Скучаете по маскулинности и шовинизму? Австралийская Новая Волна это предлагает! Да, и такое тоже есть!
Каждое новое течение в кинематографе создавалось, потому что было что сказать её создателям. Важные антивоенные, остро-социальные и просто авторские высказывания со своей позицией, где голос одного человека слышался из толпы, которая потерялась в этой жизни, но прислушавшись, вновь поняла, зачем она здесь. Все течения создавались из нужды быть услышанным, вопреки всем внешним факторам.
Ну, почти всегда…
Когда-то Австралия считалась одной из самых привлекательных стран для кинематографистов, однако нельзя утверждать, что она добилась значительного успеха в этой области.
Скорее наоборот!
Все эти фильмы, выполненные в жанре «настолько плохо, что даже хорошо», положили начало целому течению, названному Австралийская Новая Волна. Они были стилизованы под американские фильмы категории B, то есть использовали элементы, присущие фильмам, которые переворачивают нормы того или иного жанра.
Какие жанры можно выделить здесь? Какие сёрферские режиссёры ловили волну категории Б? Как эта волна привнесла разного рода наслоения, сбросив всё лишнее на берег, а кто же его подобрал и черпал вдохновение из этого хаоса? И самое главное: зачем это вообще смотреть?
КАК ЗАРОДИЛОСЬ.
В Австралии произошел настоящий бум феминизма, антивоенных движений и митингов против обязательной воинской службы, а также активные действия по выходу из ядерной гонки. За относительно короткий период времени случилось множество значительных событий, однако в культурной жизни страны киноиндустрия оставляла желать лучшего. Молодежь стремилась быть частью чего-то важного и увлекательного, и зачастую это связывалось с политическими акциями. В то же время им хотелось иногда просто наслаждаться жизнью, а не постоянно стремиться к её изменениям.
Кинематограф в Австралии практически не развивался, и, как это часто бывает с молодыми культурами, он стал подражать более зрелым аналогам. Все началось с запретов и кризисов. В самые трудные времена австралийское кино переживало упадок, тогда как немое кино показывало блестящие результаты. В какой-то момент молодые режиссеры, вдохновленные американскими фильмами, начали создавать свои собственные картины. Жанры, такие как байкерские драмы, эротика, ужас, боевик и триллер, стремительно множились. Просматривая эти ленты, создается впечатление, что они были сделаны с минимальными затратами и на скорую руку. И это действительно так, но забавно, что эти скромные бюджеты частично финансировались Австралийской корпорацией развития кинематографа. Хотя они не выделяли средства на широкий прокат, занимались этим сами кинотворцы. Все равно смешно думать, что нечто весьма спорное на самом деле было спонсировано, скажем так, за счет государственного бюджета, пусть и в пределах условной недели съемок.
Речь пойдет о сёрферах и замечательных фильмах, посвящённых им.
Тим Бёрсталл.
В каждом из нас живет частичка Сторка.
Так звучит слоган фильма о навязчивом долговязом грубияне.
Режиссёр Тим Бёрсталл стал одним из пионеров в использовании низкокачественных жанров, в частности, в молодёжных комедиях с упрощённым сюжетом. Он придерживался мнения, что если на экране молодая девушка продемонстрирует обнажённый торс, это непременно привлечёт зрителей к фильму.
Эта теория, перейдя в практику, успешно применялась на протяжении всей его фильмографии и не только.
