Обзор фильма «Судный день» 2023 года: Возможно ли объединить кровь и политику?
Редко когда в кинематографе встречается работа, наглядно иллюстрирующая, как хороший замысел может быть погублен неудовлетворительной реализацией. «Судный день» является именно таким примером — задумка, озвученная как политический триллер с проекциями детективного жанра и элементами саспенса, на первый взгляд, выглядит многообещающе. Тем не менее, итоговое исполнение подводит на всех фронтах: от скудности сценария до неубедительности персонажей. Ожидалось напряжение и интрига, но в действительности зритель сталкивается с фильмом, который вызывает лишь недоумение и желание поставить точку на этом неудачном эксперименте.
Сюжет он таков..
Действие разворачивается в маленьком американском городке, который готовится к празднованию Дня Основателей. На первый взгляд, атмосфера здесь кажется спокойной, но за этой идиллией зреют угрюмые тайны. В каждом уголке чувствуется напряжение, словно воздух насыщен порошком, готовым к воспламенению — старые обиды, политические интриги, недомолвки.
Ситуация обостряется, когда город охватывает серия жестоких убийств. Но вот что действительно шокирует: логика этих преступлений уходит в тень, а сами акты насилия отказываются поддаваться каким-либо объяснениям. Это наводит на мысль, что убийства происходят не по причине, а просто, словно некий дьявольский каприз стал движущей силой. В итоге возникает вопрос о мотивациях, которые движут как преступниками, так и героями — и данный аспект словно вырывает почву из-под привычного детективного сюжета, оставляя зрителя в неведении.
Фильм предлагает зрителю двух персонажей, которые, на первый взгляд, способны добавить необходимую интригу. И действительно, за ними было интересно наблюдать: каждый из них выделялся как своей необычностью, так и характерными чертами. Однако, к сожалению, сценарий не предоставляет им возможности полностью раскрыться. Их смерть в середине ленты оставляет гнетущее ощущение недосказанности — возникают вопросы, почему эти яркие личности, способные оживить картину, исчезают так рано?
Параллельно разворачивается типичная детективная линия, где несколько персонажей пытаются разгадать, кто же скрывается за таинственным убийством. Однако проблема заключается в том, что эти герои не вызывают никакой симпатии. Один из них, постоянно расплачиваясь и впадая в истерики из-за утраты своей девушки, делает это так наигранно, что порой сложно воспринимать его всерьез. Другой, не отходя от страха перед изменой, лишь углубляется в своем мужественном страдании. Третий же просто изрыгает ненависть на весь мир, досаждаясь от невозможности купить алкоголь. По всей видимости, сценарист решил собрать под одной крышей как можно больше страдальцев, оставив на уровне пустоты мотивации и интересного развития их сюжетных линий.
Когда дело доходит до развязки, всё приобретает ещё более абсурдные черты. В итоге мы сталкиваемся с двумя убийцами — отсылка к классическим фильмам ужасов, где неожиданные повороты делали сюжет интригующим. Но на этот раз вместо удивления возникает недоумение. Оказывается, что мастерски спланированное убийство — это лишь см automática и в политической игре. Такой финал, потенциально способный обогатить повествование, оказывается лишённым логической основы. Политический спектакль, задуманной главными героями, выглядит безнадежно нелепо, а когда раскрывается истинная природа их мотивов, разочарование становится неотъемлемой частью зрительского опыта.
Финал, который мог бы внести искру спасения в фильм или предоставить ему хоть малейшее значение, на деле создает лишь тягостное впечатление.
Актерская игра
Если коротко, «Судный день» – это эпическая демонстрация того, как нельзя играть в слэшерах. Главный контингент — нытики. Кажется, что каждый персонаж пришёл на кастинг, подписавшись словами: «Хочу страдать, и чтобы все хотели выключить фильм». Главная героиня — ноющая и истеричная Baba, чья актёрская игра сводится к бесконечным воплям. Создаётся впечатление, будто сценаристы прописали ей единственное указание: «Кричать в любой ситуации». Она бежит от убийцы — и в этот момент разносится истерический визг, прячется в укрытии — снова визжит. Такое ощущение, что слэшер создан лишь для того, чтобы предоставить ей повод для криков.
