12 исторических неточностей и ошибок в фильме «Брестская крепость»
Оборона велась намного дольше
События фильма разворачиваются 21 июня 1941 года. Постепенно зрители знакомятся с различными персонажами, а утром 22 июня разворачивается ключевой эпизод: немецкие войска нападают на Брестскую крепость, и вначале не все осознают, что это не учения. Хотя защитники крепости оказались отрезанными от источников воды, лишились большинства боеприпасов и сражались в меньшинстве, им удалось держаться в течение нескольких дней. В картине этот эпизод представлен как геройство, но на самом деле длительность обороны составила не несколько дней, а несколько недель — полноценное сопротивление было сломлено только 23 июля, то есть через месяц. Важно отметить, что после 30 июля точки сопротивления оставались, но они были малы, и о них известно гораздо меньше, чем о крупных отрядах, которые нанесли врагу наибольший урон.
Петр Гаврилов не был репрессирован
Рассказчик в Брестской крепости говорит правду, когда утверждает, что Петр Гаврилов был взят в плен и после войны столкнулся с множеством трудностей. Однако неверно то, что его репрессировали. Хотя Петр сражался до 23 июля и собирался отдать жизнь, уничтожив как можно больше врагов, после пленения его стали презирать односельчане. Это произошло несмотря на то, что он успешно прошел фильтрацию. Проблемы начались у него только из-за потери партийного билета, что лишило его воинских званий и наград. Справедливость восстановилась спустя несколько лет, когда писатель Сергей Смирнов выпустил книгу о защите Брестской крепости и рассказал о героизме Гаврилова. В итоге его звания и награды были возвращены. Что касается репрессий, то Гаврилова никуда не ссылали и не отправляли в тюрьму. Возможно, сценаристы использовали это слово для усиления художественного эффекта, или же не знали его истинного значения.
Врач Маслов пережил оборону
В фильме внимание уделяется военному врачу Борису Маслову, который с первых минут выполнял свою тяжелую работу, спасая множество жизней. Однако ближе к финалу обороны он не выдержал напряжения и, уйдя в сторонку, совершил поступок, за который его сложно осуждать. В реальной жизни судьба Маслова также была непростой, хотя и произошла только в 1952 году. Он попал в плен, но вскоре смог сбежать из лагеря и присоединиться к партизанам, с которыми продолжал бороться до конца войны. К сожалению, из-за клеветнического доноса его арестовали, и он провел остаток жизни в тюрьме, где и скончался в 1952 году. Лишь спустя 12 лет Борис Маслов был реабилитирован.
Последний день Кижеватова имеет две версии
В последний день Андрей Кижеватов отправляет своих людей на прорыв, оставаясь сам прикрывать их, осознавая, что ему не избежать гибели. Этот момент ярко отражает завершающую главу истории Кижеватова, но есть два важных уточнения: во-первых, кроме него, в прикрытии участвовало почти 20 других солдат, а во-вторых, данное решение исходило от лейтенанта Александра Потапова, который также входил в группу прорыва. Существует и другая версия событий, согласно которой, как утверждает Сергей Смирнов, общавшийся с очевидцами, Потапов отдал приказ Кижеватову и нескольким его товарищам о разрушении понтонной переправы немецких войск. Андрей выполнил приказ, но итоги этой операции остаются неизвестными — никто не может с уверенностью сказать, удалось ли Кижеватову одержать эту небольшую победу, даже ценой своей жизни.
Ефим Фомин выдал себя не сам
Одной из центральных сюжетных линий является история Ефима Фомина, которого играет Павел Деревянко. После упорной защиты Ефим принимает решение сдаться, так как не видит смысла продолжать сопротивление. Вместе с другими пленными он достигает моста, когда внезапно слышит, что комиссаров и евреев собирают в отдельную группу. Фомин, обладая достаточным уровнем интеллекта, понимает, к чему это может привести, но вместо того, чтобы оставаться незамеченным, он раскрывает себя. Его самопожертвование не имеет логики, так как он мог избежать плена и продолжить борьбу. Настоящий Ефим Фомин осознавал, что попал в плен и не намеревался раскрывать свое происхождение, но, к сожалению, один из солдат предал его немцам.
Танк, которого не должно было быть
В третьем акте фильма происходит напряженная сцена с огнеметчиками, которые направляют потоки огня в каждую щель, которую могут заметить. Помимо обычных солдат с огнеметами, в Брестской крепости представлен огнеметный танк Flammpanzer III, однако его присутствие в этом времени невозможно, так как он появился на фронте только в 1943 году и стал частью неудачного сражения на Курской дуге.