Можно считать, что подобные жанровые фильмы привлекали лишь зрителей, не отличавшихся особой разборчивостью. Однако лучше всего описывает атмосферу Австралии того времени тот факт, что комедия «Сторк» удостоилась нескольких наград Австралийского института кино, включая призы за лучший художественный фильм, лучшего режиссера и лучшего актера. Это сродни тому, как если бы «Американский пирог» получил Оскар за лучший фильм года. Следующим успехом стала сексуальная комедия «Элвин Пёрпл» (1973), в которой вместо озабоченного героя в центре сюжета оказался обычный парень, вокруг которого вертится все действие. Можно ли было утверждать, что Бёрсталл ограничивался только молодежными комедиями? Его лента «Петерсон» была замечена за пределами континента, и сам Стэнли Кубрик высоко отзывался о ней. Однако зрителей больше интересовали привычные и популярные проекты. Фильмы, такие как «Либидо» или «Эндшпиль», выглядели более привлекательными и не только с точки зрения кассовых сборов. В боевике «Штурмовой отряд Z» дебютировал молодой Мэл Гибсон.
Существовали и чистые драмы, которые стремились продемонстрировать серьезный кинопоработник, намекающий на возникновение нового австралийского кино, отличного от комедийного жанра. Ярким примером может служить фильм «Дуэт для четверых». Тем не менее, создатели не упустили шанса снять картину в жанре эротического вестерн-боевика под названием «Голая земля».
Ричард Франклин.
Тим Бёрсталл интересуется эротикой? В этом жанре особенно выделяется фильм «Фантазм» Ричарда Франклина, который стал известным и успешным. Описание картины лишнее… Достаточно упомянуть, что это сборник эротических и местами порнографических новелл, соединённых лекцией сексолога. Фильм оказался настолько популярным, что Франклин без долгих раздумий решил снять продолжение.
В то время в Австралии не было ничего постыдного в том, чтобы запечатлеть красоту своего тела на долгие годы. Именно так смотрели на эту практику девушки. С развитием феминизма, конечно, стали воспринимать это как эксплуатацию или сексплуатацию — термин, который стал названием этого жанра, на который зрители ходили с большим интересом. Однако стоит подчеркнуть, что речь не идет о массовом прокате. Эти фильмы показывались в кинотеатрах под открытым небом, известных как drive-in, что пришло из Америки; зрители могли смотреть фильмы, находясь в своих автомобилях.
Важно отметить, что Ричард Франклин не был самоучкой и считается одним из первых выпускников киношколы. Он учился в Университете Южной Калифорнии в одной группе с такими известными режиссерами, как Джордж Лукас, Роберт Земекис и Джон Карпентер.
Он великолепно ощущает настроение зрителей, понимая их желания и страсти, поэтому создает еще один хит, в который мастерски вписывает драму, триллер, фантастику и элементы эротики. Он стремится угодить всем, предлагая название, которое легко запоминается — «Патрик». Фильм рассказывает о Патрике, попавшем в необычное состояние комы после убийства своих родителей. В этом состоянии с открытыми глазами он использует телекинез, чтобы расправляться с окружающими. Финал картины, который лучше не раскрывать, оставил миллионы австралийцев в восторге и страхе одновременно…
Если недостаточно микса жанров и необычных сюжетных поворотов, стоит упомянуть, что этот режиссёр создал сиквел к фильму «Психо». Да, речь идет о ленте, которую назвали «Психо 2». Ричарда Франклина иногда называли австралийским Хичкоком. Эти два режиссёра оставались друзьями до самой смерти Альфреда. Хотя этот фильм не достиг той же гениальности, что и оригинал, он всё равно оказался успешным как в прокате, так и в глазах критиков.
Семейное кино, ориентированное на широкую аудиторию? Безусловно, это вполне реально. Уже само название фильма «Плащ и кинжал» напоминает о жанре, который был на пике популярности в Голливуде и за его пределами в 20-х и 30-х годах. Тем не менее, самым успешным проектом Ричарда Франклина остается его работа в качестве продюсера, и, как вы могли догадаться, речь идет о фильме «Голубая лагуна», созданном человеком, снявшим «Фантазм».
Саймон Уинсер.
