изначальных выводах. Он предполагает, что причиной аварии могло стать не террористическое акты, а нечто иное, что привело к внезапному снижению высоты. Но коллеги отказываются принимать его мнение во внимание: во-первых, его начальник Виктор Поллок не разрешил Матьё участвовать в расследовании, а во-вторых, его выводы нередко кажутся соратникам надуманными, и они считают, что он слышит то, чего на самом деле нет.
Он продолжает сохранять свою точку зрения. Исчезновение Виктора Поллока через два дня после начала расследования лишь подчеркивает сомнения в том, что все происходит так, как утверждается.
Внимание к деталям – ключ к разгадке
Образ аналитика Матьё Вассёра навеял мне воспоминания о одной из моих любимых кино-героинь – детективе Кэсси Мэйвезер из триллера «Отсчёт убийств» 2002 года. Их объединяет исключительная внимательность к деталям, с которой они подходят к расследованию. В то время как для большинства дело кажется решённым, они интуитивно понимают, что это лишь попытка обмануть людей, и настоящая правда скрыта в игнорируемых фактах и мелочах.
Детективу Мэйвезеру не удалось провести двоих школьников, которые полагали, что сумеют перехитрить полицию. Матьё Вассёр также не побоялся выглядеть странным и параноиком, отстаивая свою позицию. В то время как все успокоились, повесив вину на первого встречного – молодого египтянина, на которого легко можно было свалить обвинения в радикальном экстремизме и пропаганде джихада, Матьё решил углубиться в расследование.
В «Отсчёте убийств» улики слишком легко указывают на школьного уборщика, а в «Черном ящике» аналогичная ситуация – выводы, сделанные относительно египтянина, кажутся чрезмерно простыми, что вызывает подозрения.
Триллер «Черный ящик» исследует природу звука, который выступает как источник информации и в то же время представляет опасность. Информация важна для аналитика, тогда как для злоумышленника она таит в себе угрозу. Именно в этом явлении кроется разгадка страшных преступлений, совершенных руководством компании, несущей ответственность за безопасность. Этот парадокс вызывает множество вопросов.
Образ главного героя и его болевой центр
Молодой специалист Матьё Вассёр можно сравнить с современным Гарри Колом из «Разговора» Копполы. Он обладает способностью различать слова и шумы, которые меняют уровень звука в записях с бортового самописца, также известного как «чёрный ящик».
Матьё – человек, который не смог реализовать свою мечту стать пилотом из-за проблем со зрением. В школе гражданской авиации он сосредоточился на акустике и обучался анализу записей черных ящиков. Этот процесс показался ему крайне увлекательным, и, поскольку его зрение его подвело, он решил положиться на свой слух. Но что именно толкает его настойчиво искать истинный ответ в тех ситуациях, где другие довольствуются лишь поверхностными решениями?
Матьё стремится доказать своему отцу свою ценность. В фильме есть эпизод, который подчеркивает внутреннее напряжение главного героя. Смотрев на фотографию отца в униформе пилота, Матьё, словно, принимает его сомнения, признавая, что отец был прав, не веря в него и считая, что сын не подходит ни для пилотирования, ни для работы акустиком.
В фильме не уточняется, где именно находится отец Матьё, его присутствие лишь символизируется неким «призраком». Тем не менее, существуют две ключевые фигуры, представляющие отца в глазах Матьё: его непосредственный начальник Виктор Поллок и директор BEA Филипп Ренье. Они олицетворяют две стороны одной медали. Поллок, казалось бы, сомневается в талантах Матьё и даже не берет его на место происшествия, чтобы провести начальный осмотр и создать первоначальную картину происшествия. В то же время Ренье, впечатленный первоначальным отчетом Матьё для пресс-конференции, предлагает ему заняться расследованием. В конечном итоге молодой специалист обнаруживает, что Поллок все же ценил его и верил в его способности, что стало важным моментом для него. Это стало как бы утешением для его души.
Каким получился триллер в целом
Матьё Вассёр строит теории заговоров, стремясь выяснить причину катастрофы. Он готов на преступления ради правды: проникает в кабинет Поллока, а затем и в его дом, крадёт секретные документы из ноутбука своей жены. При этом он рискует своим браком с Ноэми (актрисой Лу де Лааж, известной по фильму «Путешественница во времени») и ставит под угрозу свои карьеры.
Так как в этом сюжете акцент сделан на незримом – звуке, который маскирует истину и фактически выступает вторым главным героем наряду с Матьё Вассёром, повествование сосредотачивается на мельчайших деталях, а не на захватывающих сюжетных поворотах. Внимание уделяется самым незначительным изменениям громкости в записи, несоответствиям между временем крушения и звонком от пассажира, оговоркам в диалогах, а также тому, почему необходимо скрывать связь между начальником отдела анализа бортовых самописцев и компанией, ответственной за безопасность на борту самолета.
В этом фильме затрагивается деликатная грань между истиной и моментом, когда необходимо увести свою деятельность от опасного края. Режиссёр Ян Гозлан демонстрирует, что высокопоставленные руководители могут совершать серьёзные преступления, и никто не стесняется распространять ложные новости, чтобы утаить реальную правду от публики.
Ян Гозлан стремился не только раскрыть суровую правду жизни, но и создать зах captivирующий мир авиации, хотя понимал, что это будет нелегко. После событий 2001 года в авиации были введены строгие меры контроля и безопасности, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы получить доступ к самолётам, кабинам пилотов, аэропортам и взлётно-посадочным полосам. В конце концов, ему удалось это сделать. Он создал необычный мир, в котором люди находятся в облаках, но не в романтическом смысле, а в повседневной реальности. Гозлан продемонстрировал местоположение чёрного ящика в самолёте и воссоздал действия, предшествующие катастрофе. Само падение в фильме не изображается, акцент смещён на процедуру расследования и на тех, кто участвует в ней. При этом сама катастрофа является вымышленной, и в сценарии не предусмотрено упоминание о реальных событиях.
Значительная роль в создании увлекательного фильма принадлежит актёру Пьеру Нинэ. С типичной для кинозвезды внешностью, он смог мастерски передать внутренние переживания своего персонажа, продемонстрировав паранойю так, что у зрителей возникло ощущение, будто у Матьё Вассёра действительно помутнело сознание от его навязчивых размышлений о том, что, по сути, отсутствует. Эта двойственность играет ключевую роль как для персонажа, так и для общей концепции фильма. В сюжете также прослеживается элемент двойственности. Ян Гозлан в интервью для издания Salon отметил: «По завершении съёмок он был действительно истощён как эмоционально, так и физически».
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Ну, если аналитика Матьё Вассёра и Кэсси Мэйвезер объединились, то преступление точно в панике!
Вот так всегда: один начальник не верит, другой – чуть ли не орден вручил! Матьё, держись!