«Анора» (2024, Anora): Главный инстинкт
Социальная драма с романтическим акцентом “Анора” Шона Бэйкера становится ярким событием Каннского кинофестиваля, где она завоевала Золотую пальмовую ветвь. Фильм с успехом выделяется на фоне работ таких мастеров, как Жак Одиар, Фрэнсис Форд Коппола, Пол Шредер и Дэвид Кроненберг. Стремление Бэйкера исследовать сложные человеческие отношения и скрытые эмоции оживляет привычные жанровые границы, создавая нечто поистине уникальное.
Драма “Семя священного инжира” (The Seed of the Sacred Fig) иранского мастера Мохаммада Расулофа оставила глубокий след в программе Каннского кинофестиваля. Эта лента привлекает внимание не только актуальной темой, но и судьбой самого режиссёра, который решился на рискованный шаг, прибыв во Францию вопреки запретам своего государства. Тем не менее, фильм удостоился лишь специального приза жюри, дополнив свою коллекцию почётными наградами, но так и не завоевал высшую награду фестиваля.
В этом году работы Шона Бейкера вновь попал в поле зрения Каннского фестиваля. Это не первая его попытка покорить эти высокие подмостки: в 2021 году он представил свою черную драмеди «Красная ракета» (Red Rocket), однако тогда главный приз достался Жюли Дюкорно и её фильму «Титан».
Шон Бейкер вновь обращается к своей главной теме — судьбе секс-работников. Творец, который не только ставит, но и пишет сценарии, продюсирует и занимается монтажом, словно сам становится частью повествования. Именно его глубинное знакомство с реальными людьми, работающими в этой сфере, позволяет создавать живые и искренние истории, которые находят отклик в сердцах зрителей. Бейкеру важно приоткрыть завесу над миром, где стигматизация и предвзятое отношение к секс-работникам стали привычной нормой. В процессе работы над новым сценарием режиссер обратился за помощью к писательнице Андреа Верхун, автору книги «Современная шлюха», в которой собраны рассказы из жизни тех, кто нашел себя в этом непростом ремесле.
В фильме «Аноре» на первый план выходят молодые дарования — Майки Мэдисон из Лос-Анджелеса, воплощающая на экране Анору/Эни, и Марк Эйдельштейн из Нижнего Новгорода, сыгравший Ваню Захарова. Их исполнение пронизано свежестью и искренностью, что добавляет особую атмосферу в эту киноленту.
Сюжет драмы “Анора”
Бруклин, Нью-Йорк. Здесь, в мерцающем свете неоновых огней, 23-летняя Анора Михеева, более известная как Эни, проводит свои вечера в стрип-клубе “Штаб-Квартира”. Эта работа — не только способ заработка, но и сцена для исследования её внутреннего мира. В одном из вечеров, когда атмосферу заведения наполняет звуки музыки, директор клуба решает подключить Эни к взаимодействию с одним из клиентов. Дело в том, что клиент — русский, и именно знание языка делает её единственным мостом между ним и этой красочной, но порой безумной реальностью.
Эни встречает Ивана Захарова, сына русского олигарха Николая Захарова, в ярком и многоцветном Нью-Йорке. Этот 21-летний молодой человек словно попал в город, где отсутствует контроль, а свобода играет роковую роль. Легкость общения с Ваней создает атмосферу беззаботности, где задор и юность сталкиваются с темной стороной жизни, как две противоположные силы в этом огромном мегаполисе.
На следующий день Ваня, полный решимости и с оттенком юношеской беззаботности, приглашает её в дом своих родителей, создавая тем самым атмосферу интимности и уюта для частного общения.
В «Неделе любви» зрители становятся свидетелями курьезного романса, который начинается с невзрачного приглашения на новогоднюю вечеринку. Ваня, главный герой, решает внести в свою жизнь нотку авантюры, предложив Эни недолговечный, но щедрый контракт: стать его девушкой всего на неделю за десять тысяч долларов. Неожиданно для него, Эни, равнодушно воспринимающая такую сделку, оперативно меняет правила игры и заявляет о своих условиях — ей нужно пятнадцать. В этот момент, как будто перечитывая сценарий из классической «Красотки», начинается своеобразный балансированный торг, наполняющий историю легким юмором и непредсказуемостью.