Хотя Ричард Франклин и снял сиквел к «Психо», титул австралийского Хичкока вполне заслуживает и Саймон Уинсер, прославившийся благодаря фильму «Снимок». Это как если бы объединить «Фотоувеличение» Антониони с «Коллекционером». Наиболее известная и даже культовая сцена — это момент с комнатой, стены которой украшены одной и той же фотографией девушки. Это словно если бы Альфред Хичкок адаптировал «Коллекционера» Фаулза. Эту сцену также запомнили тем, что во время съемок девушка чуть не погибла от огня…
В фильме «Арлекин» поднимаются самые деликатные темы, при этом не стесняясь использовать откровенные сцены. Всё это происходит в рамках жанрового подхода, сочетая остросоциальную и местами политическую драму с элементами фэнтезийного триллера.
Австралийскому Хичкоку лучше всего удавались вестерны. Хотя многие зрители могут узнать такие фильмы, как «Фар-Лэп» и «Лёгкая Кавалерия», назвать их культовыми не получится. Эти картины сегодня выглядят как классика, но настоящую культовую славу Уинсер завоевал лишь в 90-х годах. Фильм «Джек-Молния» слишком часто транслировали по телевидению, чтобы о нем можно было забыть — в нем снялись звезда «Крокодила Данди» и Куба Гудинг младший. А после успеха «Харлея Дэвидсона и ковбоя Мальборо» казалось, что создавать новые фильмы уже не имеет смысла. Тем не менее, этот период оказался очень успешным для австралийского режиссёра.
Мини-сериал «Одинокий Голубь» с Робертом Дюваллем, Томми Ли Джонсом и Дэнни Гловером в главных ролях завоевал Золотой Глобус в категории лучший мини-сериал.
Такой формат, безусловно, является комфортной средой для Саймона Уинсера, поскольку он начинал с этого жанра. При этом он не потерял своего мастерства и добавлял уникальную изюминку в каждый вестерн, который создавал. Именно поэтому Джордж Лукас часто приглашал его для съемок эпизодов о молодом Индиане Джонсе.
Дэвид Хеммингс.
Хеммингс действительно является весьма успешным фильммейкером. Когда он выпустил свой фильм «14» в 1973 году, то удостоился двух наград на Берлинском кинофестивале.
В этом тексте стоит выделить контраст между рассматриваемым фильмом и картиной «Выживший». Последний представляет собой один из самых увлекательных представителей жанра ужасов, который одновременно можно отнести к фильмам-катастрофам. Сюжет разворачивается вокруг пилота, чья воздушная машина терпит крушение с пассажирами на борту. Он принимает решение изменить траекторию и в итоге спасает целый город, но, к сожалению, самолет разбивается. Единственным выжившим оказывается пилот, которого терзают призраки трехсот погибших пассажиров. Даже на уровне синопсиса это выглядит как поистине гениальная идея, напоминающая стиль Хичкока. Этот проект является авторским фильмом категории B.
Тем не менее, это имя более всего известно благодаря его роли в фильме «Фотоувеличение» Антониони, где он сыграл главную партию. Вероятно, именно поэтому его фильмы различаются даже на уровне сюжета. Визуальная составляющая не исключение, если говорить не о жанровом кино. Дэвид Боуи и Марлен Дитрих доверяли ему свои роли, при этом Дитрих, казалось, уже завершила свою актёрскую карьеру, но именно «Прекрасный жиголо – несчастный жиголо» стал её последним фильмом.
Фильм «Выживший» стал ярким свидетельством появления национального кинематографа Австралии. Можно ли представить, что его создателем и режиссером оказался один и тот же человек, что и фильм «Жигало»? Дэвид Хэммингс отлично осознавал особенности страны, в которой работал, и сумел создать фильм, отражающий атмосферу этого места. И его решение оказалось удачным.
Филипп Мора.
«Бешеный Пёс Морган» — вероятно, самый выдающийся фильм Филиппа Мора. Это жестокий и беспощадный вестерн, который стоит выделить среди всей подборки. Он привлекает внимание не только как интересный эпизод в истории кино, но и благодаря своей оригинальности и самобытности.
