Чужой? Главный ужас во вселенной «Чужого» заключается не в ксеноморфе, и вот почему.
Несмотря на утрату трех членов команды из-за таинственного инопланетного существа и шокирующее открытие о том, что научный офицер Эш – андроид, который пытался её уничтожить с помощью журнала, Рипли больше всего пугает не это.
Короткое сообщение от её работодателя просто холодит душу: экипаж — это всего лишь расходный материал.
Здравствуйте! Вы на канале ShadowTavern! В этом выпуске мы обсудим самого жуткого монстра из вселенной Чужого.
Сделайте себе удобное место и наслаждайтесь чтением!
===========
Экипаж — расходный материал
Эти слова заставляют Рипли понять, что она занимает самое низкое место в пищевой цепи, и причина этого заключается не только в кровожадном ксеноморфе на борту. Режиссёр Ридли Скотт, всегда скептически настроенный к корпорациям и влиятельным фигурам, использовал идею Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта о фильме ужасов в космосе, чтобы создать обвинительный акт против правящего класса.
Посмотрев на события через призму жизни обычных космических грузчиков, «Чужой» transcends жанр фантастического хоррора, предлагая глубокие размышления о хищнической природе современного капитализма. Эта тема остается актуальной и по сей день, делая Вейланд-Ютани одной из самых устрашающих корпораций в истории научной фантастики.
Корпорация в Чужом
В начале фильма экипаж грузового корабля «Ностромо» пробуждают преждевременно, и никто из них даже не догадывается о том, что вскоре они станут жертвами ксеноморфа. Они лишь предполагают, что получили новое задание.
Паркер и Бретт, выполняющие самую низкую работу на корабле, с надеждой обсуждают возможность получения бонусов за дополнительные задачи. Капитан Даллас напоминает им, что все подписали контракт, и компания намерена его строго соблюдать.
Да, но все остальные получают больше, чем мы.
На первый взгляд, этот диалог выглядит как обычный элемент кинематографического мира, добавляющий достоверности сюжету. Скотт не спешит представить зрителям персонажей, позволяя им сначала установить с ними эмоциональную связь, прежде чем начнется жуткая схватка с ксеноморфом. Однако эта беседа также акцентирует внимание на роли всего экипажа в галактическом контексте. Для Компании команда важна лишь как средство для транспортировки ресурсов, как простой механизм в большой системе. И если груз, как в случае с ксеноморфом, угрожает безопасности экипажа, решение становится очевидным.
Компания имеет право поступать таким образом по той же причине, по которой Даллас может заставить Паркер и Бретта замолчать: все они связаны контрактными обязательствами. На борту Ностромо и в самой Компании люди воспринимаются не как личности, а как взаимозависимые стороны контрактов.
Безусловно, это не всегда отрицательно. Если бы Даллас строго придерживался условий контракта, он бы учел рекомендации Рипли и не допустил зараженного Кейна на борт. В итоге, это могло бы привести к счастливому исходу!
В тот момент Рипли действительно способна противостоять Далласу, ссылаясь на протоколы и контракты, установленные их работодателями.
Тем не менее, последующие события подчеркивают недостатки контрактного подхода. Эш, нарушая установленные нормы, пропускает зараженного Кейна на борт корабля. Однако позже становится известно, что его действия были продиктованы приказом.
— Как это возможно? — спрашивает Рипли у Далласа.
— Как и всё остальное, — отвечает он. — Приказ Компании.
Тесный клаустрофобный тоннель, в котором проходит этот разговор, усиливает чувство беспомощности этих маленьких людей перед безмерной силой. Они оба оказались жертвами контрактов, которых не понимают, а Компания безразлична к их судьбе.
«Обычная практика заключается в исполнении указаний,» — утверждает Даллас.
Происхождение Вейланд-Ютани
В окончательной версии сценария «Чужого» работодатели команды Ностромо обозначены как Компания. Тем не менее, на реквизите, разработанном художником-постановщиком Роном Коббом, можно заметить логотип Вейлан-Ютани.
«Вейлан-Ютани» — это почти анекдот, но не совсем, — заметил Кобб, комментируя название, которое было придумано для коллекционного набора «Чужого».