Настоящий Вайнштейн попал в плен
Зритель знакомится с Вайнштейном, когда он демонстрирует солдатам, как правильно танцевать, после чего ведет разговор с майором Гавриловым, пытаясь узнать причины, по которым тот распространяет нежелательную информацию. Позже лейтенант проявляет себя с лучшей стороны, распознавая диверсанта и сражаясь в казармах до последнего вздоха. В реальности это произошло аналогичным образом, хотя Вайнштейн, известный под именем Шиман Шнейдерман, не погиб в казарме, а стал пленником. Осознав безвыходность ситуации, Шнейдерман вместе с сержантом Новиковым и остатками батальона попытались прорваться, но их попытка окончилась неудачей, и Шиман оказался в плену, из которого ему так и не удалось выбраться.
Главный герой рассказал о себе не все
Саша Акимов, хотя и основан на нескольких учениках музыкантского взвода, в значительной степени черпает вдохновение от мальчика по имени Петр Клыпа. В фильме Саша, то есть Петр, рассказывает свою историю, но не делится тем, что с ним произошло позже, а это также весьма интересно. После обороны Брестской крепости Петр оказался в плену, сумел сбежать, но не смог отыскать партизан и в итоге стал батраком до конца войны, когда его вернули на родину. На свободе Петр впустился в беспомощный образ жизни вместе со своим давним другом, и вскоре его арестовали, приговорив к 25 годам лишения свободы. В тюрьме его встретил Сергей Смирнов, который начинал писать свою книгу. После того как Клыпа поделился с ним всем, что знал, Сергей, воспользовавшись своим влиянием, сумел освободить Петра.
Они не были союзниками
В начале фильма Вайнштейн пытается выяснить у Гаврилова, почему тот распространяет негативные и, по его словам, неверные высказывания о том, кого Вайнштейн называет союзником. Однако в 1941 году Германия не была союзником Советского Союза. Более того, такая ситуация не наблюдалась и в 1939 году. Хотя между двумя странами существовали определённые договоры, они явно не были достаточны для того, чтобы человек в положении Вайнштейна мог называть Германию союзником. Подобные заявления могли бы возникнуть в разговоре среди рядового состава, но Вайнштейн, безусловно, обязан был понимать, что слова о союзничестве являются ложными и неуместными.
Бранденбург-800
Ночью, за несколько часов до атаки на крепость, на станции остановился поезд, из которого вышло большое немецкое подразделение. Для создания напряженной атмосферы был введен образ пожилого и невинного сцепщика, который с ужасом услышал немецкую речь в толпе. Однако этот эпизод не является оригинальным; аналогичный фрагмент уже был показан в фильме «Битва за Москву» 1985 года. Это использовалось как художественный прием, так как в тот период действовало всего одно подобное формирование — Бранденбург-800, и его бойцы были настоящими беспощадными профессионалами, делившимися на небольшие группы и действовавшими глубоко в тылу, обходясь без громких выкриков на немецком языке на незнакомой земле.
Не было никакого летчика
Как и в реальной истории, Фомин отдал распоряжение всем подразделениям осуществить прорыв рано утром, сразу после сигнала сигнальной ракеты. Однако в действительности события развивались немного иначе: во время воздушного столкновения советский летчик потерпел поражение и приземлился с парашютом на территории крепости, где его помогли спасти бойцы Фомина. От него они узнали о критической ситуации и о том, что помощь не поступит в ближайшее время. Поэтому Фомин и принял решение о прорыве. Однако на самом деле летчик не приземлялся в крепости. Воздушный бой действительно имел место, но лишь в первый день, и он не повлиял на действия Фомина. Дело в том, что два подразделения восстановили связь, как только освободили столовую, находившуюся между ними, и узнали о наступлении немцев на центральный остров через два ворот.
Защита без оружия
После того как немецкие войска захватили Брестскую крепость, советские солдаты встретили их не только с огнестрельным оружием, но и с саперными лопатами, табуретками, палками и всем, что попадалось под руки. Рукопашные схватки — популярный прием российских кинорежиссеров, стремящихся подчеркнуть отвагу советского бойца. Тем не менее, нередко такие сцены выглядят нелогично, как, например, в фильме «Брестская крепость», в котором не объясняется, почему только у каждого второго солдата есть оружие. Зрителям остается только догадываться о реальных обстоятельствах — на самом деле оружия было недостаточно по нескольким причинам: некоторые пути были заблокированы, а склады уничтожены.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Ефим Фомин — настоящий герой, только вот вместо геройства выбрал путь к мосту, как к столовой!
Какой ужасающий эпизод – и не позавидуешь Фомину: врывается с сигналом ракеты, а тут только Бранденбург-800!