Когда началась их неделя, насыщенная бурными вечеринками и интимными встречами, один вечер стал решающим. Вдруг возникла идея – рвануть в Лас-Вегас, центр веселья и безудержного отдыха, ведь именно там проходили самые горячие события.
В ярких огнях Лас-Вегаса Ваня открывается Эни после очередного бурного вечера. Он делится с ней о необходимости вернуться в Москву, где его ждет работа в семейном бизнесе. Однако в эти мгновения страсти в его сознании закрадывается другая мысль — грин-карта, которую он мог бы получить, вступив в брак с американской гражданкой. И вот, находясь в эпицентре легкости закона, у него рождается идея предложить Эни руку и сердце, ведь вокруг такая атмосфера беззаботности и возможностей, что эта затея кажется вполне осуществимой.
Мысли и впечатления после просмотра
Шон Бейкер высказывает мнение, что индустрия секса нуждается в декриминализации и не должна подвергаться какому-либо регулированию. По его мнению, работники секс-индустрии должны иметь полное право самостоятельно решать, каким образом использовать своё тело ради заработка.
В драме «Анора» открывающая сцена, где Эни и Ваня всего лишь начинают своё сближение, становится ярким примером мастерства Шона Бейкера в передаче культурных контрастов. Здесь режиссёр с удивительной точностью демонстрирует различия в менталитетах героев, выделяя непростой путь, который проходит каждый из них в борьбе за свои средства к существованию. Порой деньги даются с трудом — даже через такие прозаические средства, как стриптиз, а в других случаях персонажи оказываются в условиях, когда их жизнь не обременена необходимостью зарабатывать, что, собственно, и становится причиной их неспособности адекватно оценить ценность финансов.
Эни приезжает в особняк к Ване, и её первое впечатление — восхищение масштабами пространства, утончённым дизайном интерьеров, а также завораживающим видом, открывающимся из окон. Но для Вани этот шик — лишь обыденность, обрамляющая его жизнь. Он беззаботно ощущает себя хозяином, которому нет дела до роскошных мелочей. Взгляд Вани на жизнь формируется под влиянием ресурсов, предоставленных Николаем Захаровым. В этом контексте Эни начинает осознавать, что для достижения подобного уровня жизни требуется невероятный труд и много усилий.
“Как ты всё это заработал?” – с живым интересом спрашивает она Ваню, и в этот момент, казалось бы, начинается увлекательная драма. Однако вместо того, чтобы найти ответ на этот вопрос, герой, видимо, застрял в пузыре своей инфантильности, ярко подчеркнутом джойстиком PlayStation, который, похоже, по-прежнему затягивает его сильнее, чем любые реальные заботы.
Отшучиваясь, он бросает фразы, впитанные с экрана: “Нефтяник, продаю оружие”. Это звучит как прямой отрывок из репертуара боевиков, а не как самостоящее объяснение. Эни, стремясь разгадать тайну его внезапного богатства, настойчиво задаёт вопрос: “Ты сделал приложение?” Ваня, наконец, решает применить штамп, знакомый любому, кто когда-либо смотрел подобные ленты: “Ты знаешь, кто мой батя?”
Так разворачивается не только комедия недоразумений, но и обнажается бездна между его неуместными ответами и реальностью, которая требует более глубоких размышлений и ответов.
Шон Бейкер в своей сцене не просто показывает ровесников, он вскрывает сокровенные нюансы человеческих судеб, которые на первый взгляд кажутся схожими. Разница в возрасте в два года меркнет перед жгучей пропастью восприятия жизни, и вот вопросов становится больше, чем ответов. Кто из них — Эни или Ваня — достойнее уважения в этом жестоком мире? Разве стоит осуждать Эни за её танцы в стрип-клубе, когда её поступок — это лишь один из способов выживания?
А что насчет Вани? Его взаимодействие с Эни носит характер шаблона, который повторяется многократно — можно ли его действия считать безнравственными, если за ними стоят семейные обязательства и забота дяди Тороса?
Не зря Пушкин писал: “Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса”; здесь мы видим отражение вечного цикла жизни, где каждый шаг и каждое решение переплетены в паутине человеческих отношений. Бейкер искусно заставляет зрителя задуматься о гранях морали и стыда, проводя нас по тонкой грани между правдой и вымыслом, между счастьем и трагедией.
Заключительные сцены фильма заставляют задуматься о родительской ответственности в жизни главного героя Вани, сыгранного виртуозно. Николай (Алексей Серебряков) и Галина Степановна (Дарья Екамасова) появляются на экране лишь в финале, и их цель кажется однозначной – «вырвать сынишку из лап мошенницы». Однако, этот подход вскрывает глубинные проблемы. Мать с явным презрением смотрит на Эни, и в этом контексте именно старшие Захаровы обретают сомнительную репутацию.
Николай, погруженный в молчаливое наблюдение, так и не решается открыть рот, тогда как Галина Степановна больше занята шопингом новых коллекций, нежели судьбой своего сына, который постепенно теряет грань между миром игрушек и настоящих людей. Здесь уже не уместны лёгкие комедийные нотки, которые мудро строились на абсурде. Действительность, в которую попадают персонажи, оказывается холодной и безжалостной.
Супруги Захаровы, словно разделённые невидимой стеной, выбирают дистанцию в отношениях с Ваней. Они полагают, что капитал, который они используют как инструмент воспитания, сможет сделать из ребёнка «нормального» человека. Ваня, осознавая наличие проблемы в своей семье, сталкивается с недоумением: «В нашей семье есть большая проблема!» — и это осознание, хоть и болезненное, оказывается лишь словесной формулой, не способной изменить ситуацию.
Когда он пытается принести извинения Эни за удавшуюся довольно бесчеловечную манипуляцию, становится очевидным, что его поступок не имеет силы. Ваня не только не замечает унижения, которое он ей причиняет, но и, что более страшно, не понимает разницы между своими действиями и тем, как воспринимает эту ситуацию сама Эни. Умозаключение Вани о моральном превосходстве оказывается наивным. Тем самым, герой, которого приручили комфортные условия жизни, подвергся невольной эксплуатацией — он, сам того не желая, использовал Эни, оставив её с ложной надеждой.
В этом фильме, словно в живом потоке инстинктов, действующие лица движутся по своим жизненным траекториям, отказываясь от каких-либо компромиссов. Николай Захаров, человек, поглощённый жаждой богатства, предпринимает решительные шаги: сына он отправляет за океан, оставляя за собой лишь тень традиционного семейного уюта. Его жена, эта единственная светская львица, полностью сосредоточена на себе, не оставляя места для сомнений.
На другом краю спектра мы видим Ваню, который живёт мгновением. Зажатый в кокон безмятежности, он использует любые средства для развлечений: алкоголь, наркотики и отстранение от обучения. С девизом «кто у него батя» этот юноша не задумывается о последствиях. Эни, в свою очередь, выступает символом борьбы за выживание в этом жестоком и безжалостном мире.
Её мать и сестра живут несколько тысяч километров в Майами, и, по всей видимости, не проявляют ни капли интереса к собственной дочери. Забудем о том, что материнская жизнь с новым мужчиной — не повод не держать связь с ребенком. Но Эни остаётся в стороне, принимая решение идти своей дорогой. Она зарабатывает, как может. Именно это стремление и демонстрирует Шон Бейкер в своих работах. Эни не цепляется за семью; она уверенно выстраивает свою жизнь.
Ежи в её окружении могут показаться признаком слабости, однако это не мешает Эни воспринимать новую удачу. Ударившись в романтические забавы с богатым молодым человеком, она с лёгкостью охватывает иллюзии, которые, возможно, иллюзорны, но у них есть своя прелесть. Что может быть более опасным и в то же время притягательным, чем надежда, когда тебе чуть больше двадцати?