В главной роли после пятилетнего запоя зрители увидели Денниса Хоппера, который удивил своей игрой! Как ему удалось так здорово сыграть, находясь в таком состоянии? Фильм получился действительно отличным, и все его особенности, включая плохую накладную бороду у главного героя, монтажные приемы, которые передают смысл, а не углубляются в актерскую игру или развитие сюжета, а также низкое качество изображения, напоминающее 16-мм пленку, только усиливают стиль картины. Эта уникальная атмосфера делает фильм особенным, позволяя наслаждаться им всем любителям вестернов.
Однако, можно сказать, что это режиссёр единственного действительно значимого фильма, так как остальные его работы напоминают картины категории B, созданные в рамках этого же уровня. Лишь преданные поклонники этого жанра могут отыскать в них что-то интересное и увлекательное.
Уже в 80-е годы он переедет в США и сможет пригласить Рутгера Хауэра на ведущую роль в фильме «Редкая порода» 1984 года.
Брайан Тренчард-Смит.
Все обожают Брюса Ли? Вот вам альтернатива — ещё более харизматичный, сильный и эффектный герой в фильме «Человек из Гонконга» (1975). Этот фильм стал одним из первых представителей жанра эксплуатации, посвящённого кунг-фу. Интересно, что его существование было под вопросом! Режиссёр изначально посетил Гонконг с намерением снять документальный фильм о Брюсе Ли, но после его трагической смерти кардинально изменил свои планы. Вместо документалки он решил создать своего собственного Брюса Ли, как бы оживив его на экране.
Однако Брайан Тренчард-Смит остался в памяти зрителей по другим причинам. Во-первых, это Николь Кидман, сыгравшая в фильме «Бандиты на велосипеде». Этот малобюджетный фильм был выдвинут на условном австралийском Оскаре сразу в четырех категориях.
Вторая причина немного отличается. Фанаты «Бегущего Человека», «Голодных Игр» и «Игры в кальмара» могут поблагодарить безумный трэш фильм «Охота на индюшек».
Даже некоторые австралийские актеры и режиссеры в этих жанрах отмечали, что это нечто чрезмерное. Фильм ужасен, груб и жесток, и трудно осознать, что он действительно существует. Рассматривая этот фильм, видно, что австралийские режиссеры совершенно не заботились о безопасности. Их отношение к актерам и каскадерам было очень суровым. Правила безопасности ими игнорировались, улицы и дороги не ограждались, каскадеров поджигали, снимая их в длинных планах, а падения с большой высоты были обычным делом. Если падение происходило в воду, то каскадеры часто выходили из нее уже с огнем. Аварии на съемках, падения с лошадей, мотоциклов и вертолетов, использование настоящих патронов вместо холостых… Конечно, такие подходы не могли не привести к неприятным последствиям. Почему же так происходило? Дело не только в нехватке средств на качественную подготовку, но и, скорее, в смелости и стремлении создать что-то впечатляющее и безумное, что отражало бы внутренние переживания героев. И этот подход действительно срабатывал.
Джордж Миллер.
Наверное, самый знаменитый фильм австралийского производства, который стал основой для целой франшизы. Это трэшовый дизельпанк, в котором в роли безумного Макса блеснул Мэл Гибсон, подаривший фильму свою неординарную энергетику и получивший за это известность. Джордж Миллер — один из самых известных австралийских режиссёров, который способен снимать самые разные фильмы. Даже не смотря на «Безумного Макса», можно понять, насколько эксцентричен Миллер, просто взглянув на его фильмографию. Удивительно, что автором как «Безумного Макса», так и фильма о свине по имени Бэйб является один и тот же человек!
Тем временем, Джордж Миллер является ярким примером выдающегося австралийского режиссёра, который преодолел рамки эксплуатационного кино. Несмотря на то, что может показаться, что такие фильмы не привлекут зрителей, у этого жанра было немало поклонников, среди которых были и весьма значимые фигуры в истории кинематографа. Трудно не восхищаться «Безумным Максом», учитывая, что его увидело огромное количество зрителей, а при бюджете меньше 400 австралийских долларов картина заработала почти 100 миллионов долларов США…
Питер Уир.