Её эмоциональные метания выводят за пределы обычного восприятия. Уровень переигрывания достигает такой высоты, что возникает соблазн задаться вопросом: это ужасы или уже комедия? Героиня начинает вызывать раздражение ещё до того, как сюжет успевает динамично раскрутиться, а когда её охватывает насущная ситуация — всё начинает стремительно ухудшаться. Она становится подобием кричащего мема, который не способен остановиться, и в какой-то момент искренне жалеешь, что этот персонаж не встретил свою кончину пораньше.
В этом фильме все персонажи написаны в духе драмы, но их проблемы вызывают больше недоумения, чем сопереживания. Один из них бесконечно жалуется на измену, будто это трагедия мирового масштаба, несмотря на то что она совершенно не вписывается в общий сюжетный контекст. Ещё один, испытывающий досаду из-за отказа продать ему алкоголь, словно нарвался на личный кризис. Так и вынуждает зрителей задуматься, к чему все это? Неужели мы попали не в слэшер, а в запутанную мыльную оперу, где недовольства и внутренние конфликты персонажей затмевают и без того несложные сюжетные события?
Единственным ярким моментом в этом фильме можно назвать фриков. К их образам явно проявляется попытка привнести в историю что-то действительно оригинальное. Эти персонажи вызывают симпатию, по крайней мере, до того момента, как их устраняют в середине повествования. Причём за ними было искренне интересно следить — их поведение и взаимодействие каким-то образом выделяются на фоне постоянного жалобного скучного нытья остальных героев.
Нужен ли тут итог? Нужен!
«Судный день» — это картина, которая способна разочаровать даже самых терпеливых зрителей. На первый взгляд, она пытается заигрывать с жанром умного слэшера, пытаясь вложить в себя некий политический подтекст. Однако в результате мы наблюдаем лишь неуклюжее смешение убийств с предвыборной кампанией, что вызывает скорее недоумение, чем интерес. Если в этом фильме закладывался эксперимент, то его провал не вызывает сомнений.
Во-первых, сценарий демонстрирует полное отсутствие оригинальности. Вместо того чтобы предложить свежий взгляд на жанр, создатели отошли к избитым клише, что делает сюжет предсказуемым и лишённым напряжения. Во-вторых, персонажи, которые должны были бы увлечь нас или хотя бы вызвать симпатию, оказываются плоскими и банальными. Их мотивация не прослеживается, и зрителю сложно сопереживать тем событиям, которые разворачиваются на экране.
Кроме того, попытки задействовать политический подтекст выглядят натянуто, а тезисы, которые фильм пытается донести, оказываются неубедительными. Вместо того чтобы углублять дискуссию о социальной справедливости, фильм лишь использует её как фоновую декорацию для своих кровавых сцен, что вызывает лишь досаду.
В итоге «Судный день» оказывается не более чем разочаровывающим киноопытом, не способным предложить ни остроты, ни глубины. В таком состоянии фильм действительно вызывает жалость, и его провал становится очевидным.
1. Сюжет — ошибка природы
Начнём с главного — сюжета. Это не просто слабая канва, а идея, которая, по сути, не должна была быть реализована. В центре повествования оказывается тривиальная политическая интрига в незначительном городке, вызывающая больше скуки, чем интереса. Маньяки, да, имеют место быть, но их мотивы сводятся к примитивному «убьём всех, потому что можем». Такого рода обоснования лишены глубины, не задействуют даже элементарный конфликт, способный вызвать сочувствие. Весь этот заметный план сводится лишь к комедийному шоу с местными политиками, делая ленту не более чем театром абсурда.