Выживание — это не просто инстинкт для Эни; это её путеводная звезда в этом безжизненном океане. И неудивительно, что она впадает в ожидания, играя с огнём, и искренне верит в сказку, уводящую её от суровой реальности.
В этом повествовании особое внимание привлекает персонаж Игоря, которого мастерски воплотил Юра Борисов. Он находит свое истинное проявление лишь в финале, демонстрируя archetype защитника. В этом образе мы можем увидеть людей с рыцарским инстинктом — тех, кто готов прийти на помощь и спасти принцессу. Игорь символизирует задумку режиссёра Шона Бейкера, стремящегося воспитать уважение к работникам сектора.
Этот персонаж — один из подопечных Николая Захарова, к которому Ваня с пренебрежением относится, называя их «крепостными». Скоропостижно оказавшись в центре событий, Игорь становится связующим звеном, необходимым для того, чтобы помочь Гарнику разобраться с накалившейся ситуацией. Вначале он удерживает Эни, предотвращая её побег, затем становится её опорой в поисках Вани, превращая миссию в совместное дело. Наконец, он должен отвезти её обратно домой, когда все конфликты утихнут.
Игорь в этом фильме становится символом искреннего добродушия, наивного, но сильного духом человека, который, несмотря на полное отсутствие материальных средств, обладает бесконечно добрым сердцем. Его бабушкина квартира, расположенная в проблемном районе Нью-Йорка, где кажд corner насквозь пропитан атмосферой криминала и торговли запрещёнными препаратами, служит не только жилищем, но и отражением его внутреннего мира.
Игорь, готовый взять на себя защиту девушки, сталкивается с совершенно иным восприятием со стороны объекта своих чувств. Она, не желая общаться с ним, показывает, как глубоко между ними лежит пропасть. Её отвращение, выразительное, как заключительная сцена, говорит о том, что несмотря на его благие намерения, реальность иногда оказывается жестокой и непримиримой.
Как ни посмотри, каждая из линий этой истории пронизана печалью. Главная героиня, ее судьба, ее окружение – все они вызывают чувство жалости, однако в каждой судьбе таится своя уникальная трагедия. Удивительно, но человечество проклято ошибками, и именно они приносят несчастья, требующие времени на исцеление. Близкие люди, которые должны поддерживать и дарить тепло, иногда оказываются причиной тяжких испытаний. Встречи этих несчастных существ лишь усиливают общий драматизм, создавая атмосферу, насыщенную горьким осознанием.
Почему Ветвь именно у “Аноры” – моя версия
Размышляя над новым фильмом, невольно задаешься вопросом: был бы такой фурор, если бы не привязка к теме ветви. Сюжет, повествующий о приключениях русского мажора в Америке, кажется знакомым и предсказуемым. Что нового может предложить история, столь хорошо известная из предыдущих экранизаций и литературных произведений? На этот раз авторы, похоже, попытались насытить повествование свежими деталями, однако сам нарратив встречается как нечто уже прошедшее испытание временем. Интересно, что даже в контексте привычных стереотипов о богатых и нечистоплотных, мы сталкиваемся с недостаточной глубиной персонажей.
Всё дело, полагаю, в следующем. Шон Бейкер – уроженец Нью-Йорка, одного из крупнейших мегаполисов планеты. Он мастерски передал классическую историю в нужное время.
Шон Бейкер в своем фильме «Аноре» использует троп о встрече состоятельного молодого человека и девушки, работающей в стрип-клубе, не столько для создания очередной романтической истории, сколько для подчеркивания иронии. Это рабочая схема, но она выполняет свою функцию, раскрывая темы социального неравенства и поисков истинных ценностей. Бейкер мастерски играет с такими клише, ставя их в неожиданные контексты и давая зрителю возможность увидеть знакомые сюжеты с нового ракурса.актик.
Как типичный представитель американской культуры, автор с умением преобразует своё восприятие русской действительности в удобоваримую для западного зрителя форму. Он мастерски сплетает элементы знаменитых фильмов “Красотка” и “Интердевочка”, создавая многослойное повествование о взаимодействии секс-работников и привилегированного класса. Это не просто сюжет о столкновении разных социальных слоёв — это художественное исследование поведения иностранца на чуждой земле.
Через призму такого взаимодействия разворачивается яркое противостояние богатства и бедности. Данное противоречие рассматривается не только в экономическом, но и в духовном контексте. Очевидный разрыв между финансовыми возможностями персонажей и их внутренним миром рисует сложный портрет общества, где богатство духа часто оказывается на стороне тех, кто, казалось бы, находится ниже по социальной иерархии.
С 2022 года многие покинули Россию, следуя за вихрями известных событий. В этой истории находит отражение судьба тех, кто в поисках новой жизни уехал за пределы родной страны. Даже если вопрос миграции в фильме напрямую не поднимается, несложно сделать выводы: например, Ваня, герой с неясными намерениями, колебался между мечтой о новой жизни в Америке и семейными узами, которые его связывают. Он связывает своё будущее с браком, и эта линия наводит на размышления о том, что же такое «вернуться домой».
Также стоит отметить, что Бейкер, создавая свой рассказ, мастерски указывает на ту непростую закономерность, согласно которой молодая Россия не менее проблемна, чем взрослая. Ярко противопоставляя образ 21-летнего Вани Захарова, режиссёр рисует портрет человека, который кажется полным противоречий. Живя в огромном доме своих родителей, он безбожен в своих желаниях, водит девушек в родительскую спальню и, таким образом, продолжает жизнь с ленью и самодовольством, оплачивая свои капризы с отцовского счёта, одновременно позже выражая презрение к людям, которые его воспитали и заботились о нём. Простой вопрос — кто дурак, а кто умный, остаётся открытым, подтолкнув зрителя к глубоким размышлениям о поколениях и их наследии.
В мире современной молодежи родителям зачастую отводится роль безмолвных зрителей, которые лишь штампуют подобных безалаберных повес, лишённых способности поднять что-то более тяжелое, чем игровой джойстик. С материальными средствами отцов они, словно герои компьютерной игры, проходят свою жизнь, ориентируясь исключительно на обновления: вышло новое на PlayStation – купили, захотел жениться – за капризом в Лас-Вегас, где все осуществляется со скоростью молнии. Проблемы, возникшие на их пути, решаются с помощью отца и его «крепостных», которые, однако, лишь прикрывают поверхность, не пытаясь заглянуть в суть.
Шон Бейкер, как будто обнажая реальность, создаёт в своём новом фильме острый и злой портрет России. Конкурсная комиссия, безусловно, впечатлится, но этот взгляд остаётся горьким и неудовлетворяющим. Грустно осознавать, что такие стереотипы живут в глазах зарубежных зрителей. Тем не менее, режиссёр мастерски схватывает суть типичного русского гулянья, его изнанку и атмосферу, заставляя задуматься о том, как мы сами воспринимаем свою культуру.
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
Ух, какая зарисовка о молодежи! Прямо как будто Гарик Харламов рассказывал: «Простой вопрос — кто дурак, а кто умный, остаётся открытым, подтолкнув зр
Ах, Гарик, ты бы оценил Игоря! Он, как бабушкина квартира, полон безумия и доброты!
О, точно! Ваня — мастер вечеринок, а его жена — королева селфи. Где ж тут дурак, а где умный? 😂
О, точно! Ваня — наш современный герой! Не знал, что «Нефтяник, продаю оружие» — это уже классика! 😂
Это как боевик на минималках: Ваня с батей, Эни с вопросами — комедия недоразумений в действии!
Эй, как будто в Нью-Йорке и правда все правила на паузе, а Ваня — главный ловкач на этой вечеринке!
О, да! Ваня — ловкач, а Нью-Йорк — это просто набор старых мемуаров о мажорах. Сюжет как всегда! 😂
Разница в возрасте — всего лишь цифры, а вот танцы Эни и дяди Тороса — это уже искусство!
Грин-карта, брак и беззаботность — идеальный план, чтобы легализовать свои чувства и грехи!