Питер Уир, наряду с Джорджем Миллером, является, возможно, величайшим австралийским режиссёром, который, хотя и начинал с работ в жанре трэш, вскоре оставил это направление позади. Его коллеги относились к нему с недоверием и иронично именовали «интеллектуалом», а некоторые даже называли его предателем. Это связано с тем, что он и Джордж Миллер покинули родную Австралию, чтобы попробовать свои силы в Голливуде.
Тем временем его фильмы говорят о себе сами, без ненужных объяснений. Это может быть австралийская военная драма «Галлиполи», американский фильм «Свидетель» с Харрисоном Фордом, нестареющая интеллектуальная классика «Общество мертвых поэтов» или культовый «Шоу Трумэна» с Джимом Керри. Хотя, стоит отметить, что большинство его работ были созданы именно в Америке.
Мусор на берегу.
Тим Бёрсталл начинал свою карьеру с молодёжных комедий, но также создавал такие фильмы, как «Петерсон» и «Кенгуру», который стал участником Московского Кинофестиваля. Несмотря на успех, режиссёр не проявлял снобизма. В его работах всегда присутствовали эротизм и простота. Он страстно любил своё дело и мечтал о том, чтобы австралийское кино заняло достойное место среди лучших мировых произведений. Как говорили его коллеги, именно из-за недостижимости этой мечты он ушёл из жизни.
Ричард Франклин в последние годы своей жизни преподавал в Школе кино и телевидения в Австралии до самой своей кончины. Его карьера не ознаменовалась выдающимися успехами и заметными премьерными показами, хотя Квентин Тарантино отмечал, что «Дорожные Игры» является его любимым австралийским фильмом.
Дэвид Хеммингс, безусловно, является более заметной фигурой в качестве актёра, чем режиссёра. Определить его принадлежность к какой-либо стране сложно, и его связь с австралийской волной также не совсем однозначна. Тем не менее, этот космополит всё же нашёл способ внести свой вклад в категорию Б, что в конечном итоге помогает лучше понять это явление в австралийском кинематографе, чем сам Дэвид Хеммингс.
Брайан Тренчард-Смит снял свой последний удачный телевизионный фильм «Сахара» в 1995 году, но, похоже, ему так и не донесли, что эпоха австралийского кино уже завершилась. Он продолжил снимать неоднозначные проекты, игнорируя изменившееся время и контекст. Его фильмография пополнилась такими лентами, как «Тиранозавры Ацтеков» и четвёртая часть «Лепрекона», в то время как ему не было дела до общественного мнения, как и зрителям до этих фильмов.
Если кажется, что эпоха Австралийской Волны исчерпала себя, стоит вспомнить о Саймоне Уинсере. Он может достичь успеха не хуже, чем Джордж Миллер, просто его творческий путь пройдет в сериалах и вестернах, как, например, в фильме «Монти Уолш» (2003). Также стоит отметить успешный телевизионный проект «Раскаты Грома», где вестерн переплетается с современными реалиями. Уинсер найдет свою аудиторию и не попытается покорить звезды, ведь режиссеры категории B обычно не стремятся получать номинации на Золотой Глобус, как это сделал его мини-сериал «На Запад» в 2007 году. Несмотря на это, Саймон Уинсер мог бы добиться успеха в эпоху стриминга, но, тем не менее, завершил свою карьеру в 2011 году.
Удивительный Джордж Миллер, возможно, перевершит успех Саймона Уинсера и станет главной темой множества отдельных томов и видеоэссе. Этот выдающийся мастер мировой и австралийской киноиндустрии, который экспериментирует с анимацией, мелодрамами и комедиями, при этом неизменно возвращается к своим корням. И в каждом новом произведении его киноязык остается уникальным и отличительным, не похожим на все предыдущие работы.
Питер Уир кажется связанным с Австралией лишь благодаря своему месту рождения. Он космополит и постоянный участник оскаровских гонок. Его фильмы, такие как «Хозяин Морей», представляют собой как зрелищные, так и интеллектуальные блокбастеры, которые оставляют нам классику, пересматриваемую даже спустя столетие. Несмотря на то что сейчас он в полном здравии, его последний фильм был снят почти 15 лет назад. К сожалению, во время вручения почётного Оскара за вклад в кинематограф не было никаких намёков на его будущую работу.
Филипп Мора выступил как режиссёр фильма «Миссис Птеродактиль». Это произведение можно рассматривать как символ его творчества и всего движения Новой Австралийской Волны в кино.
Зелёные Земли . Пустыня.
Спустя чуть более десяти лет волна иссохла. Но что же осталось после нее? Поколение 90-х выросло на незатейливых молодежных комедиях, корни которых уходят в Австралию. Трюки и смелость каскадеров продолжают вдохновлять и восхищать. Одним из главных приемов этого времени стало создание фильмов, которые были настолько плохи, что становились отличными, а иногда даже гениальными. Это дало жизнь целому поколению кинорежиссёров, создававших фильмы исключительно ради удовольствия и развлечения, без притязаний на глубокую философию, хотя, конечно, встречаются и исключения.
Если говорить о сокровищах австралийского кино, то стоит упомянуть таких величайших режиссёров, как Джордж Миллер, Питер Уир, Саймон Уинсер, Тим Бёрсталл и Ричард Франклин. Не забываем и о звездах, которые выросли на этих фильмах или даже снимались в них: Николь Кидман, Джеффри Раш, Мэл Гибсон, Рассел Кроу, Хью Джекман, Кейт Бланшетт, Хит Леджер и Крис Хемсворт. Австралия имела все шансы составить конкуренцию Голливуду, однако для национального кино, опирающегося на популярные голливудские жанры, уже было слишком поздно, особенно вторая половина двадцатого века.
Тем не менее, эта волна кино ярко иллюстрирует, что не всегда картины должны поднимать важные вопросы или выводить зрителей из экзистенциальных кризисов. Они могут приносить радость, развлекать, будоражить, иногда удивлять своей глупостью, что также имеет свою прелесть. Кино может добавить адреналина в ту жизнь, в которой его порой не хватает, и предоставить возможность отдохнуть умом и душой, не беспокоясь о завтрашнем дне.
Среди большого количества подобных фильмов всегда найдется тот, который привлечет своего зрителя, при этом вовсе не обязательно иметь голый торс в кадре. Есть множество жанров, которые можно использовать, и, следовательно, аудитория обязательно отыщется.
_____________________________
Какой австралийский режиссёр вам больше всего нравится? И какой из его фильмов является вашим фаворитом? Делитесь мнениями в комментариях и ставьте австралийские лайки! Желаем всем здоровья и добра! Не забудьте подписаться!
Мы в телеграм: https://t.me/kinobimbers
«Кажется, во мне проснулась частичка Сторка, ведь я только что посмотрел фильм, где режиссёр Тим Бёрсталл снова доказал, что молодёжные комедии с упрощённым сюж
«О, да, Тим Бёрсталл – мастер каскадёрских трюков!»
«Да, молодёжные комедии — это искусство! А где Оскар за ‘Миссис Птеродактиль’?!» 😂🎬
Согласен! Тим Бёрсталл — настоящий маг, но комедии всё же не могут затмить «Либидо»!
Конечно! Тим Бёрсталл, как всегда, удивляет! «Голая земля» — это шедевр жанра! Смотрим дальше!
Какие жанры тут? Сёрферы ловили волну категории Б, сбрасывая на берег лишнее, а мы смотрим, чтобы понять, как австралийский феминизм мог вдохновить на создание таких шедевров!