Были ли какие-либо надежды на то, что фильм к финалу продемонстрирует хоть какое-то волнение и выведет на поверхность признаки творческого успеха? Увы, бурные ожидания не оправдались. Завершение картины не приносит минимально удовлетворительного эффекта — оно лишь закрепляет тот хаос, который нарастал на протяжении всего повествования. Отсутствие развязки оставляет зрителя в состоянии глубочайшего недоумения, словно мы наблюдали за чем-то абсолютно избыточным и лишним. Даже неожиданный поворот с двумя убийцами выглядит неуместным, так как лента сама исчерпывает все свои шансы на удивление, лишь углубляя свою собственную пропасть.
2. Персонажи — ходячие нытики
Если вы ждали, что в «Судном дне» встретите персонажей, за судьбы которых захочется переживать, то, увы, это не тот фильм. Каждый из героев здесь — это лишь сборище стереотипов и бесконечного нытья. Главная героиня не делает ровным счётом ничего, кроме как рыдает и кричит. И действительно, любой миг напряжения вызывает у неё настоящую истерику. В отличие от других произведений, где сопереживание жертве маньяка вызывает острое чувство жалости, в этом случае возникает лишь желание, чтобы её скорее устранили с экрана, дабы унять эти резкие вопли.
Остальные персонажи, на удивление, не отстают в этом номере: один из мужчин страдает от измены, другой буквально отчаянно lamentирует по поводу того, что ему не продали алкоголь. Складывается впечатление, что главной целью режиссёра было собрать самых раздражающих людей и позволить им страдать на экране самым безмозглым образом.
Фрики — единственные персонажи, которые могут привлечь к себе внимание, хоть и на непродолжительное время. Их необычность и эксцентричность действительно способны заинтересовать зрителя. Однако, как и многие другие интересные элементы картины, они исчезают слишком рано, оставив зрителя в компании скучных и истеричных protagonistes, которые не вызывают ни симпатии, ни любопытства.
Трудно сказать, что именно пошло не так на этапе кастинга, но впечатление, что каждый из актёров словно впервые оказался на съёмочной площадке, буквально преследует с первых минут. Игра героев колеблется между крайностями: либо они сделали ставку на переигрывание, либо их исполнение становится откровенно невнятным. Главная героиня щеголяет утрированным криком и истерическими рыданиями, создавая ощущение, что единственная её задача — это плакать громче и выразительнее.
В это же время другие персонажи погружаются в полное уныние или, напротив, перегибают палку до такой степени, что вместо ожидаемого ужаса вызывают лишь смех. В итоге, перед нами не столько хоррор, сколько трагикомедия, и, надо сказать, довольно неудачная.
3. Кинематография и музыка — фон для катастрофы
Технически фильм не может похвастаться ничем выдающимся. Камера вроде бы работает, свет выставлен — ну и хорошо. Но вот атмосферы нет. Музыка абсолютно не запоминается, не создаёт никакого напряжения, не поддерживает сюжет. Все элементы выглядят выхолощенными, как будто создатели следовали штампам, не намереваясь обогатить зрительский опыт чем-то уникальным. Фильм пытается вызвать страх, но на деле все убийства проходят так же пусто и скучно, как и диалоги между персонажами. Картине не хватает энергии и вдохновения, оставляя зрителей в невыносимой пустоте и скуке.
Итог
«Судный день» — это яркий пример того, каким не должен быть слэшер. Убийства в фильме происходят лишь ради самого процесса, не предоставляя зрителям ни капли смысла или подтекста. Персонажи тут настолько безжизненны и невыразительны, что вызывают лишь раздражение, а не сочувствие или страх. Сценарий, провалившийся ещё на стадии идеи, не способен предложить ничего, кроме разочарования. Ни страха, ни ужаса, ни даже минимального интереса — фильм вызывает лишь недоумение, заставляя задуматься о том, зачем вообще тратить время на его просмотр.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
«Судный день» — это шедевр комедии, где даже финал, лишенный логики, превращает политический спектакль в феерию нелепости, а раскрытие истинных мотивов героев
«Судный день» — шедевр! Как будто кастинг проводили среди случайных прохожих в парке! 😂
«Судный день» — шедевр, где даже логика в отпуске. Убили героев? Ну, что ж, детективы в путь!
Героиня — как мем в супермаркете: шумная, раздражающая и в итоге всё равно покупаешь!