Я хотел подчеркнуть, что Англия вновь в деле и объединилась с Японией, которая, как и в свое время с автомобилями и танкерами, завладела рынком космических кораблей. Размышляя над необычным названием для компании, я вспомнил о British Leyland и Toyota, но использовать „Leyland-Toyota“ в фильме не получилось. Заменив одну букву, мы получили „Вейлан“, а „Ютани“ — это имя моей японской соседки.
Во время создания сиквела «Чужие» в 1986 году сценарист и режиссёр Джеймс Кэмерон добавил букву «d» в конце, и Компания получила новое название — Вейланд-Ютани, которое сохраняется до сих пор.
Название менялось, но суть Вейланд-Ютани оставалась неизменной на протяжении всех фильмов и нескольких столетий. Наиболее карикатурные версии Компании, как правило, представляют собой её вариации, например, Вейланд Индастриз в Чужой против Хищника или ученые в Чужой 4: Воскрешение. Кроме того, в Чужой: Ромул мы видим бесконечный круг принудительных контрактов. Тем не менее, сама Вейланд-Ютани всегда прячет свои истинные намерения под маской человечности.
В фильме «Чужой» маской выступает Эш — андроид, работающий на Компанию. Однако самым шокирующим примером является Кэмерон из «Чужих», а именно Картер Бёрк. В начале фильма Бёрк кажется единственным настоящим другом Рипли, который готов ее поддержать. Он не открывает всех своих намерений и использует свое обаяние, чтобы зрители, как и другие персонажи, начали доверять ему.
К похвале Пола Райзера и Джеймса Кэмерона стоит отметить, что Бёрк сохраняет свою стратегию до самого финала картины. Даже после того, как Рипли разоблачает его замысел заразить её и Ньют, а затем уничтожить пехотинцев ради получения эмбриона ксеноморфа, он все равно твердо верит, что действует в верном направлении.
Мы, зрители, склонны воспринимать его оправдания как обман. Когда он называет Рипли и пехотинцев лжецами, он лишь пытается спасти свою шкуру. Или, возможно, он на самом деле самый разумный человек в этом помещении? Как и говорил Рипли Даллас, стандартные процедуры исходят от Компании. Если Вейланд-Ютани велела Бёрку уничтожить всех и забрать эмбрионы, то он просто действует в соответствии с этой реальностью. Это его сторона контракта. А те, кто полагает, что Компания действительно заботится о них как о людях, вот кто на самом деле заблуждается.
В любом случае, сиквел снова раскрывает ужасающую природу Компании, противопоставляя её улью ксеноморфов, защищающих свою королеву. Рипли великолепно подводит итог этому в одной из самых запоминающихся цитат всей франшизы:
Знаете, Бёрк, не могу определиться, кто из вас хуже — вы или они. Хотя бы они не убивают друг друга ради награды.
К моменту выхода фильма «Чужой» сюжеты, в которых человек становится настоящим монстром, уже стали штампами. Стремление к славе Карла Денэма в «Кинг-Конге», выпущенном в 1933 году, приводит к гибели Восьмого чуда света. А в «Хэллоуине», который вышел за год до «Чужого», больше всего ужасает не бездушный Майкл Майерс, а равнодушие соседей, которые игнорируют крики и мольбы Лори о помощи.
Однако «Чужой» добавляет в эту историю новые оттенки, фокусируясь на проблемах классового неравенства и капитализма. Да, человек оказывается настоящим монстром, но именно такая система предоставляет ему безграничную власть и превращает его в хищника, на порядок более устрашающего, чем ксеноморф. Эш восхищается безупречностью ксеноморфа, называя его выжившим, свободным от чувства вины, угрызений совести или моральных заблуждений. Но Компания, управляемая людьми, выглядит еще более угрожающе — ее принцип: экипаж служит лишь расходным материалом.
===========
На этом у меня сегодня всё. Если вам понравился выпуск, не стесняйтесь делиться ссылкой с друзьями, подписываться на канал и нажимать на кнопки под статьей 🙂
Не забывайте подписываться на мой канал в Telegram – там вы найдете фотосеты, за кулисами съемок, свежие новости и много других интересных материалов!
До скорой встречи в следующем выпуске! Пока-пока!
Данный текст представляет собой адаптацию материалов, подготовленных Джо Георгом, редактором таких ресурсов, как Slate, Polygon и многих других. Благодарим за ваше внимание!
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers